|
|
|
Использование прогрессивной аппликатуры в практике джазового аккомпанементаДанный материал отсканировал и прислал А.Волков
(Вильнюс)
Особенности джазовой гармонии (в частности свинга),
рассмотренные нами ранее, наиболее проявились в творчестве композиторов
Дж.Гершвина, Дж.Керна, К.Портера, Р.Роджерса, Д.Эллингтона и др.
Многие произведения, написанные несколько десятилетий назад, и поныне
в репертуаре джазовых коллективов. Общую схему типичной для периода свинга песни можно
представить следующим образом: Попробуйте самостоятельно разобрать гармоническую схему песни Таривердиева "Маленький принц" из кинофильма "Пассажир с экватора" и подобрать интересный аккомпанемент. Одним из вариантов гармонической схемы этой песни
может быть и таким: Интродукции и постлюдии в песнях Зачастую гитаристы уделяют мало внимания вступлению и заключению. Однако неоспоримо, что неудачно сыгранное вступление или скомканное заключение может полностью испортить впечатление от выступления. Прежде всего инструментальное вступление должно ввести солиста в исполняемое произведение. Эта подготовка может заключаться как в предвосхищении характера и интонаций темы, так и в оттенении ее по принципу контраста. Другими словами создается определенный настрой, в равной мере необходимый и солисту, и слушателю. Во ступлениях часто содержится сжатое изложение основных музыкальных мотивов данного произведения. Конечно же каждое вступление должно быть тесно связано с особенностями конкретной пьесы, но можно в качестве примера привести следующие:
Очень часто непрофессиональные музыканты используют
в качестве вступления мелодию припева песни. Не следует превращать
этот прием в штамп так же, как и проигрывание в аккордах стандартных
кадансовых оборотов, нередко не имеющих никакого отношения к гармонии
исполняемой песни. Не менее важным для удачного выступления является
профессионально сыгранное инструментальное окончание пьесы - постлюдия.
Некоторым начинающим музыкантам кажется, что постлюдия только задерживает
аплодисменты и они стараются побыстрее закончить игру, а порой даже
завершают аккомпанемент просто каким-либо дежурным аккордом. Есть
гитаристы, которые независимо от характера песен в заключение берут
один и тот же полюбившийся им аккорд, например тонический минорный
секстнонаккорд m6/9 для тем, написанных в миноре, или доминантсептаккорд
с повышенной ноной (x#9) для мажорных. Для последней фразы известной песни Дж. Керна "Дым" : ниже приводятся возможные изменения гармонии в последних тактах:
|