7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
Кларнет
Уроки
Школа игры на кларнете
История кларнета
Устройство кларнета
Изготовление трости
Уход за инструментом
Постановка
Исполнительское дыхание. Вдох и выдох.
Развитие дыхания и работа над звуком
Положение кистей рук и пальцев на кларнете
Развитие беглости пальцев
Движение языка и губ при игре на кларнете
Аппликатура кларнета
Начальные пути развития стаккато
Самостоятельные занятия




Движение языка и губ при игре на кларнете


При извлечении звука язык кларнетиста выполняет роль клапана, так как звук возникает лишь тогда, когда выдыхаемая струя воздуха в результате отталкивания языка от трости получает доступ в инструмент. Движения языка находятся в прямой зависимости от характера музыки. Для начала вступления или певучей фразы в pp необходимо осторожное прикосновение языка к трости и очень спокойное отталкивание.

При игре legato язык должен находиться в совершенно спокойном состоянии, чтобы не нарушалась плавность движения звуков. Для исполнения острых акцентов (sforzando) язык следует четко и быстро оттолкнуть от трости, как бы произнося слог "та". При исполнении отрывистых звуков (staccato) не следует резко прикасаться языком к трости, но убирать его надо очень быстро, как бы произнося слог "тат". Отдельные не связанные звуки (non legato) требуют плавного движения языка, как бы при произнесении слога "да".

При игре staccato между отдельными звуками возникают паузы, при legato и non legato пауз быть не должно. Необходимо строго следить, чтобы каждое движение языка очень точно совпадало с движениями пальцев.

Наиболее тонкую работу - регуляцию колебания трости и предотвращение утечки воздуха - кларнетист осуществляет губами. Нижняя губа непосредственно соприкасается с тростью и является как бы мышечной перегородкой между ней и зубами. Нажимая на тонкий конец трости, кларнетист регулирует ее колебание. От правильности положения губы на зубах зависит качество звука, его широта, динамика и интонация.

Для извлечения нужного звука необходимо произвести легкий удар языком по трости. При этом, чтобы не получилось щелчка до возникновения звука и не было травм языка от колеблющейся трости, удар следует производить не по концу мундштука, а немного ниже. Наносится он не концом языка, а его спинкой. Для более четкой атаки (начало звука) в момент удара произносятся слоги "ту" или "дэ" и т.д.

Язык выполняет также роль своеобразного клапана. Он прерывает и регулирует поступление воздуха в щель мундштука. Как известно, звук появляется не в момент удара, а при отдергивании языка от трости. В результате четкость атаки зависит от двигательной энергии языка, быстроты его отдергивания, что требует выработки определенных навыков.

Перед началом игры надо расправить площадку подбородочной мышцы, не напрягать ее, губы, не сильно прижимая к зубам, растянуть как бы в улыбке. Ориентиром правильного положения нижней губы является ее кромка, которая должна быть хорошо видна.

Верхняя губа на срезе мундштука (клюве) служит своеобразным клапаном, предохраняющим от утечки воздуха; при помощи лицевых мышц ею регулируется интонационная чистота.

Губы очень легко ранимы, ученику нужно помнить, что любое, даже слабое повреждение может привести к тому, что игра на кларнете станет невозможной.

Принято считать правильной постановку мундштука в центре рта, это вполне оправдано. Однако не следует забывать, что звучащее место на губе не у каждого начинающего совпадает непосредственно с центром, могут быть незначительные отклонения. Поэтому наиболее удачную постановку надо искать индивидуально.

Необходимо сразу же научить кларнетистов правильно держать мундштук. Ученики должны помнить, что звучание теряет тембровую окраску, становится чрезмерно кричащим, интонационно фальшивым, если мундштук глубоко взят в рот, так как при этом удлиняется колеблющаяся часть трости. В противном же случае звучание более тембристо, но зажато, малодинамично, тяготеет к свисту (кикс). Определить правильное положение мундштука в какой-то мере помогают губы. Если они тонкие, то клюв мундштука виден примерно на три четверти, нормальные - чуть меньше половины, полные - около половины.

Если все регистры кларнета звучат сочно, объемно, все диапазоны заполнены звучащими обертонами, значит и сама постановка мундштука правильная. Обычно каждому ученику присуща своя постановка, и наиболее полно раскрывающую все. его возможности приходится искать на занятиях, экспериментируя, то есть чуть изменяя положение мундштука и сопоставляя его со звучанием инструмента.