7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
Виолончель
Уроки
Школа игры на виолончели для начинающих
Посадка играющего
Постановка правой руки при игре. Способы держания смычка.
Постановка левой руки при игре. Приемы игры в одной позиции.
Звукоизвлечение при игре. Штрихи.
Виолончель и смычок
Упражнения для усвоения правильной посадки и установки виолончели
Способы перехода левой руки по грифу при игре
Вибрато
Применение большого пальца в игре
Единая аппликатура двухоктавных гамм и арпеджио
Ноты для упражнений


Оригинальные фронтальные погрузчики в Екатеринбурге на ekb.doravtosnab.ru.



Способы перехода левой руки по грифу при игре на виолончели


В зависимости от исполнительской задачи применяются: а) незаметные для слуха переходы от одного звука к другому; б) намеренно слышимые - портаменто (portamento- итал.). Учащимся в первую очередь необходимо основательно усвоить способы достижения малозаметных переходов. Нужно добиться того, чтобы учащийся имел правильное представление о художественной цели этих приемов, знал способы их выполнения и внимательно контролировал свою интонацию, ясно представляя интервал, на который осуществляется переход.

Для сознательного усвоения способов перехода учащиеся должны помнить следующее:

1. Переход осуществляется главным образом движением предплечья и некоторыми вспомогательными движениями в плечевом суставе.

2. Большой палец, лежащий на шейке, движется совместно с другими и не должен отставать от них.

3. В момент перехода необходимо несколько ослабить нажим на струны, сохраняя, однако, постоянный контакт пальца со струной, вплоть до достижения требуемого звука (в новой "позиции").

4. При игре раздельными штрихами следует начинать движения левой руки до момента перемены направления смычка (в конце предыдущего штриха), не сокращая заметно ноту, предшествующую переходу.

5. Переход должен осуществляться уверенно, плавным энергичным движением.

В упражнениях рекомендуется выполнять переходы, несколько замедляя движение руки. Это вызывает слышимое глиссандо, которое при быстром движении руки не должно быть явным.

Рассмотрим кратко различные типы переходов:

1-й тип - переход на одном и том же пальце:

В момент перехода рука перемещается (над струной) быстро, но в то же время плавно.

Движения руки, должны быть очень плавными и уверенными. Первая нота (предшествующая переходу) является опорной и слегка подчеркивается.

2-й тип - переход во время звучания открытой струны:

3-й тип - переход путем "вытеснения" (замены) пальца, нажимающего 'струну:

Движение руки в момент перехода должно совершаться быстро, уверенно и точно. Запоздалое снятие пальца, на котором осуществляется переход, приводит к некрасивому глиссандо:

При исполнении перехода данного типа на двух струнах "скольжение" руки совершается на первой, струне, и, приближаясь к новой позиции, "вытесняющий" палец устанавливается на другую струну:

4-й тип - переход в момент звучания флажолета:

В таких случаях используется свойство флажолета-звучать некоторое время после поднятия пальца со струны.

Перемещение руки нужно осуществлять уверенно, продолжая непрерывно вести смычок.

5-й тип - переход осуществляется тем пальцем, которым берется первый звук:

Если данный прием используется при переходе на другую струну, то скольжение руки совершается на исходной струне вплоть до достижения требуемой "позиции":

Разновидность этого приема:

Портаменто (portamento - итал.)-плавные, слышимые переходы от одного звука к другому, посредством которых достигается особая певучесть и выразительность исполнения.

В зависимости от характера фразы для портаменто используется один из рассмотренных переходов, выполняемых в несколько замедленном движении. Применяются также смешанные типы переходов, например:

Портаменто-очень яркое средство выразительности, которым нужно пользоваться обдуманно и умело, избегая грубых антимузыкальных "подъездов".