7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
Уроки
Основы джазовой импровизации
Пять видов септаккордов
Альтерация звуков септаккорда
Нонаккорд
Аккорды с 11 и 13
Блюз: гармония и форма
Форма aaba
Гармоническое обогащение сетки
Тритоновая замена Vx-аккорда
Аранжированные аккорды
Расположение тонов в аранжированных аккордах
Соединение аранжированных аккордов
Чередование интервалов терции и септимы
Открытая позиция
Блок-аккорды
Буги-вуги (I)
Буги-вуги (II)
Мелодия и ритм
Мотивное развитие
Лады. Диатоническая система
Лады. Хроматическая система
Практика
Нотные приложения


Проекты и производство домов из клееного бруса на сайте www.tamak.ru.


Соединение аранжированных аккордов

Леонид Гурулев

Форма А

При соединении аккордов кварто-квинтового соотношения (II - V9: Ix - IVx и т. д.) следует стремиться к плавному голосоведению. Желательно общие звуки оставлять на месте, прочие - вести на минимальные интервалы.

Рассмотрим несколько форм соединения аранжированных аккордов. Форма А (в правой руке три звука):


В 1-ом примере изображены Ix - в расположении: септима - терция - квинта на басу F; IV9 - в расположении терция - септима - нона на басу В-бемоль.Следует обратить внимание на общий звук между двумя аккордами, который остается на месте. Септима Iх переходит в терцию IV9, терция Ix плавно идет в септиму IV9.

Во 2-ом примере изображены I9 - в расположении: терция - септима - нона на басу F; Ivx6 - в расположении септима - терция - секста на басу B-бемоль. Общий звук в данном случаеg. Терция I9 переходит в септиму IVx6, септима I9 плавно идет в терцию IVx6.

Задание

1. Изучить и играть на фортепиано последовательность аккордов 1х-IVx в 12 тональностях, как было показано в вышеприведенных примерах.
2.Играть гармоническую сетку блюза (см. раньше изученный материал):
а) основной тон аккорда - в левой руке, аранжированные аккорды-в правой;
б) аранжированные аккорды - в левой руке без основного тона в тональностях: С, F, В-бемоль, Е-бемоль, А-бемоль, D, G.

Форма В

В аккорде правой руки может быть четыре звука. Отсюда еще две формы - В и С, различающиеся расположением аккордов. Форма В:

В примере изображены аккорды: IIm9 в расположении терция - квинта - септима - нона на басу D; V9-13 в расположении септима - нона - терция - секста (звук 13 может быть понят и как секста) на басу G; IM9-6 в расположении терция - квинта - секста - нона на басу С.

Проследим движение голосов при переходе от IIm9 к V9-13 и к IМ9-6 аккордам. Аккорды IIm9 и Vx имеют три общих звука - f, а, е. У аккордов Vx и IM9-6 общие звуки не остаются на месте. Септима IIm9 переходит в терцию V9, септима V9-13 - в терцию IM9-6, то есть септима, соответственно обычным нормам голосоведения, разрешается вниз.

Задание

1. Играть на фортепиано гармонический оборот II-V-I в 12 тональностях, как было показано в примере.
2. Играть аранжированные аккорды формы В левой рукой, без основного тона в басу в 12 тональностях.
3. Играть гармоническую сетку блюза аранжированными аккордами форм А и В:
а) с основным тоном в левой руке;
б) без основного тона.

Форма С

В примере изображены: IIm9 в расположении септима - нона - терция - квинта на басу D; V9-13 в расположении терция - секста - септима - нона на басу G; IМ9-6 в расположении секста - нона - терция - квинта на басу С. Септима перемещается вниз.

Форма С - трансформация формы В, поэтому и здесь соединение аккордов IIm9 и V9-13 гармоническое (три общих звука е, f, а остаются на месте).

Играя аккорды формы B, можно обнаружить, что при движении последовательности II-V-I по тональностям вверх от F до A-бемоль и в А, В-бемоль, В возникает неприятное для слуха звучание (либо слишком высокая, либо слишком низкая тесситура).

Аналогично в форме С: в тональностях от С до Е-бемоль аранжированные аккорды расположены слишком высоко, а в тональностях Е и F - слишком низко. Эту закономерность необходимо учитывать при использовании аккордов в формах В и С. Аккорды формы В (II-V-I) можно употреблять в тональностях от С до F, аккорды формы С (II-V-I) - от F-диез до В (пока Вы будете изучать этот материал, не плохо играть во всех 12 тональностях в каждом случае).

Возможны и еще некоторые формы соединения аранжированных аккордов.

Задание

1. Играть гармонический оборот II-V-I аранжированными аккордами формы С в 12 тональностях.
2. В тех же тональностях играть аранжированные аккорды формы С без основного тона в басу.
3. Играть гармоническую сетку блюза аранжированными аккордами формы A, В, С:
а) с основным тоном в левой руке;
б) без основного тона.