7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ГАРМОНИЯ
Уроки
Гармония в музыке
Правила игры
Гармонизация
Гармонизация (продолжение)
Перемещение, обмен тонами, обороты
Каденция
Секвенция
Повторение, практика
Альтерация
Рекомендации к самостоятельным занятиям
Альтерированные субдоминанты
Органный пункт, "мажоро-минор"
Эллипсис, энгармонизм
Родство тональностей
Кварто-квинтовый круг
Смена тональности-1
Смена тональности-2
Смена тональности-3
Энгармонизм аккордов
Симметричные созвучия
Энгармоническая модуляция
Джазовая гармония
Практика
Задачи
Ответы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В




Рекомендации к самостоятельным занятиям

Дмитрий Низяев

Все мы понимаем, что полноценное изучение предмета - и уж особенно связанного с творчеством - абсолютно невозможно без личного контакта учащего с учащимся. Это похоже на описание необычного вкуса в книжке или восторги от картины - по телефону. Сплошное издевательство. Мы пытаемся по мере возможности помочь тем из Вас, кто не смог или не успел в реальности поучиться в муз.школе или училище - не всем жизнь дает возможность делать то, что хочется. И не все обнаруживают свое призвание вовремя - можно с этим как-то бороться. MIDI-интерфейс - прекрасное изобретение, ничто так не подходит для "школьных" целей в Интернете. И все же этого мало. Музыканту нужна постоянная практика для ушей, возможность сравнивать разные манеры, школы, стили. Музыканту необходима способность по-цирковому быстро соображать "на лету", а значит, он должен хоть иногда импровизировать на живом инструменте, анализировать и запоминать чужую музыку на концерте, музицировать "с листа" (то есть без подготовки, в правильном темпе играть или петь впервые увиденные ноты), музицировать в ансамбле. Хоть на двух фортепиано, хоть на табуретке с губной гармошкой - чтобы научиться ощущать желания и душевные движения партнера одновременно с ним... Словом, знать науку, устройство музыки - только малая часть музыканта. Вообще-то множество прекрасных музыкантов обходились и совсем без этого знания, им его заменяла одаренность от Бога, инстинктивное чувство равновесия и эмоциональной правды. Все эти наши уроки могут дать только теорию - и то, только если Вы до такой степени горите желанием ее знать, что не даете своей голове отдыха днем и ночью, как шахматисты. Это, однако, тоже почти не даст Вам пользы, если не дополнять свое обучение многочасовым вдумчивым слушанием записей или концертов (да еще бы неплохо - с нотами перед глазами), если не будете сразу же после очередного урока пробовать применять материал в своей собственной музыке.

Если Вы в воскресенье утром или субботу вечером сходите в ближайший храм или церквушку (бьюсь об заклад, что это окажется не далее пятнадцати минут дороги), пристроитесь к церковному хору (там будут пяток студенток или бабусек - какая разница), и попробуете подтягивать тихонько той партии, которая Вам подходит по голосу, то Вы убедитесь, что это совсем нетрудно, что Ваш голос не хуже других парит и отражается под куполом, что воздух вибрирует сильнее и приятнее с Вашей помощью. Тут Вам будет и отличная практика слуха и тренировка чувства ансамбля, и классный психологический отдых. Плюс к тому Вы получите благодарность от регента хора, уважительные взгляды прихожан, удовлетворенное кивание батюшки, может быть, немножко денег, но главное - эти два часа заменят Вам пять таких уроков, как у нас на сайте!

Если Вы хоть разик в неделю сумеете пойти в реальную муз.школу или училище и напроситься посидеть на живых уроках, хотя бы просто пассивным слушателем, польза будет вдесятеро больше. Преподаватели, уверяю Вас, будут просто счастливы Вам это позволить. Да и мы сможем "умереть спокойно", если наши уроки кого-то подвигнут на такую активность...

