7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ФОРТЕПИАНО
Уроки
Введение
Полезные советы
Расположение нот
Альтерация
Легато
Рисунок игры
Практика
Триоли
Нотное приложение
Упражнения
Дополнительные-1
Дополнительные-2
Маленькие прелюдии И.С. Баха




Усложняем рисунок игры

Леонид Гурулев

Мы уже имеем представление о ритмическом рисунке. Теперь давайте будем учиться более сложному рисунку. Не пугайтесь, ничего страшного. Не такой он уж и более сложный. Мы раньше играли, в основном, одинаковыми длительностями. Но по теории проходили тему "Нота с точкой". Вот сейчас и разберемся с этими и точками, и нотами, и другими штучками-дрючками.

Напомню, что точка, поставленная с правой стороны около ноты, увеличивает ее длительность наполовину. В упражнении как раз и начинается это самое. Стоит четвертная нота с точкой. Говорим: "раз (естественно, одновременно с нажатием на клавишу), два..." и после слова "два" ударяем на следующую ноту. То есть немного задерживаемся. Вот и все. А теперь пора слушать и учить.

Новый урок, и опять про пастуха. Не потому, что меня тянет к этому виду профессии, а потому, что выучив эту пьеску, Вы узнаете новенькое. К примеру, изменение ключа в партии правой руки. Напомню, что нота до первой октавы (пишется на первой нижней добавочной) в скрипичном ключе равна ноте до первой октавы (пишется на первой верхней добавочной) в басовом ключе. Пьеса богата динамическими оттенками. Вспомним: крещендо - (crescendo) - постепенное усиление звучности. Диминуэндо - (diminuendo) - постепенное ослабление звучности. Знак (фермата) означает, что данную ноту, аккорд или паузу (в моих произведениях мне больше всего нравятся паузы) надо выдержать несколько дольше, чем они написаны. Ну, а теперь, после прослушивания, можно приступить и к разучиванию.

При игре двумя руками партия левой руки была весьма легкой. А теперь давайте усложним. Конечно, ничего сверхсложного я Вам предлагать не буду, но чуть-чуть разнообразим.

Послушать.

Немного теоретического курса (напоминаю, что подробнее смотрите в разделе "Теория").

Нота, напечатанная мелким шрифтом, называется форшлагом. Форшлаги прибавляются к основным звукам как украшение. В предлагаемой Вашему вниманию пьесе (как и в других, которые Вы будете играть) форшлаг следует исполнять за счет предыдущей длительности.

В последнем такте записан "непонятный" знак. Сейчас мы быстренько разберемся и с ним, а потом будем уже играть. Вообще, играть надо по возможности больше. Для вырабатывания техники и навыков игры. Итак, нарисована цифра "8" с пунктирной линией. Видите? Так вот, если такой знак Вы встретите над нотами (как и в данном упражнении), то на всем протяжении пунктирной линии ноты играются на октаву выше. Ну, а если под нотами... А вот угадайте с одного раза, что тогда делать надо.


Послушайте.

Два этюда, предлагаемых Вашему вниманию, помогут более свободно ориентироваться на клавиатуре обеим рукам. Представьте, что Вы выступаете на сцене и красиво переносите руки на октаву вверх (вниз), чтобы зрители по достоинству оценили Ваше мастерство.

Послушайте.

Послушайте.

Познакомимся (если еще не знакомы, хотя мы проходили на "Уроках теории") с таким термином, как вольта. Прошу не пугаться и не путать с электрическим напряжением. Итак, знак назвается (правильно!) вольтой. Он означает, что вся пьеса, или ее часть, повторяется. При повторении не нужно играть нотный материал, расположенный под первой вольтой, а следует сразу переходить на вторую. Рассмотрим на примере "Менуэт" СПЕРОНТЕСА. Играем с самого начала, доходим до знака "реприза" (напомню, что это знак повторения), начинаем опять играть с самого начала, как только доигрываем до 1-ой вольты, сразу же "перескакиваем" ко второй. Вольт может быть и больше, в зависимости от настроения композитора. Вот захотел он, понимаете ли, повторить раз пять, но каждый раз с другим окончанием музыкальной фразы. Вот и получится 5 вольт. Еще вольты бывают "Для повторения" и "Для окончания". В основном применяются такие вольты для песен (куплетов). А теперь внимательно рассмотрим нотный текст, мысленно отметим, что размер три четверти, при ключе один диез - фа. Составим "план игры", т.е. где и что повторим, и... вперед, друзья. Желающие могут прослушать миди-файлик.

В пьесе Л.Моцарта Бурре отметим, что репризы (повторение части пьесы) есть, а вольт нет. Значит, повторяем каждую часть по 2 раза. Соблюдайте динамические оттенки, аппликатуру, legato и staccato. Послушать.