7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
Уроки
Основы джазовой импровизации
Пять видов септаккордов
Альтерация звуков септаккорда
Нонаккорд
Аккорды с 11 и 13
Блюз: гармония и форма
Форма aaba
Гармоническое обогащение сетки
Тритоновая замена Vx-аккорда
Аранжированные аккорды
Расположение тонов в аранжированных аккордах
Соединение аранжированных аккордов
Чередование интервалов терции и септимы
Открытая позиция
Блок-аккорды
Буги-вуги (I)
Буги-вуги (II)
Мелодия и ритм
Мотивное развитие
Лады. Диатоническая система
Лады. Хроматическая система
Практика
Нотные приложения


Прокладки и кольца армко.



Лады. Диатоническая система

Леонид Гурулев

Импровизационная линия включает в себя различные гаммообразные построения. На каждой ступени гаммы, как известно, можно построить 7-аккорд. Если принять за тонику нижний звук 7-аккорда, то между крайними звуками аккорда образуется гамма, состоящая из звуков, входящих в основную мажорную гамму:

Образованные таким образом гаммы соответствуют различным ладам.

К мажорным ладам относятся ионийский (натуральный мажор), лидийский, миксолидийский; к минорным ладам - эолийский (натуральный минор), дорийский, фригийский.

Лидийский лад (рис. 1-г) отличается от натурального мажора пониженной VII ступенью и соответствует 7-аккорду IV ступени.

Миксолидийский лад (рис. 01-д) отличается от натурального мажора пониженной VII ступенью и соответствует 7-аккорду V ступени.

Дорийский лад (рис. 01-б) отличается от натурального минора повышенной VI ступенью и соответствует 7-аккорду II ступени.

Фригийский лад (рис. 01-в) отличается от натурального минора пониженной II ступенью и соответствует 7-аккорду III ступени.

Особое место занимает уменьшенный лад, опорные звуки которого соответствуют уменьшенному 7-аккорду:

Уменьшенный лад строится на чередовании тона и полутона. Существуют три различные позиции уменьшенного лада: от звуков С, D-бемоль и D

Уменьшенный лад употребляется при обыгрывании как уменьшенного 7-аккорда (о), так и малого мажорного 7-аккорда (х) с альтерированными звуками: бемоль 5, бемоль 9, диез 9 или диез 11

Представляет интерес также лад, соответствующий малому 7-аккорду VII ступени. Этот лад называется локрийским. В основе локрийского лада лежит уменьшенная квинта (рис. 01-ж).

При альтерации квинты (бемоль 5, диез 5) в х-аккорде может быть употреблена целотонная гамма:

Изучение ладов - одного из важнейших элементов импровизации - является крайне необходимым для джазового музыканта.

Для закрепления сегодняшней темы разучите Прелюдию И.Бриля (скачать). Ноты в формате PDF.