Короче говоря, польза от уроков целиком зависит от Вашего поведения. Здесь же, сидя перед компьютером, мы можем попытаться потренировать хотя бы аналитический слух. Хоть ходить никуда не нужно. Теперь, прочитав несколько "уроков" и (надеюсь) попробовав прочитанное "вписать" в свои сочинения, давайте, прежде, чем пойдем дальше, чуть потренируемся. Нет, не ожидайте, что сейчас Вы получите всю необходимую практику! Познакомимся только с несколькими приемами, упражнениями, чтобы Вы знали, как именно себя "натаскивать". И уж дальше работайте сами в том же духе, договорились? Вообще-то большинство из упражнений должно было бы входить в курс сольфеджио, а не гармонии. Но сольфеджио предполагает очень активный диалог с учителем, много пения и взаимного контроля. В нашем электронном деле такое сотрудничество невозможно физически, поэтому на нашем сайте и нет уроков сольфеджио. Вам придется организовать эти уроки дома, как сумеете, что ж поделать...

Почти все упражнения для слуха имеют общие требования: во-первых, необходимо петь. На начальных этапах обучения петь нужно вслух - неважно, каков у Вас голос. Пусть он даже сиплый и неблагозвучный, главное - чистое интонирование, попадание в унисон. Мычите себе под нос, не стесняйтесь. При достаточном опыте можно - и даже рекомендуется - петь мысленно. Это на самом деле не так уж просто, как кажется. Это не означает воображать звучание. Нужно именно петь, управлять своими связками, только не подавая на них воздух, беззвучно. Не считайте это требование догмой. Оно основано на физиологии человека - слух активизируется сильнее, когда Вы слушаете сами себя, когда Вы задействуете голос. Так же, как, например, глазомер быстрее развивается с применением движений рук. Сопровождайте все упражнения пением - и Вы получите навыки втрое быстрее. Вы ведь цените время? Второе требование - скорость. Музыкальный слух - это не столько уши (их ведь и без того имеют все люди), сколько голова, способность анализировать звуковую информацию, осознавать и регистрировать слышимое. Ну, а все навыки Вашей головы - это как бы спортивные достижения. Их нужно постоянно оттачивать, добиваясь скорости и точности. Следовательно, по мере Вашего музыкального роста Вам нужно просто увеличивать темп. Можно даже использовать для слушания тот же материал, что и в начале работы, но давать себе меньше времени на правильный ответ. Итак, пение и скорость. Запомнили?

Слушаем ноты. Отдельные одиночные звуки. Перед началом даете себе настройку на любой звук - пусть это будет "до", я знаю, как Вам не хочется отвыкать от него. Неважно. Нажмите "до", отпустите, затем спойте. Естественно, спеть нужно именно "до", а не "приблизительно до". Потом начинайте слушать случайные звуки. Их может Вам давать помощник, или Вы можете нажимать их карандашом на клавиатуре, покрытой полотенцем, или Вы можете шлепать мышью в окне MIDI-редактора при выключенном мониторе. Если будет возможно, обеспечьте для начала, чтобы звучали только "белые" ноты, без знаков. Услышали, осознали и в ответ спели ноту с названием ее имени. Это и называется "сольфеджио" - пение с наименованием. И поехали: клавиша-ответ, клавиша-ответ. Можно и не выключать монитор, а просто закрывать глаза. А спев свой ответ - открыть и посмотреть, угадали или нет. В этом упражнении все люди используют разные технологии. Кто-то воображает перед глазами клавиатуру, кто-то - нотный стан, кто-то "рисует" в воздухе руками, кто-то быстренько измеряет интервалы от "до" или от предыдущей ноты. Дайте Вашему мозгу выбрать удобный способ и пусть оттачивается именно он. Важен результат - мгновенное угадывание нот, а каким способом - Ваше дело.

