7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
Контрабас
История инструмента
Музыкальный инструмент контрабас
История контрабаса
История смычка
История игры на контрабасе
Восемнадцатый век
Девятнадцатый век
Итальянское контрабасовое искусство
Джованни Боттезини
Итальянские школы игры на контрабасе XIX века


На сайте https://deko.group/uslugi/gazon/ благоустройство газона в Москве и области!



История игры на контрабасе в 18 веке


Мы начинаем рассмотрение контрабасового искусства с середины XVIII века, то есть времени, когда появилась первая методическая и художественная литература для контрабаса, когда использование его в оркестре стало обязательным, наконец, когда крупные солисты завоевали инструменту всеобщее признание.

Первую «Школу» для контрабаса издал в середине XVIII века во Франции Мишель Коррет. Он был виолончелистом, но в ту эпоху музыкальный педагог часто обучал учеников игре на многих инструментах. «Школа» Коррета носит довольно пространное заглавие: «Методика, чтобы научиться играть на контрабасе с тремя, четырьмя, пятью струнами». В этом труде автор приводит рисунок контрабаса, который ничем, вплоть до ладов на грифе и резонансных отверстий в виде скобок, не отличается от контрабасовой виолы. В своей «Школе» Коррет указывает, что во Франции контрабас появился в XVIII веке и первыми исполнителями на нем были Монтеклер и Саджиони.

Сам факт появления «Школы» Коррета свидетельствует о том интересе, который начал проявляться к контрабасу с середины XVIII века, вследствие чего возникла потребность в специальном контрабасовом учебно-методическом руководстве.

Вся дошедшая до нас концертная литература для контрабаса той эпохи написана во второй половине XVIII столетия. В ее создании велика роль венских композиторов, современников Гайдна и Моцарта.

Концерты венских композиторов известны нам лишь по их изданиям, вышедшим впервые уже в наши дни. К сожалению, эти издания не имеют текстологических комментариев. Не приведены точные названия концертов, данные в авторских рукописях, не уточнено, в каком строе и в какой октаве записана в оригинале партия солирующего инструмента.

Самый ранний образец жанра концерта для контрабаса, по-видимому, был создан представителем венской школы, чешским музыкантом Вацлавом Пихлем (1741-1805). В его Концерте три части. Музыка по стилю является типичным образцом ранней венской классики. В партии сольного инструмента охватывается очень широкий диапазон. Во всех частях предусмотрены каденции (не выписанные самим автором).

О характере фактуры первой части, а вместе с тем о технике «смычка можно судить по следующему примеру:

Вторая часть имеет характер ночной серенады. В ней звучит спокойная мелодия, слегка варьируемая в последующем изложении, а местами проводящаяся в своем первоначальном виде.

Яркий, жизнерадостный финал написан в быстром движении и достаточно труден, так как требует от исполнителя довольно подвижной техники:

В Концерте Пихля отсутствуют двойные ноты и форшлаги. Однако они уже появляются в Концерте его современника, также чешского музыканта, относящегося к венской школе, Яна Крштитела Ваньхаля (1739-1813). Концерт Ваньхаля в художественном и техническом отношении более интересен, чем Концерт Пихля. В Концерте три части. Первая часть не представляет для исполнителя больших трудностей. При повторении основной темы на квинту выше, очевидно, предполагалось использование ставки в высоком регистре:

Во всех частях в издании даны довольно развернутые каденции. Особенно интересно, что автор впервые в контрабасовой литературе (по-видимому, до Драгонетти) применяет двойные ноты и флажолеты. Наиболее трудна для исполнения третья часть, в которой использованы скачки, флажолеты, двойные ноты.

Очень ценные концертные произведения созданы известным австрийским композитором Августом Карлом Диттерсом фон Диттерсдорфом (1739-1799).

Одно из интереснейших его произведений – Симфония ре мажор, написанная в жанре двойного концерта для контрабаса и альта с оркестром. Она дошла до нас в оркестровых голосах, сохранившихся в библиотеке Шверина. Старый титульный лист гласит: «Симфония in D для концертирующих контрабаса и альта, 2 скрипок, 2 гобоев, 2 валторн, альта и баса». Под басом здесь, так же как и в оркестровых произведениях Моцарта и Гайдна, подразумевается партия виолончели и удваивающего ее октавой ниже контрабаса.

