7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ГАРМОНИЯ
Уроки
Гармония в музыке
Правила игры
Гармонизация
Гармонизация (продолжение)
Перемещение, обмен тонами, обороты
Каденция
Секвенция
Повторение, практика
Альтерация
Рекомендации к самостоятельным занятиям
Альтерированные субдоминанты
Органный пункт, "мажоро-минор"
Эллипсис, энгармонизм
Родство тональностей
Кварто-квинтовый круг
Смена тональности-1
Смена тональности-2
Смена тональности-3
Энгармонизм аккордов
Симметричные созвучия
Энгармоническая модуляция
Джазовая гармония
Практика
Задачи
Ответы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В


Профессиональные курсы ЕГЭ по математике в СПб и области



Гармонизация (Продолжение)

Дмитрий Низяев

Продолжим наши танцы. Следующее правило относится к гармонизации скачков в мелодии. На грани пятого и шестого тактов нашей задачки

как раз скачок и наблюдается - "соль"-"до" (скачком считается интервал шире терции, помните?). Правило простое: при гармонизации восходящих скачков первый аккорд берется в тесном, а второй - в широком расположении. Соответственно и наоборот. Что это означает? Тесное расположение - это когда два верхних голоса занимают ближайшие тоны аккорда. Ну, если сопрано в до-мажорном трезвучии поет "ми", то тесное расположение предполагает для альта ноту "до", и не иначе; другое будет означать расположение широкое.

Ну, и гармонизуем теперь кусок задачки. Быстренько подбираем аккорды: в мелодии "ля" - очевидно, субдоминанта; "соль" либо доминанта, либо тоника. Дальше "до" - либо тоника, либо субдоминанта. Так. Если это тоника, то перед ней тонику ставить нехорошо, скучно, значит доминанта. Выходит оборот S-D-T - он был бы уместен в конце, очень уж утвердителен, а у нас развитие только началось. Тогда поставим на "до" субдоминанту, а стало быть перед нею доминанту ставить нельзя. Получается S-T-S, что неплохо. Наберем нотки. У нас имеется скачок с тоники на "соль" к субдоминанте на "до", верно? Значит, тоническое трезвучие надо построить "тесно", то есть под "соль" пишем "ми", и остальные две ноты "до" пишем в нижних голосах. Можно даже в унисон, то есть в один звук. Соединим теперь с предыдущим аккордом на ноте "ля":

Дальше субдоминанта снова. Чтобы не звучало нудно и однообразно, давайте возьмем другую краску, сделав созвучие секстаккордом. Тогда бас не будет столь тупо скакать по одним и тем же нотам. В басу "ля". При скачке в мелодии нам нужно широкое расположение аккорда, то есть, в альту нота не выше, чем "фа". А было только что "ми" - что ж, удобное движение, так и напишем. Остался тенор - ему можно позволить остаться на месте, так

как "до" - общий для обоих аккордов тон:

С гармонизацией скачков понятно? Если что, вопросы присылайте, всегда рад. Но вот что делается в четвертом аккорде? Это уже следующая тема сегодняшнего урока:

ВНУТРИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗАМЕНА
Так называется ситуация, когда созвучие меняет основной тон, оставаясь в пределах одной функции. Сейчас разжуем это.

Что такое "функциональная система", нам уже объясняли на "уроках теории музыки". Впрочем, и мне не лень повторить, специально для тех, кто все еще называет аккорды в задачке функциями.Это обычная болезнь студентов училища, однако понятие функции гораздо шире, чем конкретный аккорд. Припомним знакомую схему:

Три функциональные группы. В центре каждой - главные их трезвучия (1-й, 4-й и 5-й ступеней). Так вот, роль или функцию тоники в ладу может выполнять не только трезвучие первой ступени, но и любое из этой группы. Все дело в его окружении. Иными словами, все познается в сравнении. Например, оранжевый цвет на желтом фоне выглядит "красновато", как бы несет "красную" функцию. А на красном фоне - выглядит скорее как желтый, верно? Так же и здесь: если тоническое трезвучие, со всеми его устойчивыми нотами, может служить только тоникой, и в этом качестве нет ничего ярче и конкретнее его, то трезвучие шестой ступени, входящее и в тоническую, и в субдоминантовую группу, имеющее в своем составе неустойчивую ноту, может "перекрашиваться" в зависимости от ситуации. После звучания яркой субдоминанты оно звучит как слабая, смягченная тоника. А после тоники оно же выглядит ласковой и осторожной субдоминантой.

Вот эти, пограничные, трезвучия медианты и субмедианты вполне можно использовать в разных ролях, они могут окрашиваться разными функциями. Например, любую доминанту Вы всегда можете разрешить не в тоническое трезвучие, а в трезвучие 6-й ступени - будет все равно звучать довольно устойчиво, как и положено для разрешения. И можете разрешить ее в 3-ю ступень - тоже будет звучать как бы тоника, но очень смягченная, как бы с сомнением - очень яркий прием, пользуйтесь этим шире.

Так вот, внутрифункциональная замена - это переход одного трезвучия в другое в пределах той же группы. То есть, мы можем "протянуть" нужную функцию, сохраняя ее тяготения и неустойчивость, и в то же время, играть все новыми аккордами и полутонами. Для этого лучше всего действовать осторожно, двигая только один голос, - и аккорд преобразится как бы незаметно, вроде как фокус, блик, привкус. Вот несколько примеров таких превращений усилиями одного голоса:


В первом примере игра идет внутри тонической сферы, во втором - доминантовой, затем - субдоминантовой и снова доминантовой.

