7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
Уроки
Основы джазовой импровизации
Пять видов септаккордов
Альтерация звуков септаккорда
Нонаккорд
Аккорды с 11 и 13
Блюз: гармония и форма
Форма aaba
Гармоническое обогащение сетки
Тритоновая замена Vx-аккорда
Аранжированные аккорды
Расположение тонов в аранжированных аккордах
Соединение аранжированных аккордов
Чередование интервалов терции и септимы
Открытая позиция
Блок-аккорды
Буги-вуги (I)
Буги-вуги (II)
Мелодия и ритм
Мотивное развитие
Лады. Диатоническая система
Лады. Хроматическая система
Практика
Нотные приложения


http://www.a-star.ru/ru/remont_stiralnih_mashin/ - ремонт немецких стиральных машин


Альтерация звуков септаккорда

Леонид Гурулев

Для начала вспомним, что такое "Альтерация". Только прошу не обижаться тех, кто знает. Повышение или понижение звука - это и есть альтерация, а диезы, бемоли их их производные (т.е. дубль-диезы, дубль-бемоли) являются знаками альтерации.

Итак, начнем тему. При альтерации того или иного звука аккорда можно построить ряд новых аккордов. Это важно, так как джазовая гармония, в основном, хроматическая:

Наиболее часто альтерируется квинта аккорда. В малом минорном септаккорде (вспомним обозначение - m) квинта понижается на полтона (пример а). В малом мажорном септаккорде (обозначение - х) квинта может быть повышена либо понижена. В аккорде на пятой ступени (V x) можно встретить расщепленную квинту (пример б). При этом между крайними звуками возникает целотонная гамма (подробнее о разновидностях гамм см. на уроках "Лады народной музыки" в разделе "Теория"), которая часто используется при обыгрывании альтерированного х-аккорда (пример в).

а)
б)
в)

Помимо квинты в малом минорном септаккорде может альтерироваться септима аккорда (+7), которая часто упортребляется в качестве проходящего звука:

При альтерации всего аккорда необходимо поставить перед римской цифрой соответствующий знак альтерации (бемоль или диез):

Задание:
Играть поочередно обеими руками во всех 12 тональностях гармонические последовательности (диапазон для партии левой руки см. на предыдущем занятии).


Штрихи над аккордами обозначают количество долей на каждый аккорд.