7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
Кларнет
Уроки
Школа игры на кларнете
История кларнета
Устройство кларнета
Изготовление трости
Уход за инструментом
Постановка
Исполнительское дыхание. Вдох и выдох.
Развитие дыхания и работа над звуком
Положение кистей рук и пальцев на кларнете
Развитие беглости пальцев
Движение языка и губ при игре на кларнете
Аппликатура кларнета
Начальные пути развития стаккато
Самостоятельные занятия


Где купить кларнет.



Положение кистей рук и пальцев на кларнете


Кисти рук расположены так, чтобы пальцы удобно разместились на отверстиях кларнета, свободно дотягивались до всех клапанов, особенно до клапанов указательного пальца правой руки и обеих мизинцев - каждый из которых обслуживает четыре клапана, а указательный - еще и отверстие. Руки не должны быть напряжены.

Кисть правой руки нужно слегка повернуть от себя так, чтобы боковой клапан ми бемоль первой октавы находился на изгибе второй фаланги указательного пальца, ближе к чашечке клапана.

Кисть левой руки повернута к себе; клапан соль диез - на изгибе второй фаланги указательного пальца. При таком положении кистей мизинцем легко работать со своими клапанами, указательный палец правой руки находится рядом с клапаном до и ре третьей октавы (трельными). Клапаны же, находящиеся под фалангами, открываются без особых усилий от легкого нажатия фаланги.

Кисти рук, пальцы, как правило очень сильные. Мускулатура их хорошо развита. Однако игра на кларнете не требует особых усилий пястья и запястья, малейшее напряжение мышц незамедлительно сковывает подвижность пальцев. Поэтому они должны быть расслаблены, движения эластичны, свободны. Кисти не должны располагаться под кларнетом, а также чрезмерно высоко над ним. Правильное положение рук показано на фотографии. Такая постановка не сковывает мышцы, дает необходимую подвижность пальцам.

Полукруглое, но не согнутое положение пальцев на отверстиях и клапанах кларнета позволяет свободно и легко выполнять как самую простую, так и сложную координационную аппликатурную комбинацию. Мышцы пальцев и кисти при этом не напрягаются и не вызывают чрезмерного утомления.

Пальцы должны быть расположены на определенной высоте над кларнетом. Чем выше поднят палец, тем больше амплитуда, а следовательно и степень напряжения мышцы и время опускания пальца на свое рабочее место. Поэтому необходимо сократить амплитуду до минимума. За счет этого в какой-то степени увеличивается техническая подвижность пальцев, уменьшается мышечное напряжение. Минимальная амплитуда положительно влияет и на исполнение трелей. При ее исполнении пальцы фактически все время должны ощущать клапаны и отверстия инструмента. Минимальная амплитуда также снимает свойственные кларнету акустическую призвуки, сопровождающие падение пальцев и мешающие исполнителю особенно во время записи.

Именно поэтому уже на начальной стадии обучения необходимо добиваться от юных исполнителей умения владеть пальцами, не поднимать их высоко над кларнетом, четко и легко, без лишнего напряжения опускать на клапаны и отверстия.

При выработке этих навыков нужен постоянный контроль не только со стороны педагогов, но и со стороны самих учеников. Они должны сознательно усваивать правила игры на инструменте, внимательно относиться к тому, чтобы положение корпуса, головы, рук не затрудняло, а облегчало игру.