|
|
|
Знаки повышения и понижения звуков
Леонид Гурулев
Давайте внимательно посмотрим на рисунок (сверху). Основные ноты на белых клавишах Вам уже знакомы, верно? Сегодня мы познакомимся со знаками альтерации. Пока скажем так: они находятся на черных клавишах, чтобы для начала Вам было легче сориентироваться, хотя на самом деле... Но об этом чуть попозже. Между нотами "до" и "ре" находится черная клавиша, котрая имеет, как Вы видите, двойное название: "ре-бемоль" и "до-диез". Посмотрите, как обозначаются знаки диеза и бемоля. Дальше, надеюсь, Вы разберетесь сами, глядя на рисунок. Только запомните: знак "диез" обозначает то, что ноту, перед которой диез поставлен, надо повысить на полтона, а "бемоль", наоборот - понизить. А теперь, чтобы у Вас не сложилось ложного впечатления, что знаки альтерации (точнее, альтерированные ступени) находятся только на черных клавишах, рассмотрим еще один вариант. Если взять ноты "ми" и "фа"... там черной клавиши, увы, нет. Что получается? Получается вот что. "Ми-диез" это есть не что иное, как белая клавиша "фа". Понятно? А вот "фа-бемоль" - это белая клавиша "ми". Есть еще знак альтерации, который нам сегодня пригодится: бекар . Этот знак отменяет предшествующие хоть диезы, хоть бемоли... Чуть-чуть подробнее - в разделе "Теория". Предлагаю Вам упражнение на эту тему: Для самостоятельного разучивания в нашем "нотном приложении" я опубликовал "Маленькую полечку" П.Лондонова. С расположением альтерированных нот на левой клавиатуре познакомимся с помощью рисунка. Заодно узнаем расположение нот на вспомогательном ряду, а то получилось так, что мы (точнее, я) этот ряд самым бессовестным образом проигнорировали. Внимательно присмотревшись, увидим, что добавлен еще один ряд (нижний по рисунку). Это ряд уменьшенных септаккордов, буквенно обозначается - Ум. Прочитать на таком маленьком рисуночке названия нот довольно-таки сложно. Но это для общего просмотра в ознакомительных целях. Более качественно можно увидеть, скачав сархивированный файлик 14_04.zip.
|