|
|
|
Аккорды с 11 и 13Леонид Гурулев
Наряду с нонаккордом часто употребляются аккорды с добавлением ундецимы (11), а для х-аккорда - большой терцдецимы (13), при этом 9-й, 11-й, 13-й звуки образуют в качестве надстройки над х-аккордом минорное трезвучие. ЗаданиеИграть на фортепиано последовательности: а) из двух аккордов по тональности кварто-квинтового круга (кто не помнит, посмотрите в разделе "Теория"); б) по тональностям, расположенным на ступенях хроматической гаммы. Альтерация 9, 11 и 13В х-аккорде может быть понижена, либо повышена 9 (нона), повышена 11 (ундецима), понижена 13 (терцдецима). Практически бемоль 13 не что иное, как диез 5 через октаву. В М-аккорде звук 11 употребляется исключительно со знаком "+" . Во всех остальных аккордах звуки 9 и 11
не подлежат альтерации (в учебном процессе). ЗаданиеИграть на фортепиано последовательности: а) из двух аккордов по тональности кварто-квинтового круга; б) по тональностям, расположенным на ступенях хроматической гаммы. Давайте повторим:На ступенях мажорной гаммы можно посроить пять
видов 7-аккордов: В х-септаккорде альтерируется (повышается/понижается) звук 5 и 7. К числу наиболее употребительных аккордов относятся септаккорды с добавлением звуков 9, 11, а к х-аккорду - также звука 13. Наиболее типичные сочетания альтерированных звуков 9, 11, 13 в х-аккорде: -9, +11, 13; 9, +11, 13; +9, +11, 13. Единственный аккордовый звук, подлежащий повышающей альтерации в М-аккорде, - звук 11 (+11).
|