7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
Уроки
Основы джазовой импровизации
Пять видов септаккордов
Альтерация звуков септаккорда
Нонаккорд
Аккорды с 11 и 13
Блюз: гармония и форма
Форма aaba
Гармоническое обогащение сетки
Тритоновая замена Vx-аккорда
Аранжированные аккорды
Расположение тонов в аранжированных аккордах
Соединение аранжированных аккордов
Чередование интервалов терции и септимы
Открытая позиция
Блок-аккорды
Буги-вуги (I)
Буги-вуги (II)
Мелодия и ритм
Мотивное развитие
Лады. Диатоническая система
Лады. Хроматическая система
Практика
Нотные приложения


http://www.cliptronic.ru/ - снять рекламный видеоролик


Расположение тонов в аранжированных аккордах

Леонид Гурулев

При перенесении основного тона в партию контрабаса звуки аккорда располагаются следующим образом (располагаются при чтении аккорда - снизу вверх):

В х и Х 9 аккордах

а) левая рука -терция, септима, нона,
правая рука - квинта, прима;

б) левая рука - септима, терция, секста;
правая рука - квинта, прима;

в) левая рука -септима, нона, терция, секста;
правая рука - импровизационная линия;

г) левая рука -терция, секста, септима, нона;
правая рука - импровизационная линия.

В аккордах m, m 9

а) левая рука -септима, терция, квинта;
правая рука - прима, квинта;

б) левая рука - терция, септима, нона;
правая рука - квинта, прима;

в) левая рука - терция, квинта, септима, нона;
правая рука - импровизационная линия;

г) левая рука - септима, нона, терция, квинта;
правая рука - импровизационная линия.

Задание

1. Выучить аранжированные m- и x-аккорды в 12 тональностях.
2. Играть гармоническую сетку блюза (см. предыдущие занятия) аранжированными аккордами.

Примечание. Диапазон употребления аранжированных аккордов в левой руке (по нижнему звуку аккорда):

В аккорде

а) левая рука - терция, квинта, секста, нона,
правая рука - импровизационная линия;

б) левая рука - секста, нона, терция, квинта,
правая рука - импровизационная линия.

В аккорде

а) левая рука - терция, квинта, септима, нона,
правая рука - импровизационная линия;

б) левая рука - септима, нона, терция, квинта,
правая рука - импровизационная линия.

В аккорде

а) левая рука - терция, квинта, септима, нона,
правая рука - импровизационная линия;

б) левая рука - септима, нона, терция, квинта,
правая рука - импровизационная линия.

Можно заметить, что некоторые из вышеперечисленных форм аранжированных аккордов являются как бы обращением другой формы, хотя сам термин "обращение" неточен, так как в аккорде отсутствует основной тон, что делает всю структуру неполной. Более подходит слово "перестановка".

Подобные аранжированные аккорды используются в левой руке для поддержания импровизационной линии. Эти же аккорды используются в правой руке в сочетании с основным тоном в левой - как один из способов аккомпанемента. Кроме того, приведенные здесь аранжированные аккорды можно встретить в партитурах для больших оркестров, где эти аккорды исполняются группами саксофонов либо меди.

Задание

1. Выучить аранжированные М-, -, - аккорды в 12 тональностях.
2. Играть аранжированные аккорды в обороте II -V - I в 12 тональностях, в гармонической сетке блюза.

Изучать аранжированные аккорды следует так: основной тон - в левой руке, аранжированный аккорд - в правой. Изучение аккордов подобным способом дает возможность услышать всю структуру аккорда: