|
|
|
Постановка правой руки при игре на виолончели. Способы держания смычка.В практике применяются различные способы держания смычка, но при любом способе следует: держать смычок без напряжения и вместе с тем достаточно "цепко" и прочно. Автор рекомендует следующий, распространенный в практике, "классический" способ (см. рис. 2,3). Пальцы слегка согнуты. Конец среднего пальца касается волос у самого металлического ободка колодочки; конец большого пальца упирается частью в выступ колодочки, частью в трость смычка; указательный палец располагается на трости в месте сгиба первой и второй фаланг. Обычно указательный палец немного отодвигается от других, что облегчает нажим на смычок; безымянный палец и мизинец свободно располагаются на колодочке, помогая удерживать смычок (главным образом, при игре нижней частью). В процессе игры положение пальцев несколько меняется в зависимости от используемой части смычка. Способ держания смычка определяется также индивидуальным сложением кисти и пальцев; он призван содействовать правильному, свободному ведению смычка и, в конечном счете, достижению высококачественного звука. ВЕДЕНИЕ СМЫЧКАПравильное свободное ведение смычка в соответствии с общими условиями звукоизвлечения может быть достигнуто -лишь согласованными движениями всех частей руки. Движения руки зависят от используемой части смычка и характера штрихов. От колодочки примерно до середины ведение смычка осуществляется в основном всей рукой, от середины до конца, - главным образом, движением предплечья. Кисть и пальцы, выравнивающие направление смычка, должны быть очень эластичными. Некоторые короткие штрихи (например, спиккато) исполняются, главным образом, кистью. Извлечение ровного звука требует в процессе ведения смычка неодинаковых усилий. Так, при игре piano у колодочки приходится удерживать смычок "на весу", в середине вести без нажима, у конца - с небольшим усилием. При игре forte нижней частью смычка рука заметно опирается на струну, в средней и особенно в верхней частях смычка требуется значительное давление. Опора руки сосредоточивается при этом, главным образом, на указательном и большом пальцах. Смычок ведется обычно с небольшим наклоном волоса в сторону грифа. Для ровности звука этот наклон не должен заметно меняться на протяжении всей длины смычка. Учащимся необходимо постепенно усвоить очень важные двигательные ощущения: при ведении смычка вниз (П) его нужно "тащить", а при ведении вверх (У) -"толкать".
|