7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
Виолончель
Уроки
Школа игры на виолончели для начинающих
Посадка играющего
Постановка правой руки при игре. Способы держания смычка.
Постановка левой руки при игре. Приемы игры в одной позиции.
Звукоизвлечение при игре. Штрихи.
Виолончель и смычок
Упражнения для усвоения правильной посадки и установки виолончели
Способы перехода левой руки по грифу при игре
Вибрато
Применение большого пальца в игре
Единая аппликатура двухоктавных гамм и арпеджио
Ноты для упражнений




Вибрато


Вибрато (часто называют "вибрация").

Посредством вибрато достигается особая певучесть звука и выразительность исполнения.

Характер вибрато зависит, прежде всего от исполнительской задачи, точную "дозировку" его применения указать невозможно - это подсказывается музыкальным чутьем и художественным вкусом играющего. Следует лишь избегать слишком широкого и медленного ("разболтанного") вибрато, что приводит к "качающемуся" звуку, а также и слишком мелкого, вызывающего "дрожащий" звук. И в том и другом случае создается впечатление антихудожественного звучания.

В виолончельной игре применяется в основном "вращательная" форма вибрато, образуемая путем поворотов предплечья (вместе с кистью). При исполнении вибрато, как правило, на струне остается только один палец; лишь в отдельных случаях совместно с 4-м пальцем участвует и 3-й.

Изредка встречается "локтевая" форма вибрато, выполняемая небольшими по размаху движениями предплечья (без поворотов). Чаще всего этот прием используется при игре 4-м пальцем в III и IV позициях, а также большим пальцем.

Развитие навыков игры с применением вибрато обычно начинается с третьего года обучения, после того как ученик основательно усвоил приемы игры в первых позициях. Преждевременное применение вибрато наносит учащимся серьезный вред, "расшатывая" интонацию и ранее усвоенные ими навыки для левой руки. Но слишком позднее развитие этого навыка лишает учащихся возможности достигнуть подлинной певучести звука и выразительности исполнения.

В связи с работой над вибрато педагогу необходимо уделить особое внимание воспитанию слуха учащегося, выработке у него правильного представления о певучем, художественно выразительном звучании, добиться ясного понимания способов достижения вибрато.

Для начального развития навыков игры с применением вибрато можно рекомендовать следующую методику, оправдавшую себя на практике.

Период усвоения учащимся навыка условно делится на три этапа.

Упражнения выполняются каждым пальцем в отдельности. Целесообразно соблюдать следующий порядок: 2-й (средний), 3-й, 1-й и 4-й палец.

Первые упражнения - беззвучные, для одной левой руки.

Установив 2-й палец на струну Ре во II или III позиции, ученик осуществляет широкие равномерно-ритмичные повороты предплечья в сторону подставки и обратно, при несколько ослабленном нажиме струны и вполне свободной руке. Движения руки подобны медленным колебаниям маятника. Нужно избегать изолированных движений кисти. Затем упражнение осуществляется 3-м и 1-м пальцем.

После некоторого усвоения приема упражнения выполняются в I позиции при обычном нажатии струны; теперь можно также применять 4-й палец.

Второй этап работы над вибрато.

Указанные упражнения выполняются сначала pizzicato, затем arco.

При игре смычком наиболее целесообразно соблюдать такую последовательность: половинные ноты, целые и четвертные.

На третьем этапе ученик начинает применять вибрато на отдельных выдержанных нотах, встречающихся в пьесах. Для начала следует использовать нетрудные, хорошо выученные учеником пьесы и этюды кантиленного характера.