Вот, ну и вернемся к нашей задачке. Мне потребовалось здесь применить фнутрифункциональную замену вот почему. Нотка "си" в мелодии может означать только что-то доминантовое, поскольку ни в одном терзвучии других групп ее нету. А следом идет нота "ля" - которая в свою очередь может относиться только к субдоминантовой сфере. Выходит, нужно писать последование субдоминанты ПОСЛЕ доминанты. А ходы типа V - IV запрещены, потому что звучит это очень дубово. Вот тут можно воспользоваться тем, что роль какой-либо функции могут играть совсем разные аккорды. Например, если в качестве доминанты применить трезвучие 3-й ступени, то субдоминанта после нее звучит вполне культурно и ушей не режет. Однако просто написать 3-ю ступень тоже не получается, так как после 4-й (рядом лежащей в гамме) очень трудно избежать движения параллельными (гадкими) квинтами. О-кей, возьмем на ноте "си" стандартную дежурную 5-ю ступень, а в течение половинной длительности превратим ее в 3-ю, сдвинув один голос, вот и все дела! Теперь звучит гладко и можно писать субдоминанту в следующем такте:

И тут можно изгалиться! Посмотрите, тенор у нас начал петь, вести как бы свою мелодическую линию, а значит, выделился на общем фоне. Так пускай уж, раз он стал так заметен, он продолжает плести эту линию. Согласитесь, наступление субдоминанты в этом такте звучит довольно прямо и устойчиво, как разрешение. А вот тенор - один - пусть останется на неустойчивой для данного аккорда ноте "ми". Он сразу привлечет к себе внимание, а главное, он превратит трезвучие в терпкий септаккорд (с большой септимой - сильный диссонанс). Септаккорд 4-й ступени - почему бы нет?

И снова соорудим - ради тренировки - замену внутри субдоминантовой функции. Пусть вместо "разрешения" в нотку "фа" наш любезный тенор пойдет вниз, к "ре". Тогда аккорд незаметненько преобразится в секстаккорд 2-й ступени. Это тоже субдоминанта, но какая! Минорная!

Ну и напоследок, чтобы тот же тенор не останавливался так вот внезапно, можно разнообразить банальное разрешение в тонику задержанием. Помните? При смене аккорда один голос разрешается с запозданием - это задержание. То есть все голосоведение останется классическим, только во времени смещаем:

Кстати, если Вы заметили, естественное голосоведение в данном случае не позволяет "набрать" в этой доминанте квинтовый тон (ре), и тем не менее, звучит такой аккорд вполне насыщенно.

Можно послушать, что у нас получилось сегодня.

Подытожим наши достижения:
- скачки в мелодии гармонизуются широким и тесным расположением аккордов, чтобы аккомпанирующие голоса не "скакали" вслед за мелодией.
- Внутрифункциональная замена - это смена аккордов внутри одной функции.
- Прямые запреты (типа D-S) можно обойти за счет взаимозаменяемости аккордов каждой функциональной группы.
- Движение отдельных голосов на фоне длинных аккордов позволяет обогатить фактуру, привлечь внимание слушателя к другим, кроме мелодии, линиям.
- Следует избегать внезапных перемен в подвижности голосов. Если партия какого-либо голоса получила развитие, начала активно двигаться, то это движение не стоит резко прерывать, надо позволять голосам допеть смысловую фразу до логического конца.
- Не стесняться использовать септаккорды на любых ступенях, а не только на доминанте. Все они имеют неповторимые окраски.

Ну и в качестве тренировочки "между делом" - прошу Вас отыскать в моем решении задачки явную ошибку голосоведения. Я ее обнаружил и сам, но поленился с ней бороться, тем более, что в данных условиях она не бросается "в уши"...

Задания для тренировки

1. Гармонизуйте скачки в мелодии в тональности, к примеру, соль-минор: ноты "си-бемоль" - "ми-бемоль"; "соль" - "ми-бемоль"; "до" - "фа"; и скачки сверху вниз "соль" - "до" "соль" - "ля" "ре" - "фа-диез".

2. Опознайте на слух вне тональности семь созвучий (пример). То есть нужно определить: трезвучие это или септаккорд. Вне тональности о ступенях речи нет, а надо просто сказать - мажор/минор, и если это септаккорд, то кроме того, большой он или малый. Потом определить обращение. Это просто нужно для тренировки Вашего слуха. Это потом поможет Вам слышать музыку еще до того, как Вы ее напишете, и понимать чужие находки и приемы, не видя нот (ответы вы можете найти в приложении A к настоящему разделу).

3. То же задание, но в тональности. На этот раз нужно определить аккорды по их ролям: какова функция, какая ступень, какое обращение (пример) Не упустите и неаккордовые звуки, если они будут. В ответ тоже можете заглянуть, разумеется, после того, как обдумаете свой, или сдадитесь (ответы вы найдете в приложении Б к настоящему разделу). При этом обратите внимание на широко применяемые аккорды, которым я поленился посвящать целый урок: доминанта с секстой и секстаккорд второй ступени.

Между прочим, запомните одно исключение из правил: в отличие от всех остальных секстаккордов, во II-й ступени не только не запрещается, но и рекомендуется удваивать именно бас. Это потому, что бас этого аккорда находится на IV ступени, значение и вес которой в ладу (главная субдоминантовая нота) оказывается сильнее, чем у основной ноты данного аккорда (II ступень). Хм, вроде как целый маленький урок получается...

4. Не поленитесь повторить для себя, что вообще такое трезвучие, септаккорд, как называются их различные формы, пытайтесь строить всевозможные известные Вам аккорды на бумаге, на слух, голосом, в уме, на клавишах - по-разному.