|
|
|
ВибратоВибрато (часто называют "вибрация"). Посредством вибрато достигается особая певучесть звука и выразительность исполнения. Характер вибрато зависит, прежде всего от исполнительской задачи, точную "дозировку" его применения указать невозможно - это подсказывается музыкальным чутьем и художественным вкусом играющего. Следует лишь избегать слишком широкого и медленного ("разболтанного") вибрато, что приводит к "качающемуся" звуку, а также и слишком мелкого, вызывающего "дрожащий" звук. И в том и другом случае создается впечатление антихудожественного звучания. В виолончельной игре применяется в основном "вращательная" форма вибрато, образуемая путем поворотов предплечья (вместе с кистью). При исполнении вибрато, как правило, на струне остается только один палец; лишь в отдельных случаях совместно с 4-м пальцем участвует и 3-й. Изредка встречается "локтевая" форма вибрато, выполняемая небольшими по размаху движениями предплечья (без поворотов). Чаще всего этот прием используется при игре 4-м пальцем в III и IV позициях, а также большим пальцем. Развитие навыков игры с применением вибрато обычно начинается с третьего года обучения, после того как ученик основательно усвоил приемы игры в первых позициях. Преждевременное применение вибрато наносит учащимся серьезный вред, "расшатывая" интонацию и ранее усвоенные ими навыки для левой руки. Но слишком позднее развитие этого навыка лишает учащихся возможности достигнуть подлинной певучести звука и выразительности исполнения. В связи с работой над вибрато педагогу необходимо уделить особое внимание воспитанию слуха учащегося, выработке у него правильного представления о певучем, художественно выразительном звучании, добиться ясного понимания способов достижения вибрато. Для начального развития навыков игры с применением вибрато можно рекомендовать следующую методику, оправдавшую себя на практике. Период усвоения учащимся навыка условно делится на три этапа. Упражнения выполняются каждым пальцем в отдельности. Целесообразно соблюдать следующий порядок: 2-й (средний), 3-й, 1-й и 4-й палец. Первые упражнения - беззвучные, для одной левой руки. Установив 2-й палец на струну Ре во II или III позиции, ученик осуществляет широкие равномерно-ритмичные повороты предплечья в сторону подставки и обратно, при несколько ослабленном нажиме струны и вполне свободной руке. Движения руки подобны медленным колебаниям маятника. Нужно избегать изолированных движений кисти. Затем упражнение осуществляется 3-м и 1-м пальцем. После некоторого усвоения приема упражнения выполняются в I позиции при обычном нажатии струны; теперь можно также применять 4-й палец. Второй этап работы над вибрато. Указанные упражнения выполняются сначала pizzicato, затем arco. При игре смычком наиболее целесообразно соблюдать такую последовательность: половинные ноты, целые и четвертные. На третьем этапе ученик начинает применять вибрато на отдельных выдержанных нотах, встречающихся в пьесах. Для начала следует использовать нетрудные, хорошо выученные учеником пьесы и этюды кантиленного характера.
|