7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
Кларнет
Уроки
Школа игры на кларнете
История кларнета
Устройство кларнета
Изготовление трости
Уход за инструментом
Постановка
Исполнительское дыхание. Вдох и выдох.
Развитие дыхания и работа над звуком
Положение кистей рук и пальцев на кларнете
Развитие беглости пальцев
Движение языка и губ при игре на кларнете
Аппликатура кларнета
Начальные пути развития стаккато
Самостоятельные занятия


отделка сайдингом деревянного дома стоимость



История кларнета


Кларнет был изобретен в последнем десятилетии XVII столетия. Непосредственным предшественником Кларнета является древний народный инструмент свирель.

Первый изобретенный кларнет имел семь отверстий и два клапана: ля и си-бемоль (он же - клапан дуодецимы). Полутоны получались искусственно-открытием отверстия наполовину и степенью напряжения губных мышц.

Первыми композиторами, начавшими употреблять кларнет в оркестре, были Я. Стамиц (1717- 1757), К. Абель (1723-1787), К- Каннабих (1731- 1798), И. К. Бах (1735-1782). В дальнейшем значение кларнета как оркестрового и сольного инструмента возрастало соответственно его техническому усовершенствованию.

Долгое время существовали кларнеты разнообразных строев - высокие As, F, D, Es и обыкновенные С, В и А. Кроме того - Clarinette d'amour строя G (изобретенный в 1770 г.), бассетгорны (альтовые кларнеты) F и Es (изобретенные в 1782 г.), которые использовал В. Моцарт, написавший для них соло в опере "Милосердие Тита" и партию в "Реквиеме", а также бас-кларнет (изобретенный в 1793 г.) в строях С, В и А.

Развитию механизма кларнета значительно способствовали исполнители. Так, в 1809 г. кларнетист Иван Мюллер присоединил к уже имеющимся десяти клапанам несколько рычагов для получения различных аппликатурных вариантов.

В начале сороковых годов XIX века профессор Парижской консерватории Г. Клозе (1808-1880) совместно с фирмой Buffet применил на кларнете системы "Мюллер" подвижные кольца (очки), сконструированные для флейты Т. Бёмом. Это и есть тот инструмент, который обычно называют кларнетом Бёма.

Благодаря своему красивому тембру и техническим возможностям, кларнет с конца XVIII столетня занял прочное положение в оркестре и выдвинулся как сольный и ансамблевый инструмент.

В настоящее время кларнеты французской системы получили наибольшее распространение. Они имеют отличие от немецкой системы в сверлении канала инструмента. "Вилковая" аппликатура звуков (см. пример ниже) здесь не применяется:

Французская система дает большую свободу в звукоизвлечении в верхнем регистре.

Кроме того, устройство клапанной системы на нижнем колене дает возможность извлекать звуки:

Преимущество кларнетов французской системы состоит также в возможности более ясного интонирования звуков gis1, a1, b1, звучащих на кларнете немецкой системы несколько тускло. С помощью мизинцев правой или левой руки (при этом один мизинец остается свободным), что устраняет необходимость передвижений мизинцев с клапана на клапан.