|
|
|
БаррэЛеонид Гурулев
Такая сложная тема сегодня начинается. Я имею ввиду для новичков. Тема "Баррэ". Сложная она тем, что указательный палец в упор не хочет плотно и равномерно зажать несколько струн. Главное, не отчаиваться, в один прекрасный (!) день неожиданно Вы обнаружите, что все встало на свои места, и все струны на удивление звучат. Итак, БАРРЭ - это прием звукоизвлечения на гитаре, когда указательный палец левой руки прижимает на одном ладу несколько струн или все. Если прижимается три или четыре струны - это малое баррэ, если все струны - это большое баррэ. Для обозначения баррэ перед аккордом (одновременное извлечение трех и более звуков) пишется скобка. К исполнению этого приема надо подойти очень осторожно, так как он технически довольно труден; поэтому Вы должны заниматься этим приемом умеренно, не переутомляя левую руку, но регулярно. Несколько советов: 1. Дека гитары должна быть в вертикальном
положении по отношению к полу. Когда указательный палец левой руки находится в положении баррэ, остальные три пальца должны совершенно свободно брать аккорды или пассажи. Ну, а теперь наши традиционные упражнения. Вообще, на счет упражнений. По понятным причинам я не могу публиковать большое количество упражнений (рисунки занимают много места и требуют продолжительного времени на загрузку страницы). Поэтому рекомендую брать у знакомых или покупать в книжном магазине ноты. Чем больше Вы будете играть, тем совершенней станет Ваша техника игры. Надеюсь, Вы смогли преодолеть трудности, связанные с освоением приема баррэ (если нет, то, как я говорил выше, - не отчаивайтесь, все придет в норму, главное, не бросайте занятия), теперь давайте чуть подробнее задержимся на приемах звукоизвлечения: легато и стаккато в пределах трех позиций. Знак лига нам уже знаком, а вот как быть, если лига охватывает несколько разных нот? Все просто: надо выдерживать длительность ноты вплоть до звучания следующей. Связное исполнение называется легато. Первая нота всякой слигованной группы нот получает акцент. В гитарной технике легато надо рассматривать не только как связное исполнение, но и как прием звукоизвлечения, который имеет первостепенное значение. Прием легато исполняется тремя способами. 1. При восходящем порядке звуков первый звук извлекается ударом правой руки, а второй (и последующие, при необходимости) - пальцами левой руки, которые опускаются с силой на ту же струну, прижимают ее и заставляют звучать уже без участия правой руки. Прошу обратить внимание, что в данных упражнениях большой палец правой руки обозначается крестиком (плюсом), а другие пальцы - точками, причем, как Вы, несомненно, уже догадались, что количество точек обозначает... порядковый номер пальца. 2. Употребляется при нисходящем порядке звуков. Первый звук извлекается пальцем правой руки, а второй (и последующие) - от снятия в сторону пальцев левой руки. Это делается так: после того, как прозвучала первая нота, палец левой руки снимается в сторону, задевая ту струну, на которой он был, опять же без участия правой руки. Единственное условие, надо приготовиться к звучанию этих последующих нот. То есть заранее прижать струну пальцем. 3. Если звуки, которые надо извлечь находятся на разных струнах, то после извлечения первого звука (с помощью правой руки), надо с силой опустить палец левой на другую струну, на нужном ладу, и опять же струна запоет (если хотите - соловьем) без участия правой руки.
Легато можно исполнить двойными нотами, соблюдая те же правила. Исполнение легато этими тремя способами в быстрых темпах, намного облегает технику правой руки. Вы можете сами придумывать пока упражнения, хотя я в скором времени планирую это сделать. Вообще старайтесь побольше играть на слух, но не забывайте о нотах. Семь футов под килем Вам и попутного ветра в "море-окияне" музыки!!! Интересный прием исполнения, не правда ли? Будем надеяться, что более-менее Вы его освоили. Теперь я даю Вам упражнение на эту тему. А вообще советую применять прием legato где надо и не надо, временно, конечно, чтобы пальчики развивались. Озвучивать это упражнение я не буду (что здесь озвучивать!?), ведь для Вас главное "усилить работоспособность" пальцев левой руки. Но все равно будьте повнимательней и постарайтесь, чтобы гитара у Вас пела, а не дребезжала. Вы уж простите меня за непостоянство, но уж не очень убедительно смотрятся упражнения без звука. Поэтому я решил озвучить Вам это упражнение. Послушайте . Если Вы думаете, что на этом Ваши "мучения" закончились... Нет, Вы не правы. Вот, например, есть такой прием звукоизвлечения СТАККАТО. Не будем уточнять, какой прием лучше или хуже. Каждый хорош по своему, смотря "для чего применять". Стаккато обозначается точками над или под нотами (просьба не путать с аппликатурой, когда точками обозначены пальцы правой руки): звуки исполняются отрывисто, как бы создавая паузу после каждой ноты, над (или под) которой поставлен знак. Видите точки под нотами? Вот скажу Вам по секрету - это и есть обозначение стаккато. Чтобы исполнить стаккато на гитаре, надо извлечь звук пальцем правой руки и немедленно приложить этот палец к той струне, на которой был извлечен звук, не давая этим самым струне продолжать звучать. Многие гитаристы практикуют ослабление пальцев левой руки, добиваясь того же эффекта, что особенно удобно при исполнении аккордов. И закончим мы этот лист уроков, как не хмурьтесь, гаммами. Игра гамм поможет Вам освоить и расположение нот на грифе, а также, что очень важно, разовьет технику игры на... ну даже не знаю, как сказать... намного, смотря, с какой усидчивостью и терпением Вы будете заниматься. Пока я познакомлю Вас с гаммаи в пределах трех позиций. В дальнейшем рекомендую играть гаммы во всех тональностях, охватывающие весь диапазон гитары. Чтобы не было скучно и занудно, отрабатывайте игру гамм разными способами звукоизвлечения: легато и стаккато, можете чередовать их. Будьте внимательны к аппликатуре обеих рук, равно как и к ключевым и случайным знакам.
|