7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
Уроки
Основы джазовой импровизации
Пять видов септаккордов
Альтерация звуков септаккорда
Нонаккорд
Аккорды с 11 и 13
Блюз: гармония и форма
Форма aaba
Гармоническое обогащение сетки
Тритоновая замена Vx-аккорда
Аранжированные аккорды
Расположение тонов в аранжированных аккордах
Соединение аранжированных аккордов
Чередование интервалов терции и септимы
Открытая позиция
Блок-аккорды
Буги-вуги (I)
Буги-вуги (II)
Мелодия и ритм
Мотивное развитие
Лады. Диатоническая система
Лады. Хроматическая система
Практика
Нотные приложения


которых не было текстов песен, catsmusical.ru следующие тематические песни так же



Альтерация звуков септаккорда

Леонид Гурулев

Для начала вспомним, что такое "Альтерация". Только прошу не обижаться тех, кто знает. Повышение или понижение звука - это и есть альтерация, а диезы, бемоли их их производные (т.е. дубль-диезы, дубль-бемоли) являются знаками альтерации.

Итак, начнем тему. При альтерации того или иного звука аккорда можно построить ряд новых аккордов. Это важно, так как джазовая гармония, в основном, хроматическая:

Наиболее часто альтерируется квинта аккорда. В малом минорном септаккорде (вспомним обозначение - m) квинта понижается на полтона (пример а). В малом мажорном септаккорде (обозначение - х) квинта может быть повышена либо понижена. В аккорде на пятой ступени (V x) можно встретить расщепленную квинту (пример б). При этом между крайними звуками возникает целотонная гамма (подробнее о разновидностях гамм см. на уроках "Лады народной музыки" в разделе "Теория"), которая часто используется при обыгрывании альтерированного х-аккорда (пример в).

а)
б)
в)

Помимо квинты в малом минорном септаккорде может альтерироваться септима аккорда (+7), которая часто упортребляется в качестве проходящего звука:

При альтерации всего аккорда необходимо поставить перед римской цифрой соответствующий знак альтерации (бемоль или диез):

Задание:
Играть поочередно обеими руками во всех 12 тональностях гармонические последовательности (диапазон для партии левой руки см. на предыдущем занятии).


Штрихи над аккордами обозначают количество долей на каждый аккорд.