7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
Кларнет
Уроки
Школа игры на кларнете
История кларнета
Устройство кларнета
Изготовление трости
Уход за инструментом
Постановка
Исполнительское дыхание. Вдох и выдох.
Развитие дыхания и работа над звуком
Положение кистей рук и пальцев на кларнете
Развитие беглости пальцев
Движение языка и губ при игре на кларнете
Аппликатура кларнета
Начальные пути развития стаккато
Самостоятельные занятия


Аренда автовышки в москве eds24.ru/avtovyshka.


Самостоятельные занятия


Умелое распределение времени, его рациональное использование для ученика, занимающегося в средней общеобразовательной и музыкальной школе имеет большое значение. Каждому учащемуся необходимо составить расписание домашних занятий и строго его выполнять. На кларнете в начальный период необходимо упражняться не менее часа в день. Лучше всего заниматься по двадцать минут три раза в течение дня, делая большие перерывы.

После усвоения элементарных правил игры на кларнете ежедневные занятия целесообразно начинать с протяжных звуков. Это является хорошей физической зарядкой органов дыхания, губного аппарата, а также способствует отработке атаки, интонации, устойчивости и красоты звука и одновременно позволяет следить за всеми правилами игры на кларнете, особенно за дыханием.

Протяжными восходящими и нисходящими звуками занимаются 8-10 минут, после чего можно приступать к изучению пьес и упражнений. Пьесы лучше учить наизусть. Некоторые учащиеся легко запоминают их в процессе изучения нотного текста. С теми учениками, которым трудно запомнить пьесу целиком при многократном проигрывании, следует разучивать отдельные фразы, предложения, периоды или даже отдельные строчки, а затем свести все в единое целое. При этом во избежание ошибок ученики должны периодически обращаться к нотному тексту. Музыкальная память поддается развитию и тренировать ее необходимо постоянно, хотя бы по 10 минут в день.

Занятие должно проходить не как механическое проигрывание "от" и "до" - оно строится целенаправленно, при этом следует обращать внимание одновременно на освоение технических трудностей и на выражение характера исполняемого произведения. Молодые кларнетисты должны уметь улавливать музыкальную фразу, ее динамику и соответственно регулировать дыхание. (Вдох в конце фразы или в установленном месте.) Если какое-то технически трудное место в пьесе или упражнении не получается, рекомендуется разучивать его отдельно, но с "захватом" такта или даже нескольких до и после.

Перед началом изучения пьесы, упражнения необходимо посмотреть при ключе знаки альтерации, размер, темп.

Занятия должны проводиться ежедневно, только тогда они могут привести к положительным результатам. При этом не только педагоги следят за исполнением заданий. Ученики сами должны помнить, какие конкретные цели стоят перед ними, для чего они выполняют то или иное упражнение, привыкать к самоконтролю.

Примерное расписание времени занятий на первом году обучения: 10 минут - протяжные звуки 15 минут - гаммы 20 минут - разучивание пьес 15 минут - разбор упражнений Возможны незначительные отклонения во времени в ту или иную сторону, но пропуск какого-либо раздела недопустим.

Гаммы составляют основу учебного процесса во всех его звеньях. В них входят все компоненты, связанные с освоением техники игры на инструменте: развивается подвижность пальцев, их координация, уравновешивается регистровое звучание, усваиваются разновидности аппликатуры и штриха.

На первой ступени обучения основная цель проработки гамм состоит не в механическом заучивании, а в закреплении навыка координационного взаимодействия губного аппарата и пальцев. Особое внимание педагог должен обращать на тренировку и выработку правильных двигательных реакций для того, чтобы любая аппликатурная комбинация выполнялась четко, без сбоев. Ученики должны добиваться взаимодействия языка и пальцев, интонационной чистоты.

Особое внимание, как отмечалось ранее, следует уделить работе пальцев: легко и слаженно поднимать и опускать на рабочие места, не напрягая при этом мышцы.

Начинать изучение гамм лучше со второго полугодия. К этому времени ученики уже усваивают элементарные правила игры на кларнете. Для первого знакомства с гаммами юным исполнителям необходимо подобрать простую и удобную аппликатуру.

На кларнете нет ни одной гаммы, которая охватывала бы весь его диапазон. Поэтому для расширения диапазона многие гаммы искусственно удлиняются как в верхнем, так и в нижнем регистрах (образцы в конце учебника). Необходимость в этом очевидна, так как в художественной и оркестровой литературе применяются гаммы в самом разнообразном сочетании.

Некоторые педагоги изучают с учениками терции, доминантсептаккорды, уменьшенный септаккорд и их обращения. Это очень полезный материал для средних и высших музыкальных заведений. В школьном же возрасте усвоение его затруднено и не оправдывает затраченного времени.