7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ГАРМОНИЯ
Уроки
Гармония в музыке
Правила игры
Гармонизация
Гармонизация (продолжение)
Перемещение, обмен тонами, обороты
Каденция
Секвенция
Повторение, практика
Альтерация
Рекомендации к самостоятельным занятиям
Альтерированные субдоминанты
Органный пункт, "мажоро-минор"
Эллипсис, энгармонизм
Родство тональностей
Кварто-квинтовый круг
Смена тональности-1
Смена тональности-2
Смена тональности-3
Энгармонизм аккордов
Симметричные созвучия
Энгармоническая модуляция
Джазовая гармония
Практика
Задачи
Ответы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В


http www.unipres.ru



Симметричные созвучия

Дмитрий Низяев

Как мы увидели, явление энгармонизма может разительно расширить наши красочные возможности, дать нам свободу соединять "несоединимое". Причем, чаще всего, когда встречаешь в музыке подобные приемы, они выглядят как ловкий фокус, и неизменно освежают Ваше восприятие или Ваш уставший слух. Энгармонические соединения аккордов или тональностей, несмотря на солидный исторический "стаж", не приедаются, потому что требуют от сочинителя владения теорией и добросовестного учения. А именно в отношении качества учения наше поколение заметно деградировало за последнее время, и наши современники все реже применяют в своих сочинениях что-либо более сложное, чем основные трезвучия. А значит, если Вы не поленитесь это освоить, то Ваша музыка гарантированно окажется вне всякой конкуренции!

Однако, в стремлении облегчить себе труд нет ничего противоестественного, если от этого не страдает результат, не так ли? Поэтому сегодня предлагаю Вам освоить небольшую тему, которая облегчит Вам использование энгармонизма.

На прошлой встрече мы понаблюдали за энгармоническими метаморфозами малого мажорного септаккорда (или доминантсептаккорда, если угодно). Если Вам это еще не приходило в голову, могу добавить, что подобные же фокусы позволяют делать все без исключения аккорды на свете, и рассматривать все это здесь вряд ли будет разумным, слишком уж широк простор. Пусть он останется простором для Ваших собственных экспериментов - ручаюсь, что, занимаясь этими поисками, Вы не соскучитесь!

Кроме всего прочего, Вы наверняка заметили, что этот доминантсептаккорд, несмотря на все переименования его звуков, все же нельзя поместить на любую ступень тональности - часто он просто никаким боком не влезает в звукоряд. А это означает, что его энгармонизм можно использовать не во всякой ситуации и не в любой тональности. Чтобы избрать для своего "фокуса" именно этот аккорд, Вам придется еще и вычислить, в его ли силах Вам помочь. Словом, хлопотно.

Есть небольшая группа созвучий, которые не требуют таких вычислений, и не имеют таких ограничений, - они могут служить связующим звеном совершенно в любой ситуации, и объясняются совершенно в любой тональности. Этих созвучий - теоретически - существует всего шесть, но на практике, в энгармонических коллизиях, используется только половина из них. Созвучия этого сорта называются "симметричными". Главный, и единственный их отличительный признак - их тоны делят октаву на равные части, только и всего.

Давайте сами построим все эти созвучия по данному определению. Простая арифметика: октава состоит из 12 дискретных, неделимых отрезков - полутонов. На какие равные части делится это число? Это легко: на 1, 2, 3, 4, 6 и 12. Шесть делителей - шесть созвучий. Выразим это в звуках. Какое созвучие, например, делит октаву пополам, на две части? Это две ноты, равноудаленные друг от друга. Например, если одна из них - "до", то вторая окажется в шести полутонах от нее - "фа-диез". Этот интервал так и называется - "тритон" - он охватывает расстояние в три тона. Проверка: от "до" до "фа-диеза" - шесть полутонов; от "фа-диез" дальше вверх, до "до" - тоже шесть. Симметричное созвучие. Да и глазами видно, что обе стрелочки одинаковой длины:

Несложно? Делитель "единица", в свою очередь, означает вырожденное созвучие из одной ноты - симметричнее некуда! Хорошо, третий делитель - "3". Делим 12 на 3 - получаем 4. Строим от той же ноты созвучие, отсчитывая по 4 полутона: "до", "ми", "соль-диез". Для проверки отсчитываем еще один раз от последней ноты - получаем снова "до". Теперь у нас получилось увеличенное трезвучие - это тоже симметричный аккорд.

