|
|
|
Надстройки и обращенные формы септаккордов в практике джазового аккомпанемментаДанный материал отсканировал и прислал А.Волков
(Вильнюс)
Надстройки и альтерации ступенейВ практике джаза ступени, образующие нон-, ундецим-, терцдецим- аккорды принято называть надстройкам. Например , звук ре, добавленный к аккорду до-ми-соль-си бемоль и образующий нонаккорд C9 и является надстройкой. Приводим таблицу возможных надстроек к септакокрдам всех классов: Допускается такая альтерация основных и надстроенных ступеней септаккордов: Надстройки можно сравнить с оттенками одного цвета,
они помогают создать определенное настроение, обогатить аккомпанемент.
Но каковы правила усложнения септаккордов? Пропуски тонов в аккордахПропуски тонов обусловлены стремлением изложить сложный аккорд в трех-или четырех голосии, чтобы связать его с соседними аккордами, при этом звучание остается выразительным: Основные правила пропуска тонов: Обращенные формы аккордовПрименение обращенных форм (квинтсекстаккорд (6/5), терцквартаккорд (4/3), секундаккорд (2))-то есть септаккордов с терцией, квинтой или септимой в басу, придает аккомпанементу большую гибкость и подвижность. Ниже дана аппликтура соль-мажорного трезвучия в основном виде. Путем перемещения палцев по четвертой струне можно получить новый ряд аккордов Gmaj7, G7, G6. Рядом-форма трезвучия от звука соль с терцией в басу, а далее- с квинтой в басу. Мажорные аккорды и их обращенияНиже показаны аппликатуры соль-мажорного трезвучия
G, большого септаккорда Gmaj7 и секстаккорда G6
.
Играть аккорды надо в по три (горизонтальные ряды)
в замедленном темпе, запоминая струну по которой движутся пальцы.
А ниже показаны аппликатуры часто применяемых аккордов мажорного класса с тоникой на пятой струне Cmaj9 и C6/9 Минорные аккорды и их обращенияОсновные аппликатурные формы минора значительно легче изучать, запоминая движение одного из звуков аккорда по соответствующей струне. Ниже (первый ряд) приведено изменение минорного аккорда в рекомендуемой аппликатуре при движении голоса по 4 струне Gm, Gm#5, Gm6, Gm7, Gm(maj7) и с тоникой на 6 струне. Второй ряд- Cm, Cm#5, Cm6, Cm7, Cm(maj7) с тоникой на 5 струне. После изучения основных форм минора можно приступать к освоению аппликатур обращенных форм минора с терцией и квинтой в басу Применение обращенных форм мажора и минора значительно разнообразит гармоническую схему, особенно когла аккорд звучит несколько тактов подряд. ДоминантсептаккордОт септаккорда доминантового типа образуется множество
производных акордов как за счет надстроек (9, 11, 13)
так и альтерации ступеней (b5, #5, b9, #9,
#11). Все изменения не меняют его гармонической функции в ладу,
а лишь придают разные оттенки звучанию. Запомнить такое большое
количество аккордов значительно проще, если хорошо представлять
движение одного из голосов по соответствующей струне. Далее приведена обращенная форма септаккорда G7/B с терцией в басу (движение одного из голосов такого аккорда создает аппликатурные неудобства и применяется редко) и C7,C7b9, C9, C7#9 с квинтой в басу и движением голоса по 2 струне. Приводим таже образцы аккордов с более сложными надстройками и одновременным движением двух голосов или одного верхнего. Верхний ряд с тоникой в басу F7#5b9, F13b9, F13, F7#9, а нижний F7#5b9, F9#5, F7#5#9.Эти сложные аккорды можно с успехом использовать вместо F7. Ниже- аппликатуры ряда сложных аккордов, производных от септаккорда доминантового типа с основным тоном в басу на 5 струне. Верхний ряд C9b5, C9, C9#5, C13, нижний ряд С7b5b9, C13b9. К обозначению септаккорда доминантового типа с надстроенной 11 ступенью часто добавляется приставка sus (задержанная кварта), например Csus. Данный аккорд состоит из звуков до-фа-соль-си бемоль и как правило переходит в доминантсептаккорд путем движения кварты в терцию. Это показано ниже на последовательности Fsus-F7, и Csus-C7. Полууменьшенный септаккорд и его обращенияПолууменьшенный септаккорд m7b5 образуется на VII ступени мажорного лада. Аппликатуры основных форм этого аккорда с тоникой на 6 и 5 струне а также его обращения приведены на примере. Уменьшенный септаккорд и его надстройкиУменьшенный вводный септаккорд строится на VII ступени гармонического минора и мажора. Используется в основном с приведенными ниже аппликатурами. Также приведены часто встречающиеся в практике переходы в уменьшенный септаккорд обращенных форм доминантсептаккорда (первый и второй примеры), большого мажорного (третий пример) и минорного (четвертый пример) септаккордов. В качестве надстройки к уменьшенному септаккорду часто используют альтерированную терцдециму -b13.
|