7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ГАРМОНИЯ
Уроки
Гармония в музыке
Правила игры
Гармонизация
Гармонизация (продолжение)
Перемещение, обмен тонами, обороты
Каденция
Секвенция
Повторение, практика
Альтерация
Рекомендации к самостоятельным занятиям
Альтерированные субдоминанты
Органный пункт, "мажоро-минор"
Эллипсис, энгармонизм
Родство тональностей
Кварто-квинтовый круг
Смена тональности-1
Смена тональности-2
Смена тональности-3
Энгармонизм аккордов
Симметричные созвучия
Энгармоническая модуляция
Джазовая гармония
Практика
Задачи
Ответы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В


В нашем магазине жемчуг для создания украшений по самым лучшим ценам



Перемещение, обмен тонами, проходящие и вспомогательные обороты

Дмитрий Низяев

Сегодня мы бегло рассмотрим несколько явлений, встречающихся достаточно часто, чтобы заслужить персональное наименование.

Первое наименование - "перемещение". На прошлом уроке мы встречались с понятием "расположение", помните? Ну, широко ли "раскиданы" по вертикали ноты созвучия. Теперь введем очень похожее слово: "положение". Смеетесь? Хм, ну, не я придумал эти термины, зато они бытуют давно и повсеместно, любой музыкант с дипломом эти два слова поймет правильно, не сомневайтесь! Так вот, "положение" означает ноту в верхнем голосе аккорда. Точнее, не ее название, а тон в составе аккорда, то есть, не "до" или "ми", а "прима" или "терция". Объясню: у любого созвучия (для противников классической терцовой гармонии подчеркну - ЛЮБОГО, даже не по терциям построенного!) имеется некий основной тон, главная нота аккорда, вне зависимости от того, в каком голосе она расположена. Эта нота именуется "примой" - неудивительное имя, верно? Если речь идет о до-мажорном терзвучии, то "до" и есть прима. Соответственно, "ми" тогда будет называться терцией, "соль" - квинтой. Если звучит "си" - это септима. Если звучит "до" октавой выше - "октава"... гм, извиняюсь! Значит в аккорде просто удвоенная прима. Нота, скажем, "ре" для этого аккорда будет называться ноной (а не секундой, кстати!). А нота "фа" - квартой. То есть, эти имена имеют силу в любом случае, даже если нота совсем не входит в формальный состав аккорда. Так вот, о термине "положние": если в до-мажоре верхний голос поет "до" - значит данный аккорд построен "в положении примы", понятно? Какой тон вверху, так и называем. Теперь бросили взгляд в начало абзаца и запомнили: Перемещением называется такое перестроение аккорда, при котором изменяется его положение. Например, если в гармонизуемой мелодии попадается две ноты, входящие в состав аккорда, который Вам хотелось бы протянуть подольше, то Вам нужно "переместить" этот аккорд в новое "положение".

Ради тренировки попытаемся это вообразить в голове, без картинки. Представьте себе клавиатуру или нотные линейки. Даны две ноты в мелодии - "до" и "ми" во второй октаве, представили? И мы хотим их обе сопроводить до-мажорным трезвучием. Построим первый аккорд: "до" в басу (нам нужно именно трезвучие, а не обращение его). Над басом размещаем "соль", а под мелодией "ми". Получили "до-соль-ми-до" (снизу вверх). Так? Теперь, бас тянем дальше, под вторую ноту мелодии (нам не нужно обращение - все то же трезвучие). Значит, для второго аккорда имеются "до" снизу и "ми" сверху. То есть в мелодии пропала нота "до" - и нам надо ее скомпенсировать, чтобы удвоение осталось правильным. И появилась нота "ми", которая звучала раньше в альту и больше не нужна. Так в этом случае мы имеем полное право скакнуть альтом с "ми" на "соль", а тенором - с "соль" на "до". И получилось "до-до-соль-ми", то есть, правильный состав с двумя примами, следите за мыслью? НО! Все три голоса, кроме баса, у нас скакнули вверх. Аккорд "переместился", ничуть не изменив смысла. Казалось бы, это и неудобно, и некрасиво с точки зрения голосоведения. Однако в данном случае, в случае перемещения, такие параллельные скачки вполне позволяются и даже приветствуются. Здесь как бы временно не действуют законы голосоведения, потому что мы остаемся как бы в одном аккорде, мы его как бы обыгрываем, вот и все! теперь можно посмотреть на картинку. Вот такая ситуация. Вполне может случиться, что подобное перемещение придется (или захочется) сделать многоэтапным, то есть обыгрывать один аккорд в течение многих нот мелодии - все равно голоса могут вот таким образом "ездить" по тонам аккорда сколько угодно. К примеру, таким манером можно тянуть тоническое трезвучие целых два такта подряд в начале песенки "Чижик-пыжик". Сами напишите, не поленитесь!

