|
|
|
Упражнения для усвоения правильной посадки и установки виолончелиДля выяснения "точек опоры" виолончели нужно прежде всего определить длину шпиля и степень наклона виолончели. Попутно учащимся даются пояснения о целесообразности некоторого поворота инструмента вправо. Уточнения в посадке учащегося вносятся в связи с работой над постановкой той и другой руки. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВОЙ РУКИ1. Удерживая смычок в вертикальном положении левой рукой, ученик упражняется в правильном, свободном охвате пальцами колодочки и трости, затем он удерживает смычок (в том же вертикальном положении) одной правой рукой. Это упражнение способствует выработке у начинающего навыка свободного держания смычка (см. рис. 8, 9). Объяснив ученику способ держания смычка, надо сосредоточить его внимание, главным образом, на выработке ощущения ненапряженного, но в то же время плотного охвата колодочки и трости. 2. Педагог устанавливает смычок на струну Ре (или Соль) средней частью, нижней частью, затем концом и сам удерживает его так, чтобы колодочка оставалась свободной, ученик выполняет упражнения в правильном охвате колодочки и трости, при этом уточняется расположение других частей руки. Затем ученик сам выполняет это упражнение, держа трость левой рукой (см. рис.10, 11). 3. С помощью педагога, а позднее самостоятельно ученик устанавливает на струну смычок сначала средней частью, затем ближе к колодочке и, наконец, ближе к концу; в каждом положении смычок мягко "опирается" на струны.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛЕВОЙ РУКИ1. Слегка согнутые пальцы сближаются, так, чтобы большой палец находился против первого и второго. В таком же положении большой палец устанавливается на шейке инструмента (см. рис. 12). 2. С помощью педагога ученик устанавливает левую руку на струну Ре (или Соль) в одной из первых позиций и тренируется в правильном нажатии струны одновременно всеми пальцами, затем каждым из них в отдельности. Большой палец при этом легко касается шейки инструмента, а вся рука удерживается "на весу". Это упражнение учащийся выполняет, постепенно перемещая руку в пределах верхней части грифа (в I-IV позициях). Подобными упражнениями, отвлеченными от музыкальных задач, невозможно заниматься слишком долго. Учащиеся, естественно, стремятся как можно скорее "играть". Для этого они должны усвоить несложный способ извлечения звука - pizzicato), что не вызывает особых затруднений у начинающих. Пояснив учащемуся правила постановки пальцев, можно уже использовать "озвученные" упражнения, в том числе короткие мелодии, применяй более легкие приемы интонирования - "узкое" расположение пальцев. Некоторые из этих упражнений учащиеся могут играть двоякой аппликатурой: и в I, и в IV позиции (см. задание 2) .
ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ПАЛЬЦЕВ1. При нажиме струны ее нельзя оттягивать в сторону от грифа. 2. Пальцы должны опускаться на струну активно, отчетливо, однако без излишне сильного удара; нажим струны должен быть достаточным для плотного прижатия ее к грифу и для получения чистого, ясного звука. 3. При поднятии всех пальцев нужно следить за тем, чтобы рука не сдвинулась с занимаемой позиции, а пальцы не отклонялись влево от грифа и оставались над струной. 4. При переходе со струны на струну палец обычно снимается со струны только в самый момент установки другого пальца на последующую струну. Не следует, однако, излишне задерживать этот палец на предыдущей струне, чтобы .избежать скованности движений.
|