Следующий делитель , "4", дает нам, естественно, четырехзвучный комплекс, септаккорд:

Это - уменьшенный септаккорд, мы его уже знаем, и он, оказывается, тоже из этой экзотической компании. Делитель "6" позволяет выстроить созвучие из шести же нот:

Довольно интересное, доложу я Вам, созвучие. Строго говоря, оно очень сложное для классической гармонии: если его выстроить по терциям, получается большой нонаккорд с расщепленной квинтой. Однако, его без особого труда можно применять, если некоторые его звуки условно считать неаккордовыми или альтерированными. Вот, например, как можно расположить ноты, показанные на предыдущей картинке, и разрешить все это в качестве доминанты в фа-мажор:


(послушать)

Как видите, аккорд, оказывается, имеет весьма насыщенный, джазовый колорит. Обычно его называют "целотонным", потому что, действительно, между его тонами везде интервалы большой секунды - как бы мы нажали одновременно все звуки целотонной гаммы. Ну, и последний делитель - "12" дает нам весь одновременно звучащий хроматический звукоряд. Для строгой гармонии это сочетание абсолютно антимузыкально и лишено смысла. Однако, это - тоже симметричное созвучие, только доведенное до абсурда. Если уж оно и не имеет музыкального смысла, то оно одинаково не имеет его в любой тональности - значит, симметрично! Впрочем, это касается только классической гармонии. Уже в девятнадцатом веке, а тем более, в двадцатом, подобную симметрию уже начали живописать серьезные композиторы. Хроматическая гамма легла потом в основу атональной и политональной музыки, на хроматической симметрии возникла целая музыкальная философия, в которой стремление к консонантности, облагороженности звучания потеряло свою цену - воцарился чистый разум, космическая равнодушная красота, где абсолютная строгость соединилась в звуках с абсолютным хаосом…

В целом, мы можем провести некую аналогию между рядом симметричных созвучий и историей музыки: от единственной ноты, в которой содержатся все тональности и краски, все диссонансы и лады (и которая заменяла когда-то всю музыку для первобытных людей) - до хроматического симметричного лада, в котором тоже содержатся все краски и тяготения одновременно (и который переводит звуковое искусство на уровень вселенского абсолюта в современной серьезной музыке). Это еще не венец творения, но закономерность развития, по-моему, отлично видна!

Но это мировоззрение далеко выходит за рамки наших встреч. Нас на всем протяжении истории интересует только классический период и его "терцовая" эстетика. Именно поэтому из шести возможных симметричных созвучий мы будем оперировать только тремя: интервалом тритона, увеличенным трезвучием и уменьшенным септаккордом.

Давайте их разглядим поближе. Что первым бросается в глаза? Все они - резкие диссонансы. Это и естественно. Ведь устойчивость тоники подразумевает, что в ладу есть и неустойчивые звуки и аккорды, а значит - заранее заложено неравноправие звуков. Симметричное же созвучие устойчивости не имеет, поэтому ни один из его звуков не имеет привилегий - потому и возможна симметрия, равноправие звуков. Итак, неустойчивость. Что еще? Очень яркое и заметное свойство всех симметричных созвучий - они не обращаются. Как итальянские фамилии не имеют падежей. Возьмите любое из описанных созвучий и попробуйте построить какое-либо обращение - Вы получите то же самое созвучие. Пример: если мажорное трезвучие обратить

и затем сравнить состав этих двух вариантов, или странспонировать их к одной общей ноте (обращение "ми-соль-до", например, переместить целиком к ноте "до":

то легко увидеть, что структура при обращении меняется. Появляются другие интервалы, в частности. А обращения симметричных созвучий имеют неотличимую структуру. Например, тритон "до-фа-диез" обращается в точно такой же тритон "фа-диез-до". Это свойство мы чуть позже сможем очень ловко использовать. Секстаккорд вот такого увеличенного трезвучия

при взятии его от той же ноты "до" окажется таким:

Называются ноты, возможно, и не так, но звучание совпадает в точности, видите? Итак, кроме неустойчивости, эти созвучия еще и не обращаются.

На следующей встрече мы познакомимся с новым типом модуляций, в которых можно воспользоваться всеми прелестями симметричных созвучий.