Второе наименование - "обмен тонами". Для разнообразия вообразим, что у нас есть в мелодии скачок на другой аккордовый звук, но теперь - вниз (ай да разнообразие!) То есть "до - соль". Можно это гармонизовать аналогичным же перемещением, но будет это не так гладко звучать, потому что в нижней части аккорда получится очень уж узкий интервал, громоздко прозвучит. К тому же, предположим, нам не хочется такого суетливого скачкообразного движения по всем голосам. В этом случае и можно соорудить "обмен тонами", а именно: если мелодия покидает приму и уходит на квинту, то найдите голос, певший квинту и поведите его в противоположную сторону, к приме. И два этих голоса "обменялись тонами", понятно? Кстати, вовсе необязательно в обмене должна участвовать мелодия - любая пара голосов, милости просим.

Еще термин, вернее, пара терминов: "проходящий" и "вспомогательный".

Чуть вернемся назад. Если помните, на уроках теории заходила речь о понятии неаккордового звука. Напомню - гармония не обязана (да и не в состоянии) следовать за каждой нотой мелодии, каждой ее прихотью. Значит, наряду с нотами, которые гармонизуются, направляют гармонию, в мелодии присутствует немало нот второстепенного значения, не отвечающих звучащей с ними гармонии. Например, послушайте, как много напихано здесь всяких нот и ноточек - не станешь же гармонизовать каждую из них! А между тем, гармония здесь слышна, угадывается тонический отрезок, субдоминантовый... Так вот, те звуки (необязательно в мелодии, кстати!), которые возникают во время некоторого аккорда, но не входят в его состав, называются неаккордовыми - их не нужно гармонизовывать. Тем не менее такие звуки имеют свои имена, свои свойства. Подавляющее большинство неаккордовых звуков относятся к одному из двух видов: проходящие или вспомогательные. Проходящий неаккордовый звук служит гаммообразным "мостиком" между двумя аккордовыми нотами, например в обороте "до-ре-ми" (в любимом до-мажоре) нота "ре" - проходящий звук. В этом кусочке (послушайте) такие проходящие обороты слышны в начале каждой фразы.

Вспомогательным звуком называется неаккордовая нота, служащая только временным, мгновенным отступлением от соседней аккордовой. По аналогии выше, это будет нота "ре" в обороте "до-ре- до" или "ми-ре-ми". Да и роль в гармонизации у такого звука не более, чем вспомогательная. В примере (послушайте) прямо в начале, вторая и четвертая нота мелодии - вспомогательная. Случаются также и сочетания вспомогательных нот в разных комбинациях. Например, такая фигурка, как "до-ре-до-си-до" называется "опеванием" ноты "до", а по сути состоит из пары вспомогательных звуков (послушайте). Не будем сейчас загружаться лишними терминами, просто используйте соображалку: если кто-нибудь будет Вам трактовать о "нисходящих" или "восходящих", "диатонических" или "хроматических" неаккордовых звуках - Вы, я думаю, сами догадаетесь, что имеется в виду!

Но все это было только лирическим отступлением, мы же изучаем гармонию, а не сольфеджио. А напомнил я об этом потому, что сами аккорды тоже бывают проходящими и вспомогательными, то есть, второстепенными среди остальных.

Вспомогательным аккордом называется в таком случае аккорд, служащий мгновенным отступлением от другого аккорда, и сразу же в него возвращающийся. Классический пример - вспомогательный квартсекстаккорд. Например, если Вы видите в условии задачи ход "соль-ля-соль", или "ми-фа-ми" или подобный, и при этом средняя его нота слишком основательна, крупна, чтобы проскочить без гармонизации, как неаккордовый звук, то удобнее всего гармонизовать это дело именно вспомогательным квартсекстаккордом. При этом половина голосов может вообще не двигаться. Как видите, "вспомогательность" этого аккорда видна невооруженным глазом, хотя бы по мелодии. Наберите этот оборот в редакторе, послушайте, запомните его звучание - потом будем применять.

