7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ФОРТЕПИАНО
Уроки
Введение
Полезные советы
Расположение нот
Альтерация
Легато
Рисунок игры
Практика
Триоли
Нотное приложение
Упражнения
Дополнительные-1
Дополнительные-2
Маленькие прелюдии И.С. Баха




Расположение нот на нотоносцах

Леонид Гурулев

Упражнение. Попробуйте называть ноты в тех упражнениях, которые мы с Вам пытались подобрать на слух на прошлых занятиях. Лучше, если Вы будете петь названиями нот. В музыкальных школах такой предмет (пение по нотам) называется сольфеджио.

Фрагмент фортепианной клавиатуры. Напоминаю, что нота до первой октавы на находится посередине клавиатуры.

Примеры для исполнения мелодии в обоих ключах разными пальцами (не связно).

Немного теории. Более подробно это будет рассматриваться в одноименном разделе наших занятий.

Мелодии, записанные на двух нотоносцах, исполняются двумя руками: правой рукой - ноты, помещенные на верхнем нотоносце, а левой рукой - на нижнем. В нотной записи музыкальное произведение делится на маленькие равные части, которые называются тактами. Один такт от другого отделяется тактовой чертой. Каждый такт имеет равное количество долей, что указывается цифрами, поставленными в начале пьесы около ключа. Верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя - длительность этих долей. Эти цифры указывают размер такта.

Первая доля такта называется сильной долей. В конце пьесы ставится двойная черта. А двойная черта с двумя точками (реприза) указывает, что вся пьеса или ее часть исполняется два раза. Две или несколько одинаковых нот, связанные друг с другом дугами (лигами), составляют один непрерывный звук, длительность которого равняется сумме длительности всех этих нот.

Например:

В начале пьесы указывается, в каком темпе или в каком характере надо исполнять это произведение. Например: неторопливо, умеренно, скоро, весело, легко и т.д.

Попробуйте разобрать два упражнения, играя двумя руками. Не торопитесь, играйте ровно.

Послушаем 1-ое; Послушаем 2-ое

Поверьте, ничего зазорного не будет, если Вы иногда будете заглядывать на предыдущие занятия, для того, например, чтобы вспомнить, что такое аппликатура, как надо сидеть за инструментом и других мелочей, необходимых для более-менее успешного обучения.

Для того, чтобы музыка ЗАЗВУЧАЛА, мало оттарабанить по клавишам нотный текст. Так и я сам могу, а Вам надо оживить музыкальное произведение. Неважно, какой степени трудности оно. Можно красиво сыграть и детскую пьеску, а можно изуродовать прекрасную музыку. Для этого мы сегодня познакомимся с динамическими оттенками.

Послушаем Прошу учесть, что динамические оттенки в этом упражнении я немного "утрировал", чтобы Вам было более понятно. Этюдом называется пьеса технического характера, а иногда и просто упражнение, представляющее собой законченное музыкальное построение. Очень полезно прохлопать (я имею в виду ладошками) ритм пьесы, считая вслух.

С первых же номеров игры необходимо точно соблюдать указанной аппликатуры (не от делать же нечего я с такой любовью проставляю циферки над нотами). Поймите, это является первостепенным условием воспитания рациональной техники исполнения. Постепенно Ваши пальчики сами будут находить нужную ноту правильно.

Добивайтесь осмысленной фразировки и объединения отдельных звуков в маленькие фразы. Особое внимание нужно обращать на нюансировку, соответствующую строению мелодии и ударным слогам в словах. Параллельно с изучением пьес и этюдов полезно играть различные упражнения, помогающие овладеть теми или иными пианистическими приемами. Играя их, Вы сможете сосредоточить свое внимание на технически правильном выполнении задания, используя полученные при этом навыки для исполнения пьес и этюдов. Постарайтесь сами придумывать различные варианты упражнений в зависимости от конкретных задач, возникающих в процессе занятий. Это могут быть упражнения

на поступательное движение:

на переносы руки:

на скачки:

на правильную постановку первого пальца:

на укрепление слабых пальцев — четвертого и пятого:

Напомню, что Вы должны подбирать упражнения от разных звуков, приучаясь играть не только на белых, но и на черных клавишах. Целесообразно играть упражнения, применяя различную аппликатуру. Левой рукой упражнения следует исполнять окавой ниже. Другой принцип составления упражнений состоит в вычленении трудных мест из пьес и этюдов и их транспонирование. Этот принцип очень эффективен и должен применяться не только на ранних, но и на последующих этапах обучения, особенно пря работе над виртуозными пьесами и этюдами. Помните что при всей важности игры упражнений ими не следует переружаться. Упражнениями занимайтесь в умеренных дозах, но и не забывая об их огромной пользе. Прежде чем перейти к следующей теме, хочу дать Вам небольшой совет для развития пальчиков. При поездке в общественном транспорте, или еще где, когда у Вас появляется свободное время, представьте себе, что Вы играете на клавиатуре. Вот и нажимайте пальчиками. Кроме развития пальцев еще появляется навык сольфеджио, то есть звучание нот в голове, при условии, что Вы будете "импровизировать" игру на инструменте осознанно, представляя мысленно каждую нотку.