|
|
|
Лады. Диатоническая система
Леонид Гурулев
Импровизационная линия включает в себя различные гаммообразные построения. На каждой ступени гаммы, как известно, можно построить 7-аккорд. Если принять за тонику нижний звук 7-аккорда, то между крайними звуками аккорда образуется гамма, состоящая из звуков, входящих в основную мажорную гамму: Образованные таким образом гаммы соответствуют различным ладам. К мажорным ладам относятся ионийский (натуральный мажор), лидийский, миксолидийский; к минорным ладам - эолийский (натуральный минор), дорийский, фригийский. Лидийский лад (рис. 1-г) отличается от натурального мажора пониженной VII ступенью и соответствует 7-аккорду IV ступени. Миксолидийский лад (рис. 01-д) отличается от натурального мажора пониженной VII ступенью и соответствует 7-аккорду V ступени. Дорийский лад (рис. 01-б) отличается от натурального минора повышенной VI ступенью и соответствует 7-аккорду II ступени. Фригийский лад (рис. 01-в) отличается от натурального минора пониженной II ступенью и соответствует 7-аккорду III ступени. Особое место занимает уменьшенный лад, опорные звуки которого соответствуют уменьшенному 7-аккорду: Уменьшенный лад строится на чередовании тона и полутона. Существуют три различные позиции уменьшенного лада: от звуков С, D-бемоль и D Уменьшенный лад употребляется при обыгрывании как уменьшенного 7-аккорда (о), так и малого мажорного 7-аккорда (х) с альтерированными звуками: бемоль 5, бемоль 9, диез 9 или диез 11 Представляет интерес также лад, соответствующий малому 7-аккорду VII ступени. Этот лад называется локрийским. В основе локрийского лада лежит уменьшенная квинта (рис. 01-ж). При альтерации квинты (бемоль 5, диез 5) в х-аккорде может быть употреблена целотонная гамма: Изучение ладов - одного из важнейших элементов импровизации - является крайне необходимым для джазового музыканта. Для закрепления сегодняшней темы разучите Прелюдию И.Бриля (скачать). Ноты в формате PDF.
|