Симфония с концертирующими инструментами состоит из четырех частей. После шестнадцати тактов первого tutti вступают солисты с простой четырехтактной темой:

Далее начинается соревнование (перекличка) между контрабасом и альтом. Любопытно, что в первой части партия контрабаса значительно более развита, чем партия альта:

Вторая часть (Andantino ля мажор) интересна по изложению: первые и вторые скрипки исполняют одну мелодическую партию, солирующий альт почти всю часть дублирует эту партию октавой ниже, контрабас же аккомпанирует мелодии. Таким образом, музыка в основном изложена двухголосно:

В исполнении первого раздела третьей части – Менуэта ре мажор контрабас не участвует. Зато в трио выступают только два инструмента: контрабас играет solo, альт – аккомпанирует ему:

Четвертая часть (Allegro ma non troppo) по музыке слабее предыдущих. Начало ее несколько напоминает тарантеллу. Верхняя струна, очевидно, Ля, иначе образуются очень неудобные скачки.

Эта часть при исполнении на обычном контрабасе представляет некоторую техническую трудность. Если в предыдущих частях сольные эпизоды поддерживались оркестром, то в финале в этих местах в оркестре паузы:

Симфония с концертирующими инструментами, представляющая значительный художественный интерес, заняла видное место в репертуаре контрабасистов.

У Диттерсдорфа имеется еще два концерта для контрабаса с оркестром – ми-бемоль мажор и ми мажор. Установлено, что вся партитура первого из них, включая партию солирующего контрабаса, в оригинале записана в тональности ми-бемоль мажор, но партия контрабаса была изложена в ре мажоре с учетом оригинального варианта сольного строя на полтона выше натурального. Партитура второго Концерта в оригинале написана в ре мажоре. В наши дни редактор первого издания сохранил тональность написания сольной партии, но применил обычный сольный строй на тон выше натурального. В связи с этим все оркестровое сопровождение было транспонировано в ми мажор.

Оба концерта Диттерсдорфа по форме отдельных частей, строению цикла и стилю музыки аналогичны Симфонии с концертирующими инструментами. То же трехчастное строение, те же приемы сочетания сольной партии и оркестра, предусматривание каденций в крайних частях, в средней части проведение в оркестре мелодического голоса с его фигурационным аккомпанементом у контрабаса.

Приведем несколько характерных примеров из сольной партии Концерта ми-бемоль мажор:

Музыка Концерта ре мажор (ми мажор) насыщена благородными мелодиями и, казалось бы, не очень сложна в техническом отношении. Однако эта простота кажущаяся, и от исполнителя требуется отличное владение инструментом.

Одно из самых выдающихся ансамблевых произведений, входящих в репертуар контрабасистов,– ария Моцарта «Per questa bella mano» для баса (певца) и контрабаса с оркестром (струнный квинтет, флейта, два гобоя, два фагота, две валторны). Солируют певец и контрабас obligato. На титульном листе автографа партитуры указаны место и дата сочинения: «Вена. 8 марта 1791 г.». Произведение это написано для известного певца Франца Герля, исполнявшего партию Зарастро в «Волшебной флейте» Моцарта, и для знаменитого австрийского контрабасиста Франца Антона Пихельбергера (1740-1810), славившегося своей виртуозной техникой.

Ария Моцарта написана в тональности ре мажор, в ней два основных раздела: Andante и Allegro, дважды прерывающееся четырехтактными речитативами Adagio.

После восьмитактного вступления оркестра звучит контрабас. Его партия начинается с довольно сложных двойных нот в триолях:

Нотируется партия так, как это было принято в ту эпоху для записи высоких регистров партии виолончели – в скрипичном ключе, читаемом на октаву ниже.

После десяти тактов проведения solo контрабаса начинается соревнование двух солистов. О технических трудностях партии контрабаса в этом разделе можно судить по следующим примерам:

Виртуозна партия контрабаса и в разделе Allegro:

Если в Andante двойные ноты не представляют большой технической трудности, то в Allegro они, при исполнении на контрабасе очень сложны:

После четырехтактного речитатива певца (Adagio) в следующем разделе Allegro технические трудности усложняются двойни ми нотами в ставке:

Вновь звучит, на этот раз у обоих солистов, четырехтактный речитатив (Adagio), после чего проводится заключительный раздел Allegro.

Это произведение представляет огромный художественный интерес. Для нас особенно важно то, что Моцарт первый из великих композиторов-классиков выявил сольные возможности контрабаса.

Для контрабаса писал музыку и Й. Гайдн. К сожалению, очень значительная часть творческого наследия композитора до сего времени не опубликована. Но мы знаем, что уже издан его дуэт для виолончели и контрабаса. В литературе, посвященной Гайдну, неоднократно упоминается его Концерт для контрабаса.

