7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ГИТАРА
Теория
Историческая справка
Общие сведения
Запись нот
Практика
Настройка
Извлечение звука
Звукоряд
Динамические оттенки
Аккорды, гаммы
Медиатор
Баррэ
Повышение техники исполнения
Повышение техники исполнения (продолжение)
Нотное приложение
Джаз-аккомпанемент
Введение
Обращения септаккордов
Гармонические модели
Аппликатура
Блюзовая гармония
Упражнения
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Обозначения аккордов
Мажорные и минорные трезвучия
Увеличенные и уменьшенные трезвучия
Мажорные и минорные секстаккорды
Малый мажорный септаккорд
Большой мажорный септаккорд
Малый мажорный с увеличенной и уменьшенной квинтой
Большой и малый минорные септаккорды
Увеличенный и полууменьшенный (малый вводный) септаккорды
Уменьшенный септаккорд
Большой нонаккорд
Малый нонаккорд




Извлечение звуков медиатором

Леонид Гурулев

В эстрадных оркестрах или ансамблях гитара используется в основном для исполнения на ней аккордов, звуки которых извлекаются медиатором. Специфический характер звучания аккордов, исполняемых при помощи медиатора, подчеркивает ритмический рисунок музыкального произведения и вносит своеобразную окраску в общее звучание оркестра. Поэтому гитара стала обязательным инструментом в эстрадных оркестрах, квартетах и других ансамблях.

http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-1.jpgМедиатор обычно представляет собой пластинку яйцевидной (иногда треугольной) формы, изготовленную из пластмассы или черепаховой кости. Медиатор, изготовленный из черепаховой кости, считается наилучшим.

Толщина медиатора должна быть приблизительно 1,5-2,0 мм. Чрезмерно утолщенный медиатор затрудняет звукоизвлечение, а при игре тонким медиатором возникает треск.

Край медиатора (см. на рисунке зачерненный край), находящийся у заостренной части, должен быть чуть-чуть сточен и хорошо отшлифован, потому что он участвует в звукоизвлечении. На рисунке видно, что это правый край медиатора. Повернув медиатор противоположной стороной, следует также сточить и отшлифовать правый край.

Шлифовку можно осуществить трением края медиатора об мел или древесный уголь, положенный на кусочек материи.

Кончик (узкая часть) медиатора тоже шлифуется с обеих сторон. Он должен быть не очень узким (заостренным), но и не чрезмерно широким (тупым).

Размеры и форму медиатора желательно подбирать в индивидуальном порядке, в зависимости от размеров руки исполнителя и силы ударов медиатором по струнам.

На плоскости медиатора с обеих сторон целесообразно нанести точечные насечки, для того чтобы медиатор не мог выскользнуть из руки.

http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-2.jpgВо время игры медиатор находится между указательным и большим пальцами правой руки, помещаясь на сгибе первого сустава указательного пальца. Остальные три пальца этой руки должны быть согнуты настолько, чтобы их первые суставы не могли ударяться о струны

Медиатор не следует сильно сжимать, чтобы не было излишнего напряжения кисти руки и пальцев.

При игре медиатором место соприкосновения правой руки с корпусом гитары должно быть немного правее, чем при обычной игре, а положение кисти руки в основном остается таким, как было показано ранее.

Освоившим правильную постановку правой руки для извлечения звуков пальцами обычно нетрудно научиться извлекать звуки медиатором.

Звуки аккорда надо расположить так, чтобы каждый следующий звук оказался на соседней (находящейся рядом) струне. Только в этом случае аккорд можно исполнить с помощью медиатора. Звуки аккордов чаще всего, извлекаются ударами медиатора по струнам в направлений от нижних звуков аккорда к верхним (движение кисти вниз).

Удары медиатора по струнам должны производиться стремительным движением кисти руки. Но степень стремительности может изменяться в зависимости от характера исполняемого произведения, а также в зависимости от обозначенной длительности аккордов. Чем короче длительность аккордов, тем стремительнее должно быть движение кисти руки.

Проиграйте несколько раз подряд упражнение. Перед каждым ударом по струнам надо предварительно помещать кончик медиатора между 5-ой и 4-ой струной и сразу производить удар.

http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-3.jpg

В эстрадных оркестрах, ансамблях звучание аккордов, исполняемых на гитаре, в большинстве случаев должно быть коротким (отрывистым). Когда удары медиатора начнут получаться равномерными, можно приступить к освоению этой детали исполнения. Краткость звучания аккордов, так же как и степень стремительности движения кисти руки при ударе медиатора по струнам, определяется исполнителем исходя из характера музыкального произведения. Короткое звучание аккордов или перерыв в звучании (пауза) достигается значительным ослаблением прижатия пальцами левой руки струн на ладах. Но при этом пальцы не снимаются со струн.

Проиграйте еще несколько раз помещенное выше упражнение с отрывистым звучанием аккордов. Вы сразу заметите, как изменился характер звучания благодаря глушению звуков аккорда.

В приведенных ниже упражнениях показано различное чередование аккордов и пауз. Такой ритмический рисунок наиболее часто встречается в партии гитары в эстрадных оркестрах, ансамблях. Освоив на данных упражнениях владение медиатором и технику глушения звуков при игре в медленном темпе, переходите к исполнению этих ритмических фигур в быстром темпе.

http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-4.jpg

http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-5.jpg

http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-6.jpg

http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-7.jpg

В партии гитары в эстрадных оркестрах (или ансамблях) наиболее ярко, эффектно звучат и наиболее удобны для исполнения медиатором аккорды, состоящие из шести, пяти или четырех звуков.

