|
|
|
Посадка играющего за виолончельПОСТАНОВКАПостановка при игре на виолончели включает: 1) посадку играющего и положение инструмента; 2) постановку правой руки: способ держания и ведения смычка; 3) постановку левой руки: расположение пальцев на грифе и положение руки во время игры. Эти различные стороны постановки в процессе игры неразрывно связаны, но для большей ясности они будут рассмотрены в отдельности. ПОСАДКА ИГРАЮЩЕГО И ПОЛОЖЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАБольшое значение имеет правильный подбор инструмента в соответствии с ростом и физическим сложением играющего. Наиболее целесообразно садиться примерно на 1/2 сидения стула; спина - прямая, корпус обычно слегка наклонен вперед, ноги нужно ставить всей ступней. Следует подобрать стул такой высоты, чтобы ученик мог вполне свободно доставать ногами до пола. В отдельных случаях для учеников маленького роста можно использовать стул нормальной высоты, подкладывая под ноги ученика дощечки. Виолончель держится с опорой в трех основных точках: 1) на шпиле; 2) у груди - ближе к правой стороне; 3) у колена левой ноги. В ряде случаев виолончель поддерживается также и правой ногой. Для удобства игры виолончель устанавливается наклонно (см. рис. 1). Наклон инструмента регулируется при помощи шпиля. В современной игре на виолончели применяются не только прямые, но также изогнутые шпили. Изгиб не должен быть чрезмерным. Наиболее целесообразная длина шпиля определяется опытным путем (средняя его длина 24-28 см). Для удобства ведения смычка на струнах Ля и Ре виолончель целесообразно незначительно повернуть вправо (от играющего), но не чрезмерно, в противном случае ограничивается свобода движений правой руки при игре на струне До.
|