В указателе сочинений Гайдна, составленном Л. Хобокеном, не отмечено место хранения рукописи Концерта, но приведена его начальная тема:

Имеются сведения, что контрабасовый Концерт Гайдна хранится в Мекленбургской библиотеке в Шверине. Он дошел до нас неполностью, сохранились лишь оркестровые голоса и небольшой фрагмент партитуры. Партия солирующего контрабаса утрачена. Хочется надеяться, что это произведение великого композитора будет восстановлено исследователями и войдет в контрабасовый репертуар.

Значительный вклад в концертную литературу для контрабаса внес ученик Гайдна Иоганн Маттиас Шпергер. Биографические данные об этом выдающемся контрабасисте были обнаружены лишь в недавнее время. Родился Шпергер 23 марта 1750 года в г. Фельберге (Австрия). Музыкальное образование получил в Вене, где пел в капелле кардинала Ваттиани. В 1787 году Шпергер поступил на службу в капеллу князя Эстергази, где играл на контрабасе и занимался композицией под руководством Й. Гайдна, а в 1789 году начал работать в капелле герцога Мекленбургского в Людвигслусте. Умер Шпергер 13 мая 1812 года.

Отличный контрабасист-виртуоз, Шпергер был и плодовитым композитором, в частности, он написал восемнадцать концертов для контрабаса с оркестром и Сонату для альта и контрабаса (без сопровождения фортепиано).

Большинство рукописей Шпергера хранится в Мекленбургской библиотеке в Шверине. Очень интересны контрабасовые сочинения Франца Антона Хофмейстера (1754-1812): несколько концертов (опубликованы два) и отдельных пьес, а также ансамбли с участием контрабаса. Шесть квартетов написаны для скрипки, альта, виолончели и контрабаса. Основная мелодическая роль поручена контрабасу, виртуозная партия которого изложена в очень высоком регистре. Остальные инструменты квартета, по сути, выполняют аккомпанирующую роль.

Одним из наиболее привлекательных контрабасовых произведений той эпохи является Концерт Хофмейстера ре мажор. По характеру музыки, светлой и жизнерадостной, он близок к творчеству Гайдна. Партия контрабаса написана с большим знанием технических и выразительных возможностей инструмента.

Изучая все перечисленные выше концерты, задумываешься – для какого же басового инструмента они написаны? Некоторые эпизоды изложены неожиданно высоко для контрабаса, встречаются трудно исполнимые двойные ноты, очень неудобные фактурные комбинации. Все это наводит на мысль, что одни из этих произведений написаны для шестиструнного виолоне (Моцарт), другие для небольшого контрабаса с квартовым строем, но с верхней струной Ре (Хофмейстер), наконец, для контрабаса с квинтовым строем, но с верхней струной Ля (Пихль, Ваньхаль, Диттерсдорф, Шпергер). Несомненно, только, что почти все эти произведения созданы уже для различных разновидностей контрабаса. Таким образом, во второй половине XVIII века контрабас завоевал широкое признание не только как оркестровый, но и как сольный инструмент. К этому же периоду – рубежу XVIII и XIX столетий – относится появление выдающихся контрабасистов-солистов.

К их числу можно отнести немецкого виртуоза Карла Ваха (1755-1833). Вся его деятельность связана с Лейпцигом, где он играл в оркестре Гевандхауза.

Прекрасным контрабасистом, исполнителем и педагогом был также Джузеппе Андреоли (1757-1832). Андреоли играл в оркестре театра «Ла Скала» и преподавал в Миланской консерватории.

В столицах многих европейских государств концертировал Йозеф Кемпфер. Сведения о нем кратки и отрывочны. Австрийский офицер Кемпфер, выйдя в отставку, стал усердно заниматься; на контрабасе и добился большого успеха. Одно время Кемпфер работал в Эйзенштадте в качестве солиста капеллы князя Эстергази под управлением Й. Гайдна. Кемпфер играл на контрабасе, за огромные размеры прозванном Голиафом. Во время своих концертных поездок Кемпфер разбирал этот инструмент, отделяя шейку, прикрепленную к корпусу винтом. В 1776 году Кемпфер совершил гастрольную поездку по городам Германии. В апреле 1781 года он исполнил в Варшаве концерты Ваньхаля и Гайдна. В том же году выступил с придворным оркестром в Петербурге, а в феврале следующего года дал свои концерты в Москве. После этого с большим успехом концертировал в Копенгагене, Гамбурге, Лондоне и Париже. В 1797 году переехал в Петербург, где работал вторым контрабасистом (первым был Д.Ф. Даль'Окка) в оркестре придворных театров. Скончался Кемпфер в первых годах XIX века в Петербурге.