Написать партию гитары, удобную для исполнения, значительно труднее, чем для других музыкальных инструментов. Поэтому в партии гитары для эстрадного ансамбля пишут только те ноты, которые показывают строение аккорда. А как расположить ноты по отношению друг к другу и какие аккордовые тоны следует удвоить, чтобы получился 4-6-звучный аккорд, удобный для исполнения, предоставляется решить самому гитаристу.

Поиски простого и краткого способа записи звуков, из которых должен состоять аккорд (без указания точного расположения звуков этого аккорда), привели к созданию буквенно-цифрового способа обозначения аккордов.

Пока давайте считать, что показанное в нотных примерах количество звуков является условным.

Перейдем к изучению различных вариантов извлечения звуков аккорда медиатором, создающих своеобразную окраску аккомпанемента.

1. Левая рука занимает положение, необходимое для извлечения максимально возможного количества звуков в данном аккорде. Например, пальцы левой руки, если это доступно, размещаются так, чтобы можно было извлечь шесть звуков.

Записано:
http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-8.jpg

При этом на первую долю такта извлекаются только несколько нижних звуков аккорда (3-4 звука), а на вторую долю такта только несколько верхних звуков аккорда (3-4 звука). Далее указанное чередование нижних и верхних звуков аккорда повторяется.

Исполняется:
http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-9.jpg

2. Аккорд на первой (сильной) доле такта исполняется не отрывисто (без глушения звуков) и не очень стремительным движением кисти правой руки (немного арпеджированно), а аккорд на второй (слабой) доле такта исполняемся стремительным движением кисти (не арпеджированно) и отрывисто. Далее все повторяется. Этот прием исполнения аккордов применяется в произведениях, имеющих не очень быстрый темп.

Записано:
http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-10.jpg
Исполняется:
http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-11.jpg

3. Тембровые оттенки в звучании аккордов могут быть достигнуты ударами медиатора в разных точках струны. Например, один удар по струне производится около грифа, а другой у края розетки со стороны подставки.

Ранее говорилось, что в некоторых случаях удары медиатора по струнам могут выполняться поочередными движениями кисти правой руки вниз (обозначим знаком П) и вверх (обозначим знаком V).

В пьесах, имеющих быстрый темп, исполнение аккордов в некоторых ритмических фигурах иногда оказывается возможным только при использовании вышеуказанного чередования ударов медиатора по струнам. В этом случае все аккорды, приходящиеся на первую долю такта, исполняются без глушения их звучания (не отрывисто), а аккорды, приходящиеся на вторую долю такта, исполняются отрывисто.

http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-12.jpg

Ударом медиатора вверх можно извлекать и все шесть звуков, и только три-четыре звука аккорда.

В аккорде, следующем после аккорда малой длительности, также можно извлечь и шесть звуков и только три-четыре звука.

http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-13.jpg

Отрывистое исполнение аккордов в быстром темпе возможно только в том случае, если звуки аккорда будут извлекаться на струнах, прижатых к ладам пальцами левой руки.

Извлечение звуков аккорда на неприжатых (открытых) струнах или на неприжатых в сочетании с прижатыми допустимо, если аккорды имеют большую длительность, и поэтому при их исполнении не требуется глушение звуков (отрывистость звучания).

В нотных примерах, с которыми мы ознакомились, аккорды записаны нотными знаками. Над аккордами, помимо обозначения позиций - III, V и т. д., написаны латинские буквы с цифрами или без цифр - С7, Аm, D7, G.

В эстрадных оркестрах, ансамблях в партии гитары аккорды почти всегда обозначаются не нотными знаками, а буквенно-цифровым способом.

Познакомьтесь с двумя нотными примерами, записанными этим способом. Каждое буквенно-цифровое обозначение сохраняет свою силу до появления нового обозначения. Косые черточки, помещенные на нотном стане, показывают, на какую долю такта исполняется обозначенный аккорд (о записи на одной строчке "нитке" - будет сказано далее).

http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-14.jpg
http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-15.jpg

Вы, вероятно, сразу определите, какие из ранее разобранных нотных примеров аналогичны по тактовому размеру и ритмическому рисунку этим двум примерам, и, следовательно, сможете расшифровать аккорды.

Усвоив буквенно-цифровые обозначения аккордов, Вы сумеете сами построить ряд упражнений, развивающих технику владения медиатором.

В эстрадных оркестрах, ансамблях гитаре, помимо исполнения аккордов, может поручаться исполнение отдельных нот, следующих друг за другом, или мелодии.

Чередование ударов медиатора вверх и вниз облегчит исполнение отдельных нот малой длительности. Например:
http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-16.jpg

Для развития техники владения медиатором полезно проигрывать ранее помещенные гаммы, применяя при их исполнении чередование ударов медиатора. Например:
http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-17.jpg и т.д.

Отдельные ноты, имеющие большую длительность, могут быть исполнены извлечением звука одним ударом медиатора или (для получения своеобразного эффекта звучания ноты) максимально быстрым чередованием ударов медиатора по струне на протяжении длительности этой ноты. Такой прием называется тремоло.

http://www.7not.ru/guitar/images/mediatr-18.jpg