|
|
|
Альтерация звуков септаккордаЛеонид Гурулев
Для начала вспомним, что такое "Альтерация". Только прошу не обижаться тех, кто знает. Повышение или понижение звука - это и есть альтерация, а диезы, бемоли их их производные (т.е. дубль-диезы, дубль-бемоли) являются знаками альтерации. Итак, начнем тему. При альтерации того или иного звука аккорда можно построить ряд новых аккордов. Это важно, так как джазовая гармония, в основном, хроматическая: Наиболее часто альтерируется квинта аккорда. В малом минорном септаккорде (вспомним обозначение - m) квинта понижается на полтона (пример а). В малом мажорном септаккорде (обозначение - х) квинта может быть повышена либо понижена. В аккорде на пятой ступени (V x) можно встретить расщепленную квинту (пример б). При этом между крайними звуками возникает целотонная гамма (подробнее о разновидностях гамм см. на уроках "Лады народной музыки" в разделе "Теория"), которая часто используется при обыгрывании альтерированного х-аккорда (пример в).
Помимо квинты в малом минорном септаккорде может альтерироваться септима аккорда (+7), которая часто упортребляется в качестве проходящего звука: При альтерации всего аккорда необходимо поставить перед римской цифрой соответствующий знак альтерации (бемоль или диез):
Задание:
Играть поочередно обеими руками во всех 12 тональностях гармонические последовательности (диапазон для партии левой руки см. на предыдущем занятии).
Штрихи над аккордами обозначают количество долей на каждый аккорд.
|