|
|
|
Блюз: Гармония и формаЛеонид Гурулев
Блюз (англ. blues - грусть) является одной из важнейших форм джаза. Он берет свое начало от старинных негритянских трудовых песен. Существовала также старая песенная форма, основанная на постоянном повторении припева, состоящего из нескольких выразительных строк, которые подхватывались хором слушателей. Многие певцы блюза аккомпанировали себе на гитаре, губной гармонике, причем сопровождающий инструмент был для певца не просто аккомпанирующим инструментом, а, скорее, собеседником, который доигрывал строфу, создавая настроение тоски по утраченному счастью, одиночества. Вот несколько отрывков:
Кроме вокального блюза существует инструментальный блюз. Большое влияние на его развитие оказал известный саксофонист Ч. Паркер. Характерной чертой разработанной им гармонической сетки являются многочисленные гармонические секвенции. В основе блюза лежит 12-тактовый период из трех фраз по 4 такта с чередованием аккордов I, IV, V ступеней. Существует несколько видов блюза: архаический (сельский), классический (городской) и блюз современный. Характерной особенностью классического блюза является употребление субдоминанты (IVх) после доминанты (см. 9-й и 10-й такты). В современном блюзе следует обратить внимание на два варианта 11-го и 12-го тактов. Задание Выучить гармонические сетки блюза. Играть в 12 тональностях. Блюз. ЛадБлюзовая мелодия представляет собой больший интерес, чем взятая в отдельности гармоническая сетка. Своеобразие мелодии блюза заключается прежде всего в блюзовых нотах, которые образуют минорную пентатонику. Блюзовые ноты - это низкие III и VII ступени лада: Позднее джазовые музыканты добавили к блюзовым нотам низкую V ступень:
Один из способов употребления блюзовых нот заключается в скольжении их к основным ступеням гаммы:
в двойных нотах (тот же пример), либо в выдерживании одного из звуков в интервале. Наибольший эффект скольжения наблюдается на гитаре или на любом духовом инструменте. На фортепиано можно добиться эффекта скольжения при помощи исполнения перечеркнутого форшлага: Наиболее удобным является скольжение, при котором форшлаг начинается с черной клавиши. Принцип скольжения может быть применен для двух или нескольких тонов: ЗаданиеИграть гармонические сетки блюза с употреблением
в правой руке блюзовых нот различных сочетаний в тональностях:
|