Слушаем ступени. То же самое, лучше всего упражняться с чьей-нибудь помощью, но можно приспособиться и в одиночку. Теперь перед началом "марафона" нужно настроиться не по ноте, а в тональности. Здесь важно тренироваться все время в разных тональностях, чтобы Вы не могли ориентироваться по напряжению Ваших связок. Высота может быть разной, это не должно отвлекать Вас. Итак, дается тональность - нажмите и хорошенько запомните тоническое трезвучие. Можно нажать субдоминанту-доминанту-тонику в этой тональности. Закрепите эту тональность в голове, пропев снизу вверх три ноты ее тонического трезвучия. Помолчите, убедитесь, что Вы и в тишине продолжаете помнить тональность. И снова начинайте давать себе случайные ноты с увеличивающейся скоростью. Но тут нужно как-то позаботиться, чтобы звучали только ноты данной тональности. Посторонние ноты с непривычки моментально разрушат все Ваши старания по настройке, Вы забудете тональность, если не набрались изрядного опыта. Я знаю многих, окончивших консерваторию, кто не в состоянии удержать тонику в голове после двухтрех отвлекающих звуков или при постороннем шуме. Так что поначалу избегайте нот, не входящих в гамму нужной тональности. Услышав ноту, в ответ нужно спеть ее, называя номер ступени в тональности. Вот, настроились Вы в ми-миноре, к примеру. Помощник Вам нажимает "до", а Вы поете "шестаа-я". Пускай забавно звучит, пускай. И погнали: нота-ответ, нота-ответ. По ноте в секунду - уже очень неплохо. А уж потом, когда это освоится и надоест, можно угадывать ступени по всем клавишам подряд. "Четвертая-высо-окая", "вторая-ни-и-изкая"... понятно? И ни за что не позволяйте себя сбить с тональности. Технология здесь подразумевается совершенно конкретная. Ведь Вы настроили себя в тональности. То есть в течение упражнения у Вас в голове должно все время звучать тоническое трезвучие. И на него будут накладываться подаваемые ноты. Совпадает нота с одним из устойчивых звуков - значит это первая, третья или пятая ступень. А если попадает между третьей и пятой - тут уж Вы не ошибетесь, какой номер назвать, верно? То есть упражнение с Вашей внутренней точки зрения должно звучать примерно так (пример). Только это самое трезвучие, что тянется на заднем плане, должно быть у Вас в воображении. А паузы между нотами должны заполняться Вашими ответами. И все быстрее и быстрее.

Слушаем интервалы. Это можно делать как в тональности, так и без нее. В первом случае Вы сможете запомнить, на каких ступенях тональности какие интервалы образуются, или, зная это, легче эти интервалы отгадывать. А во втором случае придется просто узнавать их звучание на слух. Интервал гораздо больше похож на аккорд, чем одна нота, поэтому каждый новый интервал будет Вас как бы насильственно настраивать в некую собственную тональность. Это путает Вам мозги, вынуждает настраиваться заново. Тут двойная польза. Если Вы делаете упражнение в тональности, то такое отвлекающее действие звуков даст Вам гораздо большую устойчивость, "тональную выносливость" - Вы научитесь не терять настройки в самых диких звуковых условиях. А если Вы находитесь вне тональности, то сумеете абстрагироваться и не допускать всяких посторонних настроек в свою голову, и одновременно получите умение мысленно перескакивать в новую тональность и мгновенно в ней ориентироваться. Порядок тот же: нажатие двух нот и последующий ответ. При желании - предварительная настройка на определенную тональность, и тогда уж - использование только нот этой тональности. При ответе желательно сначала спеть услышанный интервал (две ноты снизу вверх, можно не называть по именам), а потом - сказать его имя (секста малая, квинта чистая и т.п.). Очень хорошо, если Вы научитесь узнавать интервалы, раскиданные в разные октавы. При этом можно называть их "базовыми" именами, то есть, говорить "квинта" или "квинта через октаву", а не "дуодецима". И опять-таки, темп. Не давать передышек, шлеп, шлеп, шлеп, все скорее, пусть голова покипит немножко. Вы можете, кстати, если нет помощника, заранее написать несколько упражнений в редакторе, потом их хорошенько забыть, а потом слушать и угадывать. Лучше так, чем ничего... Технологию для запоминания и узнавания интервалов обычно все придумывают сами. Например, многие с детства приучаются ассоциировать интервал с началом какой-нибудь знакомой мелодии. Кварта может напоминать Вам песенку про кузнечика или наш новый старый гимн, секста большая - "елочку", большая секунда - заставку к "спокойной ночи", секунда малая... ну, скажем, начало вокальной партии в песне из-под "Титаника", и так далее, что Вам удобнее. Выберите для себя самые прочно запомнившиеся мелодии для каждого интервала - и будете узнавать без проблем. Если у Вас гармонический слух и Вы в любом звуке слышите намеки на какой-то аккорд (таких людей множество) - отлично, из вида этого "намекаемого" аккорда нетрудно вычислить или выучить, какой интервал вызвал у Вас это ощущение. Третий путь - позволять звучащему интервалу "перетягивать" Вас в некую свою тональность, а потом, пользуясь опытом предыдущего упражнения, определять ступени обеих нот, а отсюда - имя интервала. Но все эти методы сравнительно сложны и станут удобны для Вас, когда будет опыт. А для облегчения задачи лучше всего самый первый способ - ассоциации с песнями.

