7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
Уроки
Основы джазовой импровизации
Пять видов септаккордов
Альтерация звуков септаккорда
Нонаккорд
Аккорды с 11 и 13
Блюз: гармония и форма
Форма aaba
Гармоническое обогащение сетки
Тритоновая замена Vx-аккорда
Аранжированные аккорды
Расположение тонов в аранжированных аккордах
Соединение аранжированных аккордов
Чередование интервалов терции и септимы
Открытая позиция
Блок-аккорды
Буги-вуги (I)
Буги-вуги (II)
Мелодия и ритм
Мотивное развитие
Лады. Диатоническая система
Лады. Хроматическая система
Практика
Нотные приложения


Gamelia пальто оптом www.kroyyork.ru/palto.html.


Аккорды с 11 и 13

Леонид Гурулев

Наряду с нонаккордом часто употребляются аккорды с добавлением ундецимы (11), а для х-аккорда - большой терцдецимы (13), при этом 9-й, 11-й, 13-й звуки образуют в качестве надстройки над х-аккордом минорное трезвучие.

Задание

Играть на фортепиано последовательности: а) из двух аккордов по тональности кварто-квинтового круга (кто не помнит, посмотрите в разделе "Теория"); б) по тональностям, расположенным на ступенях хроматической гаммы.

Альтерация 9, 11 и 13

В х-аккорде может быть понижена, либо повышена 9 (нона), повышена 11 (ундецима), понижена 13 (терцдецима). Практически бемоль 13 не что иное, как диез 5 через октаву.

В М-аккорде звук 11 употребляется исключительно со знаком "+" .

Во всех остальных аккордах звуки 9 и 11 не подлежат альтерации (в учебном процессе).


В виде таблицы это может выглядеть так:

Задание

Играть на фортепиано последовательности: а) из двух аккордов по тональности кварто-квинтового круга; б) по тональностям, расположенным на ступенях хроматической гаммы.

Давайте повторим:

На ступенях мажорной гаммы можно посроить пять видов 7-аккордов:
на I и IV ступенях - большой мажорный 7-аккорд - М;
на II, III, VI ступенях - малый минорный септаккорд - m;
на V ступени - малый мажорный септаккорд (доминантовый) - х;
на VII ступени - малый вводный септаккорд -
и в гармоническом мажоре - уменьшенный вводный септаккорд - .

В х-септаккорде альтерируется (повышается/понижается) звук 5 и 7. К числу наиболее употребительных аккордов относятся септаккорды с добавлением звуков 9, 11, а к х-аккорду - также звука 13. Наиболее типичные сочетания альтерированных звуков 9, 11, 13 в х-аккорде: -9, +11, 13; 9, +11, 13; +9, +11, 13. Единственный аккордовый звук, подлежащий повышающей альтерации в М-аккорде, - звук 11 (+11).