|
|
|
Исполнительское дыхание. Вдох и выдох.В отличие от обычного физического исполнительский вдох целенаправлен. Он зависит от продолжительности фразы, ее динамики. Вдох должен быть быстрым, четким, объемным, осуществляться ртом. В полном вдохе, который создает опору для мускулатуры брюшного пресса, участвуют диафрагма, ребра, межреберные мышцы, а также мышцы груди, шеи, головы. В зависимости от того, какие группы мышц принимают наиболее активное участие в процессе дыхания, можно выделить три типа: грудной, брюшной и смешанный вдох. При грудном наибольшая нагрузка приходится на межреберные мышцы. Грудная полость расширяется в поперечно-боковом направлении. При брюшном типе, напротив, межреберные мышцы остаются в покое, а вдох осуществляется за счет опускания диафрагмы. Для смешанного же характерно участие всех дыхательных мышц. Именно с него начинается первый этап обучения. При таком вдохе ученику легко почувствовать, как опускается диафрагма, расширяется грудная клетка, растягиваются стенки брюшной полости, то есть как создается опора воздушного столба на мускулатуру брюшного пресса. При вдохе ученик должен следить, чтобы не поднимались плечи - от этого сужается грудная клетка, хорошо открывались уголки губ, мундштук не сдвигался со своего рабочего места. Зарождается и длится звук при выдохе. Струя воздуха вступает во взаимодействие со звукообразователем (тростью), движения которого заставляют колебаться и сам воздушный столб, заключенный в канал кларнета. Для того, чтобы получилась широкая сильная воздушная струя, надо научиться выдоху, при котором сокращались бы мышцы брюшного пресса, подреберные и поперечные мышцы грудной клетки, наружные и внутренние межреберные. Мускулатура брюшного пресса должна оставаться напряженной, чтобы и при втягивании стенок живота и сужении грудной клетки поддержать напор воздуха. При этом выдыхаемая струя не задерживается в грудной клетке, фиксируя ее в положении вдоха. Она должна сразу попадать в щель (пасть) мундштука, не оставаясь в полости рта. В то же время профессор С. В. Розанов предупреждал: "Играющий никогда не должен играть до полного иссякания воздуха. Это отражается на качестве звука и производит на слушателей впечатление, что играющий как бы задыхается". Итак, дыхание должно быть объемным, в нем должны участвовать все мышцы. Если при вдохе играющий раздувает щеки, значит, воздух задерживается во рту. Это является серьезной ошибкой. Большое значение имеет и направление воздушной струи. Достаточно направить ее не в мундтштук, а к верхнему нёбу и звук станет неприятным, гнусавым. Для освоения элементарных правил дыхания полезно провести несколько уроков без инструмента. Так ученикам будет легче овладеть всеми необходимыми Навыками.
|