Слушаем аккорды. Тут важно разделять два упражнения - в тональности или без. Почти все аккорды легко узнаются без всякой настройки. У всех есть собственные имена. Обо всех можно сказать сразу несколько данных. Уточним. Начинать можете в очень медленном темпе - по десять секунд на аккорд, даже можно повторять нажатие, если Вы успеваете забыть звучание, пока подыскиваете ответ. Но темп должен хотя бы когда-то возрасти. В ответе поначалу достаточно указывать главное: трезвучие или септаккорд, то есть, сколько нот Вы слышите. Пробуйте спеть снизу вверх все ноты, какие Вы различили. Потом включается уточнение: мажор, минор, уменьшенное или увеличенное. Опыт растет - можно добавить к ответу уточнения для септаккордов - большая септима с его составе, или малая. Еще дальше - начинаете определять расположение аккорда - широкое или тесное. Потом приучаете себя обращать внимание на бас аккорда, и следовательно, называет его обращение. В конце концов, когда опыта наберется достаточно, Ваши ответы должны стать полными: "терцквартаккорд большого минорного в широком расположении, в положении терции", "секундаккорд малого мажорного без квинты", "секстаккорд уменьшенного трезвучия" и т.п. Тяжело, конечно, но когда это освоится, Вы будете получать огромное удовольствие, будете чувствовать себя хозяином звукового мира, волшебником, которому подчиняется все.

Технология здесь одна из двух: либо Вы просто запомните окраску аккорда, его "вкус", либо будете вычислять нужные сведения. Последнее намного утомительнее и дольше, зато полезнее и точнее. То есть, сначала Вам нужно "выловить" из воздуха все три или четыре звука, отделить их от общего звучания - это достигается попытками пропеть все ноты аккорда снизу вверх. Потом аккорд можно уже не слышать и работать по памяти, с "мычанием под нос". Стараетесь ощутить главную, основную ноту аккорда. Если она окажется не в басу, то измерить интервал от баса до нее - и узнать, какой из тонов аккорда внизу, то есть обращение аккорда. Потом то же самое проделать для верхнего голоса - вот Вам мелодическое положение. Потом мысленно выстроить все имеющиеся ноты от главного тона вверх по терциям (если нужно, переносить звуки в другие октавы) и полученное тесно расположенное созвучие рассмотреть. Эту работу большинство людей делают уже не слухом, а глазами - переносят услышанные звуки на воображаемую клавиатуру или бумагу. Ну, и измерить два-три интервала: от главного тона до самого верха (септима большая или малая означает большой/малый септаккорд, а квинта - трезвучие), потом оценить квинту в составе аккорда (уменьшенная означает, что в ответе должно присутствовать слово "уменьшенный"), и наконец, оценить нижнюю терцию (мажор это будет, или минор). И выходит, например "терцквартаккорд большого минорного". Повторяю, способ это трудоемкий и медленный, но очень точный, и главное, именно эту способность мгновенно измерять и перекурочивать созвучия в уме Вам и нужно натренировать этим упражнением. Но если "вкусовые" ощущения от звучания Вас никогда не подводят, то можете полагаться и на них. Просто таких людей на свете не так много...

