|
|
|
Основы джазовой импровизацииЛеонид Гурулев
Каждый музыкант должен знать, как обозначается тот или иной аккорд. Для этих целей используются буквы, цифры и знаки. Заглавные буквы или римские цифры означают основной тон, на котором строится аккорд. Большая буква "M" - большой мажорный септаккорд (обозначается цифрой 7). Можно встретить и другое обозначение этого аккорда, а именно maj7 (англ. major - больший). Это означает, что аккорд содержит большую септиму и мажорное трезвучие. Маленькая буква m - минорный септаккорд; m рядом с большой буквой - минорное трезвучие, m7 рядом с большой буквой - минорный септаккорд: Знак "+" перед арабской означает повышение звука на 1/2 тона, знак "-" обозначает понижение на полтона: Знак "диез" перед римской цифрой или после заглавной буквы означает повышение всего аккорда на 1/2 тона, знак "бемоль" - понижение на 1/2 тона:
Арабские цифры обозначают изменение или прибавление
к основному аккорду интервала.
Измененные звуки аккорда можно писать сверху справа
от заглавной буквы или римской цифры. Прибавленные интервалы пишутся
снизу справа Цифра "9" означает прибавленную большую нону к основному тону аккорда, при этом септима всегда присутствует. Цифры "6" и "9" говорят об аккорде с большой ноной и большой секстой (вместо септимы, но в случае употребления сексты в малом мажорном нонаккорде септима сохраняется). Большая секста прибавляется как к мажорному, так и к минорному трезвучиям. Маленький кружок - септаккорд уменьшенный. Иногда можно встретить сокращенное обозначение dim (англ. diminished - уменьшенный). Знак "+" рядом с большой буквой или римской цифрой означает увеличенный септаккорд. Можно встретить сокращенное обозначение aug. (англ. augmented - увеличенный). Примеры обозначений: Примечание. В английских обозначениях звука
си вместо H употребляется В. Поэтому для обозначения
си-бемоля после буквы В ставится соответствующий знак
(бемоль).
|