Проходящий аккорд образуется при гармонизации проходящих же оборотов мелодии (типа "ми-ре-до", например). И соединяет, конечно, не одинаковые аккорды, а трезвучие с его секстаккордом или наоборот. Причем существует давно устоявшийся шаблон голосоведения для такого оборота, прямо-таки, формула. А именно: один голос идет навстречу данному голосоу, как при обмене тонами, другой стоит на месте, а последний совершает волнообразное колебание, вроде как рисует "галочку". Все равно, в каком именно голосе что происходит - роли в этой формуле заменяемы. Мало того, эта формула работает и задом наперед!
Проходящим может быть тот же аккорд, даже когда в его составе присутствует тон септимы, и тогда он называется - как Вы сами можете сообразить - проходящим терцквартаккордом. Формула при этом немного изменяется: вместо встречного движения те же два голоса идут параллельно в терцию или сексту, а остальное по прежнему: один голос на месте, другой рисует "галочку".

Естественно, такие стандартные обороты могут применяться при любом другом раскладе голосов, положении аккордов, на любой другой ступени лада. Для прикола, напишите сами оборот "секстаккорд V-й ступени - проходящий терцкварт II-й ступени - трезвучие снова V-й" Да еще и в тональности, скажем, ми-минор. Мозги нуждаются в круглосуточном тренинге, задавайте себе задания сами в любой момент, когда голова у Вас не занята. Например, в автобусе - чего время зря терять! Если Вы привыкнете к поведению звуков, сами построите из них достаточно много зданий, Ваш внутренний архитектор не будет нуждаться в учебниках или чертежах - Ваши музыкальные построения всегда будут получаться симметричными и устойчивыми, всегда будут соблюдать законы пропорции и логики. Вы будете волей-неволей писать красиво, не утруждаясь вспоминанием правил. Доведите правила до автоматизма, тогда мозги освободятся для более абстрактных задач, для переживания, рисования, предвидения общего вида Вашего сочинения.

"На дом"

1. Опознайте на слух перемещения, вспомогательные и проходящие аккорды и назовите точно аккорды и обращения в примере (ответы находятся в приложениях к настоящему разделу). Откройте пример в нотном редакторе, чтобы видеть ноты и следить по ним. Ответ (когда Вы позволите себе туда заглянуть) прочитайте не спеша, сверяя по нотам (или ушам). Там попадаются места, допускающие разные объяснения - а это в музыке сплошь да рядом бывает! Да и в любом искусстве...
2. Послушайте ноту "ля", запомните ее высоту. Затем опознайте на слух несколько других нот (пример).
3. Послушайте тоническое трезвучие и опознайте несколько тональностей.

Не помешает потренировать слух и в других условиях: понажимайте разные клавиши, не глядя на них. На клавиатуре (MIDI или простой, с помощью виртуального пиано какого-нибудь), или мышью, расставляя случайные ноты в редакторе с выключенным монитором. И определяйте, что за нота звучит. Кстати, так же можно тренировать свое знание звучания интервалов и аккордов. Сверяйтесь изредка по какой-нибудь базовой ноте, например, "до". Чем дольше Вы сможете удерживать внутренним слухом эту ноту, несмотря на звучание многих других, тем ближе Ваше слуховое воспитание и память к идеалу. А когда Вы оттренируетесь так, что сможете назвать ноту или тональность совсем БЕЗ настройки на базовый звук - Вы станете обладателем абсолютного слуха! Поверьте, это вовсе не так уж трудно. У нас в институте была девица - пропоица и бездельница, всю дорогу в двойках просидела. А вот абсолютный слух себе наработала за месяц, и очень этим хвастала. Прям спрашивай у нее в любой момент "спой ля" - и можно хоть скрипку по ней настраивать. Пользу, правда, абсолютный слух приносит не всем, смотря, чем занимаешься, он может иногда и мешать. Но неизменно служит предметом гордости - так уж сложилось!