7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
Виолончель
Уроки
Школа игры на виолончели для начинающих
Посадка играющего
Постановка правой руки при игре. Способы держания смычка.
Постановка левой руки при игре. Приемы игры в одной позиции.
Звукоизвлечение при игре. Штрихи.
Виолончель и смычок
Упражнения для усвоения правильной посадки и установки виолончели
Способы перехода левой руки по грифу при игре
Вибрато
Применение большого пальца в игре
Единая аппликатура двухоктавных гамм и арпеджио
Ноты для упражнений


Кубок Гагарина. Все обладатели кубка Гагарина.


Упражнения для усвоения правильной посадки и установки виолончели


Для выяснения "точек опоры" виолончели нужно прежде всего определить длину шпиля и степень наклона виолончели. Попутно учащимся даются пояснения о целесообразности некоторого поворота инструмента вправо. Уточнения в посадке учащегося вносятся в связи с работой над постановкой той и другой руки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВОЙ РУКИ

1. Удерживая смычок в вертикальном положении левой рукой, ученик упражняется в правильном, свободном охвате пальцами колодочки и трости, затем он удерживает смычок (в том же вертикальном положении) одной правой рукой. Это упражнение способствует выработке у начинающего навыка свободного держания смычка (см. рис. 8, 9).

Объяснив ученику способ держания смычка, надо сосредоточить его внимание, главным образом, на выработке ощущения ненапряженного, но в то же время плотного охвата колодочки и трости.

2. Педагог устанавливает смычок на струну Ре (или Соль) средней частью, нижней частью, затем концом и сам удерживает его так, чтобы колодочка оставалась свободной, ученик выполняет упражнения в правильном охвате колодочки и трости, при этом уточняется расположение других частей руки. Затем ученик сам выполняет это упражнение, держа трость левой рукой (см. рис.10, 11).

3. С помощью педагога, а позднее самостоятельно ученик устанавливает на струну смычок сначала средней частью, затем ближе к колодочке и, наконец, ближе к концу; в каждом положении смычок мягко "опирается" на струны.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛЕВОЙ РУКИ

1. Слегка согнутые пальцы сближаются, так, чтобы большой палец находился против первого и второго. В таком же положении большой палец устанавливается на шейке инструмента (см. рис. 12).

2. С помощью педагога ученик устанавливает левую руку на струну Ре (или Соль) в одной из первых позиций и тренируется в правильном нажатии струны одновременно всеми пальцами, затем каждым из них в отдельности. Большой палец при этом легко касается шейки инструмента, а вся рука удерживается "на весу". Это упражнение учащийся выполняет, постепенно перемещая руку в пределах верхней части грифа (в I-IV позициях).

Подобными упражнениями, отвлеченными от музыкальных задач, невозможно заниматься слишком долго. Учащиеся, естественно, стремятся как можно скорее "играть". Для этого они должны усвоить несложный способ извлечения звука - pizzicato), что не вызывает особых затруднений у начинающих. Пояснив учащемуся правила постановки пальцев, можно уже использовать "озвученные" упражнения, в том числе короткие мелодии, применяй более легкие приемы интонирования - "узкое" расположение пальцев. Некоторые из этих упражнений учащиеся могут играть двоякой аппликатурой: и в I, и в IV позиции (см. задание 2) .

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ПАЛЬЦЕВ

1. При нажиме струны ее нельзя оттягивать в сторону от грифа.

2. Пальцы должны опускаться на струну активно, отчетливо, однако без излишне сильного удара; нажим струны должен быть достаточным для плотного прижатия ее к грифу и для получения чистого, ясного звука.

3. При поднятии всех пальцев нужно следить за тем, чтобы рука не сдвинулась с занимаемой позиции, а пальцы не отклонялись влево от грифа и оставались над струной.

4. При переходе со струны на струну палец обычно снимается со струны только в самый момент установки другого пальца на последующую струну. Не следует, однако, излишне задерживать этот палец на предыдущей струне, чтобы .избежать скованности движений.