|
|
|
Самостоятельные занятияУмелое распределение времени, его рациональное использование для ученика, занимающегося в средней общеобразовательной и музыкальной школе имеет большое значение. Каждому учащемуся необходимо составить расписание домашних занятий и строго его выполнять. На кларнете в начальный период необходимо упражняться не менее часа в день. Лучше всего заниматься по двадцать минут три раза в течение дня, делая большие перерывы. После усвоения элементарных правил игры на кларнете ежедневные занятия целесообразно начинать с протяжных звуков. Это является хорошей физической зарядкой органов дыхания, губного аппарата, а также способствует отработке атаки, интонации, устойчивости и красоты звука и одновременно позволяет следить за всеми правилами игры на кларнете, особенно за дыханием. Протяжными восходящими и нисходящими звуками занимаются 8-10 минут, после чего можно приступать к изучению пьес и упражнений. Пьесы лучше учить наизусть. Некоторые учащиеся легко запоминают их в процессе изучения нотного текста. С теми учениками, которым трудно запомнить пьесу целиком при многократном проигрывании, следует разучивать отдельные фразы, предложения, периоды или даже отдельные строчки, а затем свести все в единое целое. При этом во избежание ошибок ученики должны периодически обращаться к нотному тексту. Музыкальная память поддается развитию и тренировать ее необходимо постоянно, хотя бы по 10 минут в день. Занятие должно проходить не как механическое проигрывание "от" и "до" - оно строится целенаправленно, при этом следует обращать внимание одновременно на освоение технических трудностей и на выражение характера исполняемого произведения. Молодые кларнетисты должны уметь улавливать музыкальную фразу, ее динамику и соответственно регулировать дыхание. (Вдох в конце фразы или в установленном месте.) Если какое-то технически трудное место в пьесе или упражнении не получается, рекомендуется разучивать его отдельно, но с "захватом" такта или даже нескольких до и после. Перед началом изучения пьесы, упражнения необходимо посмотреть при ключе знаки альтерации, размер, темп. Занятия должны проводиться ежедневно, только тогда они могут привести к положительным результатам. При этом не только педагоги следят за исполнением заданий. Ученики сами должны помнить, какие конкретные цели стоят перед ними, для чего они выполняют то или иное упражнение, привыкать к самоконтролю. Примерное расписание времени занятий на первом году обучения: 10 минут - протяжные звуки 15 минут - гаммы 20 минут - разучивание пьес 15 минут - разбор упражнений Возможны незначительные отклонения во времени в ту или иную сторону, но пропуск какого-либо раздела недопустим. Гаммы составляют основу учебного процесса во всех его звеньях. В них входят все компоненты, связанные с освоением техники игры на инструменте: развивается подвижность пальцев, их координация, уравновешивается регистровое звучание, усваиваются разновидности аппликатуры и штриха. На первой ступени обучения основная цель проработки гамм состоит не в механическом заучивании, а в закреплении навыка координационного взаимодействия губного аппарата и пальцев. Особое внимание педагог должен обращать на тренировку и выработку правильных двигательных реакций для того, чтобы любая аппликатурная комбинация выполнялась четко, без сбоев. Ученики должны добиваться взаимодействия языка и пальцев, интонационной чистоты. Особое внимание, как отмечалось ранее, следует уделить работе пальцев: легко и слаженно поднимать и опускать на рабочие места, не напрягая при этом мышцы. Начинать изучение гамм лучше со второго полугодия. К этому времени ученики уже усваивают элементарные правила игры на кларнете. Для первого знакомства с гаммами юным исполнителям необходимо подобрать простую и удобную аппликатуру. На кларнете нет ни одной гаммы, которая охватывала бы весь его диапазон. Поэтому для расширения диапазона многие гаммы искусственно удлиняются как в верхнем, так и в нижнем регистрах (образцы в конце учебника). Необходимость в этом очевидна, так как в художественной и оркестровой литературе применяются гаммы в самом разнообразном сочетании. Некоторые педагоги изучают с учениками терции, доминантсептаккорды, уменьшенный септаккорд и их обращения. Это очень полезный материал для средних и высших музыкальных заведений. В школьном же возрасте усвоение его затруднено и не оправдывает затраченного времени.
|