7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ФОРТЕПИАНО
Уроки
Введение
Полезные советы
Расположение нот
Альтерация
Легато
Рисунок игры
Практика
Триоли
Нотное приложение
Упражнения
Дополнительные-1
Дополнительные-2
Маленькие прелюдии И.С. Баха


Играть онлайн в аппарат Blood Suckers II бесплатно тут https://slotokubik.ru/blood-suckers-ii/.


Знаки изменения высоты звуков - Альтерация

Леонид Гурулев

Несколько раз на предыдущих занятиях мы употребляли термин "черные клавиши". Пора познакомиться с ними поближе.

Октава состоит из семи основных звуков, но разделена на 12 равных промежутков - полутонов. Расстояние полутон встречается только между двумя парами соседних белых клавиш - ми-фа и си-до.

Посмотрите на рисунок и Вы увидите, что как раз между двумя такими нотами нет черной клавиши. Исходя из этого делаем вывод, что между всеми другими нотами расстояние составляет два полутона, или тон. Для обозначения промежуточного звука применяются специальные знаки диез - (знак повышения звука на полтона), бемоль - (знак отмены диеза или бемоля). Знаки альтерации, выставляемые при ключе, называются ключевыми и действуют на протяжении всего музыкального произведения. То есть все ноты, соответствующие по названию этим знакам, надо играть с диезом или бемолем. Знаки альтерации, стоящие около ноты (случайные знаки), сохраняются только в одном такте в той же октаве.

Разберем упражнение. При ключе стоит знак диез (фа). Вспомним, что ключевые знаки действуют на протяжении всего произведения. Значит, все ноты фа, независимо от октавы, исполняются как фа-диез. В конце упражнения стоит знак динамического оттенка (мы проходили это на предыдущих занятиях). Напомню, что в последних двух тактах - постепенное ослабление силы звука (играем тише - тише и еще тише).

Послушаем

Еще одно упражнение. Повеселее немного, но не слишком торопясь. Следим не только за аппликатурой и осанкой, но и стараемся во время игры не горбиться, не напрягать кисти рук. Упражнение начинается из-за такта, т.е. начинаем считать со счета "4", первую долю следующего такта немного выделим силой удара (в меру только, пожалуйста, не надо ломать инструмент - он Вам еще пригодится). И еще, обратим внимание, что стоит ключевой знак си-бемоль. В предпоследнем такте эта нота и появится.

Послушаем

В упражнении "КАЗАЧОК" надо разучить верхнюю мелодию (два верхних нотных стана я пометил "Соло"). Обратить внимание на ключевой знак фа-диез. Несколько восьмых (шестнадцатых), расположенных подряд, могут объединяться ребрами длительности.


(Пример ребер длительности)

Аппликатуру я не проставил. Постарайтесь использовать навыки предыдущих уроков. Два нижних нотных стана будут Вам аккомпанировать, после того, как Вы разучите (послушайте) свою партию.

Послушайте, как должно звучать все вместе. А вот под этот аккомпанемент постарайтесь сыграть сами.

На "Уроках теории" мы проходили тему "Акцент". Давайте закрепим эту тему на "Уроках игры на фортепиано". Прежде чем приступить к разучиванию следующих упражнений, внимательно посмотрите на ноты и отметьте мысленно, что знак ">" показывает, что данный звук надо сыграть громче, а знак "-" означает, что этот звук следует сыграть протяжнее, слегка его выделяя. Точки над или под нотами означают, что данные звуки следует играть коротко, отрывисто (Staccato).


Послушать

В "Этюде" Е.Гнесиной Вы начнете играть на черных клавишах. Внимательно разучите (желательно наизусть), а потом сыграйте этот же "Этюд" по памяти, начиная с ноты соль, а не с соль-бемоля. Очень полезно для развития слуха.


Послушать

Последнее упражнение по закреплению работы над звуком. Нет, над звуком работать надо всегда. Это я так, к слову.

Сначала небольшие советы. Хотя они уже и старые, не раз я Вам говорил, но... "Повторенье - мать ученья". Начинаем потише, постепенно усиливаем звук, затем звук затихает. Напомню, что при ключе стоит знак си-бемоль. То есть все ноты си, встречающиеся в упражнении - играются си-бемоль. Кто захочет сыграть аккомпанемент, то прошу обратить внимание на случайный знак до-диез. Последние четыре такта повторяются два раза (видите знак репиризу?)


Послушать

Послушать Соло. Послушать аккомпанемент.

Одно- и двухэтапное наращивание кости челюсти под зубной имплант в сети провереенных клиник.