Лады. Диатоническая система
Леонид Гурулев
Импровизационная линия включает в себя различные гаммообразные построения. На
каждой ступени гаммы, как известно, можно построить 7-аккорд. Если принять за
тонику нижний звук 7-аккорда, то между крайними звуками аккорда образуется гамма,
состоящая из звуков, входящих в основную мажорную гамму:

Образованные таким образом гаммы соответствуют различным ладам.
К мажорным ладам относятся ионийский (натуральный мажор), лидийский, миксолидийский;
к минорным ладам - эолийский (натуральный минор), дорийский, фригийский.
Лидийский лад (рис. 1-г) отличается от натурального мажора пониженной VII ступенью
и соответствует 7-аккорду IV ступени.
Миксолидийский лад (рис. 01-д) отличается от натурального мажора пониженной
VII ступенью и соответствует 7-аккорду V ступени.
Дорийский лад (рис. 01-б) отличается от натурального минора повышенной VI ступенью
и соответствует 7-аккорду II ступени.
Фригийский лад (рис. 01-в) отличается от натурального минора пониженной II
ступенью и соответствует 7-аккорду III ступени.
Особое место занимает уменьшенный лад, опорные звуки которого соответствуют уменьшенному
7-аккорду:

Уменьшенный лад строится на чередовании тона и полутона. Существуют три различные
позиции уменьшенного лада: от звуков С, D-бемоль и D

Уменьшенный лад употребляется при обыгрывании как уменьшенного 7-аккорда (о),
так и малого мажорного 7-аккорда (х) с альтерированными звуками: бемоль 5, бемоль
9, диез 9 или диез 11

Представляет интерес также лад, соответствующий малому 7-аккорду VII ступени.
Этот лад называется локрийским. В основе локрийского лада лежит уменьшенная квинта (рис. 01-ж).
При альтерации квинты (бемоль 5, диез 5) в х-аккорде может быть употреблена
целотонная гамма:

Изучение ладов - одного из важнейших элементов импровизации - является крайне
необходимым для джазового музыканта.
Для закрепления сегодняшней темы разучите Прелюдию И.Бриля (скачать).
Ноты в формате PDF.
|