Попутно в упражнении можно тренировать и музыкальную память. Нужно давать сразу группу аккордов, три-десять штук подряд. Давать достаточно быстро, чтобы Вы не могли их проанализировать с ходу. Тогда Вы будете вынуждены вспоминать их именно по звучанию. Как бы фотографируете их в слуховой памяти, а уж потом, в тишине, заставляете их звучать в воображении так долго, как Вам угодно, и рассказываете, что Вы слышите, уже не торопясь. Великолепная тренировка - Вы анализируете звук, который поставляет Вам воображение. Я даже боюсь перечислять, сколько важных свойств, способностей и потенциалов Вашего мозга при этом задействуются... Хотя, конечно, это и соответственно трудная задача... Вторая разновидность упражнения - то же самое, но в тональности. Теперь уже нет нужды сыпать длинными названиями аккордов, поскольку они соотносятся друг с другом по тяготениям. Значит, Ваши ответы будут звучать так: "тоника, секстаккорд тонический, субдоминанта, терцквартаккорд второй ступени с задержанием перед примой, кадансовый квартсекст, доминантсептаккорд, тоника". То есть, отвечать настолько полно, чтобы человек, не слышавший задания, мог практически без искажений восстановить звучание последовательности по Вашему описанию. Вот, как по моей фразе. Этот слуховой анализ Вам следует довести до такого уровня, чтобы узнавать каждый аккорд прямо в темпе самой музыки, не останавливая ее. Тогда Вы сможете, услышав в поезде новую песню, набросать в блокнотике ее гармонии условными буковками, прямо во время ее звучания. И взяв гитару в руки, уже второй куплет полноценно спеть и сыграть в ансамбле с радиоприемником. Вот и практическая польза будет. Это уже не подбор на слух, чем занимается большинство из Вас. Это уже не нащупывание. Это точное и мгновенное измерение музыки умом - и эта музыка мгновенно становится Вашей навсегда.

Ну, и венец всех упражнений - анализ готовой музыки. Разбирайте на косточки все, что слышите. Для этого очень Вас прошу не использовать хорошо принимаемые станции - они все куплены антимузыкантами и могут Вашим ушам непоправимо повредить - я не шучу. Слушайте четвертую программу радио, пластинки из коллекции друга, ходите на концерты, копайте в Интернете. Бегите от попсы, как от чумы - она Вас убьет за два дня безвозвратно. Гораздо полезнее тренироваться на музыке "устаревшей": начиная с Баха, Моцарта и Бетховена, развиваясь на итальянцах и французах, заканчивая импрессионизмом. Дальше просто заканчивается "сфера влияния" классической гармонии, да еще появляется эстрадный примитивизм, на котором ничему не научишься. Прекрасную слуховую школу может Вам дать джаз, там гармония находит новые краски и средства, о которых мы попозже немножко поговорим. Но начать можно с относительно простых примеров, которые встречаются во всех школах и эпохах. Для "разгона" поанализируйте несколько отрывков, набранных мной для Вас. Тут еще тот плюс, что их все Вы можете подробно рассмотреть в нотах - это главное достоинство MIDI.

1. Баркарола Чайковского. Гармония разложена в простейшую фигурацию в левой руке. Мелодия идеально структурирована, полна очень бережно разрешаемых неаккордовых звуков и снабжена имитациями в среднем слое фактуры. Какие именно аккорды использованы - имеющий уши- да услышит! (пример).
2. "Тебе поем" - ласковая песня из литургии Рахманинова. Для хора вообще-то написана, в стандартном наборе тембров не нашлось ничего, нежнее флейты. Гармония ничем не замутнена - "анализируй-не хочу"... (пример)
3. Небезызвестный "танец с саблями" из "Спартака". Неожиданный вопрос: посчитайте-ка, сколько гармоний применил Хачатурян в этом танце, и заодно прикиньте, как соотносится в мелодии количество аккордовых и неаккордовых звуков! (пример).
4. Серединка того же танца. Обратите внимание - мелодия столь же обильна уснащена неаккордовыми звуками, но вдобавок, попадаются вообще не принадлежащие к тональности музыки. Аккордов здесь немного, но Вы все-таки их зафиксируйте для себя (пример).
5. Прелестная песенка из второй части "Бременских музыкантов" Гладкова. Тут - просто раздолье для слухового анализа. Вы обнаружите, что некоторые куски музыки гармонизованы в других тональностях - не смущайтесь этим, констатируйте то, что слышите. Мы очень скоро будем и сами уметь примирять разные тональности в одной музыке. Особенно обратите внимание на коду этой песни. Там, где по логике вещей заключительная доминанта должна разрешиться в тонику, происходит нечто совершенно особенное - попытайтесь обосновать эту необычайную каденцию словами (пример).