|
|
|
Начальные пути развития стаккатоИсполнение стаккато на кларнете требует от музыкантов особой техники. Природная подвижность языка, который играет главную роль в исполнении стаккато, несколько ограничена. Мышцы языка делятся на две группы: скелетные, берущие начало от кости (к ним относятся шило-язычная, подъязычная и подбородочно-язычная) и собственные, не имеющие костных прикреплений. Во вторую группу входят верхняя и нижняя продольная, поперечная и вертикальная мышцы. Их пучки, переплетаясь, обусловливают подвижность языка, возможность изменения его формы. Собственные мышцы языка эластичны, легкоуправляемы, при их работе язык двигается только своей передней частью, самым кончиком, что и создает легкость движения. Начинающему исполнителю необходимо научиться хорошо владеть ими. Скелетные мышцы приводят в движение весь язык, начиная от корня. При этом часто "захватываются" и подъязычные мышцы, что очень сильно утяжеляет, ограничивает подвижность языка. Скелетные мышцы также следует тренировать, особенно самую сильную - подбородочно-язычную. Но поскольку именно собственные мышцы языка, поперечные и вертикальные, позволяют изменять его форму и проводить самые разнообразные движения, с них и рекомендуется начинать развитие стаккато. Тренировочные упражнения для овладения приемами стаккато рассчитаны прежде всего на установление координационной связи языка, пальцев, напряжения губ, развития слухового контроля и темпа. От этого зависит подвижность и четкость исполнения. Целесообразно изучать стаккато одновременно с освоением техники твердой и мягкой атаки. Это обеспечит не только координацию взаимодействий языка и пальцев, их подвижность, но и поможет развить способность выдерживать один и тот же штрих до конца.
|