|
|
|
Итальянское контрабасовое искусствоИтальянское музыкальное искусство первой половины XIX века развивалось в духе патриотического освободительного движения, в котором участвовали широкие народные массы. «Бедной порабощенной Италии запрещается говорить, и она может лишь с помощью музыки поведать свои сердечные чувства, – писал Г. Гейне. – Все свое негодование против чужеземного владычества, свою жажду свободы, свое бешенство перед сознанием собственного бессилия, свою скорбь при мысли о прошлом величии и, наряду с этим, свои слабые надежды, свое ожидание, свою страстную мольбу о помощи – все это претворяет она в мелодии...» И действительно, музыкальная культура Италии в этот период достигает высокого расцвета. Коснулся этот расцвет и контрабасового исполнительства. Кроме прославленного Драгонетти, известно еще много выдающихся итальянских контрабасистов. В их ряду, прежде всего, следует упомянуть профессора Миланской консерватории Луиджи Росси, прекрасного контрабасиста и выдающегося педагога, воспитавшего отличных контрабасистов, в том числе великого виртуоза Дж. Боттезини. Должность профессора Миланской консерватории Росси занял в 1835 году. Педагогическая деятельность Росси успешно протекала в Миланской консерватории почти четверть века (1835-1858). К плеяде выдающихся контрабасистов Италии следует отнести и Карло Россаро (1828-1878), совмещавшего работу в оркестре с педагогикой и сольными выступлениями. Кроме того, им написана интересная фантазия для контрабаса. Развитие искусства игры на контрабасе неизбежно вызвало и развитие методической мысли. На первых порах в Италии пользовались при обучении игре на контрабасе трудом Бонифацио Азиоли, опубликованным в 1823 году в Милане. Азиоли не играл на контрабасе, и его работа, несмотря на серьезное изложение теоретической части, в практическом отношении оставляла желать лучшего. Это побудило двух видных контрабасистов, уже упомянутого Луиджи Росси и музыканта капеллы короля Сардинии Луиджи Англуа (1801-1872), опубликовать в 1845 году в Милане новую «Школу для контрабаса» (в двух частях), которая хотя и оставалась верной теоретическим принципам Азиоли, но в практической части оказалась более методически разработанной. Таким образом, и в области педагогики и в области исполнительства имелись значительные достижения.
|