Расположение тонов в аранжированных аккордах
Леонид Гурулев
При перенесении основного тона в партию контрабаса звуки аккорда располагаются
следующим образом (располагаются при чтении аккорда - снизу вверх):
В х и Х 9 аккордах
а) левая рука -терция, септима, нона,
правая рука - квинта, прима;
б) левая рука - септима, терция, секста;
правая рука - квинта, прима;
в) левая рука -септима, нона, терция, секста;
правая рука - импровизационная линия;
г) левая рука -терция, секста, септима, нона;
правая рука - импровизационная линия.

В аккордах m, m 9
а) левая рука -септима, терция, квинта;
правая рука - прима, квинта;
б) левая рука - терция, септима, нона;
правая рука - квинта, прима;
в) левая рука - терция, квинта, септима, нона;
правая рука - импровизационная линия;
г) левая рука - септима, нона, терция, квинта;
правая рука - импровизационная линия.

Задание
1. Выучить аранжированные m- и x-аккорды в 12 тональностях.
2. Играть гармоническую сетку блюза (см. предыдущие занятия) аранжированными
аккордами.
Примечание. Диапазон употребления аранжированных аккордов в левой руке (по
нижнему звуку аккорда):

В аккорде 
а) левая рука - терция, квинта, секста, нона,
правая рука - импровизационная линия;
б) левая рука - секста, нона, терция, квинта,
правая рука - импровизационная линия.

В аккорде 
а) левая рука - терция, квинта, септима, нона,
правая рука - импровизационная линия;
б) левая рука - септима, нона, терция, квинта,
правая рука - импровизационная линия.
В аккорде 
а) левая рука - терция, квинта, септима, нона,
правая рука - импровизационная линия;
б) левая рука - септима, нона, терция, квинта,
правая рука - импровизационная линия.
Можно заметить, что некоторые из вышеперечисленных форм аранжированных аккордов
являются как бы обращением другой формы, хотя сам термин "обращение" неточен,
так как в аккорде отсутствует основной тон, что делает всю структуру неполной.
Более подходит слово "перестановка".
Подобные аранжированные аккорды используются в левой руке для поддержания импровизационной
линии. Эти же аккорды используются в правой руке в сочетании с основным тоном
в левой - как один из способов аккомпанемента. Кроме того, приведенные здесь
аранжированные аккорды можно встретить в партитурах для больших оркестров, где
эти аккорды исполняются группами саксофонов либо меди.
Задание
1. Выучить аранжированные М-, -,
- аккорды в 12 тональностях.
2. Играть аранжированные аккорды в обороте II -V - I в 12 тональностях, в гармонической
сетке блюза.
Изучать аранжированные аккорды следует так: основной тон - в левой руке, аранжированный
аккорд - в правой. Изучение аккордов подобным способом дает возможность услышать
всю структуру аккорда:

|