|  | 
 | 
| 
 
  
 
 |  | Альтерация звуков септаккордаЛеонид Гурулев Для начала вспомним, что такое "Альтерация". Только прошу не обижаться тех, кто знает. Повышение или понижение звука - это и есть альтерация, а диезы, бемоли их их производные (т.е. дубль-диезы, дубль-бемоли) являются знаками альтерации. Итак, начнем тему. При альтерации того или иного звука аккорда можно построить ряд новых аккордов. Это важно, так как джазовая гармония, в основном, хроматическая: 
 Наиболее часто альтерируется квинта аккорда. В малом минорном септаккорде (вспомним обозначение - m) квинта понижается на полтона (пример а). В малом мажорном септаккорде (обозначение - х) квинта может быть повышена либо понижена. В аккорде на пятой ступени (V x) можно встретить расщепленную квинту (пример б). При этом между крайними звуками возникает целотонная гамма (подробнее о разновидностях гамм см. на уроках "Лады народной музыки" в разделе "Теория"), которая часто используется при обыгрывании альтерированного х-аккорда (пример в). 
 Помимо квинты в малом минорном септаккорде может альтерироваться септима аккорда (+7), которая часто упортребляется в качестве проходящего звука: 
 При альтерации всего аккорда необходимо поставить перед римской цифрой соответствующий знак альтерации (бемоль или диез): 
 Задание: Играть поочередно обеими руками во всех 12 тональностях гармонические последовательности (диапазон для партии левой руки см. на предыдущем занятии). 
 Штрихи над аккордами обозначают количество долей на каждый аккорд. 
 | |||||||||||||||||||||