7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ГИТАРА
Теория
Историческая справка
Общие сведения
Запись нот
Практика
Настройка
Извлечение звука
Звукоряд
Динамические оттенки
Аккорды, гаммы
Медиатор
Баррэ
Повышение техники исполнения
Повышение техники исполнения (продолжение)
Нотное приложение
Джаз-аккомпанемент
Введение
Обращения септаккордов
Гармонические модели
Аппликатура
Блюзовая гармония
Упражнения
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Обозначения аккордов
Мажорные и минорные трезвучия
Увеличенные и уменьшенные трезвучия
Мажорные и минорные секстаккорды
Малый мажорный септаккорд
Большой мажорный септаккорд
Малый мажорный с увеличенной и уменьшенной квинтой
Большой и малый минорные септаккорды
Увеличенный и полууменьшенный (малый вводный) септаккорды
Уменьшенный септаккорд
Большой нонаккорд
Малый нонаккорд




Надстройки и обращенные формы септаккордов в практике джазового аккомпанеммента

Данный материал отсканировал и прислал А.Волков (Вильнюс)

Надстройки и альтерации ступеней

В практике джаза ступени, образующие нон-, ундецим-, терцдецим- аккорды принято называть надстройкам.   Например , звук ре,  добавленный к аккорду до-ми-соль-си бемоль и образующий нонаккорд  C9 и является надстройкой. Приводим таблицу возможных надстроек к септакокрдам всех классов:

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_20.jpg

Допускается такая альтерация основных и надстроенных ступеней септаккордов:

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_21.jpg

Надстройки можно сравнить с оттенками одного цвета, они помогают создать определенное настроение, обогатить аккомпанемент. Но каковы правила усложнения септаккордов?
Если в гармонической схеме указан C7, то вместо него можно использовать C7b5, C7#5, C9, C9b5, C9#5, C7b9, C7#9, C7b5b9, C13, C13b9 и др. Но в одних случаях изменение будет удачным, а вдругих- неприемлемым, это легко улавливается слухом, но тем не менее к к усложнению аккордов надо подходить очень осторожно.
Очень важно представить, к какому стилю относится мелодия. Наиболее полно надстройки и альтерации используются  свинге, бибопе, боссанове. Правильное использование надстроек невозможно без соблюдения правил голосоведения. Чем сложнее аккорд, тем ограниченней сфера его применения в гармонической последовательности, так как для для плавного голосоведения его можно связать лишь с определенными предшедствующими и последующими аккордами.

Пропуски тонов в аккордах

Пропуски тонов обусловлены стремлением изложить сложный аккорд в трех-или четырех голосии, чтобы связать его с соседними аккордами, при этом звучание остается выразительным:

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_23.jpg

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_24.jpg

Основные правила пропуска тонов:
1. Терция и септима-интервалы, определяющие качество любого аккорда, их нельзя пропускать ни при каких обстоятельствах.
2. В аккорде могут быть опущены квинта и тоника.
3. Если унидецима (11) в минорных аккордах рассматривается как задержанная четвертая ступень, то нону (9), квинту (5) и тонику можно опустить.
4. Если терцдецима (13) рассматривается как секста, то унидецима (11) и нона (9), а также квинта и тоника могут быть опущены.

Обращенные формы аккордов

Применение обращенных форм (квинтсекстаккорд (6/5), терцквартаккорд (4/3), секундаккорд (2))-то есть септаккордов с терцией, квинтой или септимой в басу, придает аккомпанементу большую гибкость и подвижность. Ниже дана аппликтура соль-мажорного трезвучия в основном виде. Путем перемещения палцев по четвертой струне можно получить новый ряд аккордов Gmaj7, G7, G6. Рядом-форма трезвучия от звука соль  с терцией в басу, а далее- с квинтой в басу.

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_27.jpghttp://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_29.jpg

Мажорные аккорды и их обращения

Ниже показаны аппликатуры соль-мажорного трезвучия G, большого септаккорда Gmaj7 и секстаккорда G6 .
Верхний ряд- с основным тоном в басу на 6 струне, второй ряд- с тоникой на 5 струне, третий ряд- с терцией
и четвертый- с квинтой в басу.

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_30.jpg

Играть аккорды надо в по три (горизонтальные ряды)  в замедленном темпе, запоминая струну по которой движутся пальцы.
Тот же ряд аккордов можно получить и противоположном движении, при этом аккорд берется в трехзвучном изложении.

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_31.jpg

А ниже показаны аппликатуры часто применяемых аккордов мажорного класса с тоникой на пятой струне Cmaj9 и C6/9

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_32.jpg

Минорные аккорды и их обращения

Основные аппликатурные формы минора значительно легче изучать, запоминая движение одного из звуков аккорда по соответствующей струне. Ниже (первый ряд) приведено изменение минорного аккорда в рекомендуемой аппликатуре при движении голоса по 4 струне Gm, Gm#5, Gm6, Gm7, Gm(maj7) и с тоникой на 6 струне. Второй ряд- Cm,  Cm#5, Cm6, Cm7, Cm(maj7) с тоникой на 5 струне.

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_33.jpg

После изучения основных форм минора можно приступать к освоению аппликатур обращенных форм минора с терцией и квинтой в басу

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_34.jpg

Применение обращенных форм мажора и минора значительно разнообразит гармоническую схему, особенно когла аккорд звучит несколько тактов подряд.

Доминантсептаккорд

От септаккорда доминантового типа образуется множество производных акордов как за счет надстроек (9,  11,  13) так и альтерации ступеней (b5,  #5,  b9,  #9,  #11). Все изменения не меняют его гармонической функции в ладу, а лишь придают разные оттенки звучанию.   Запомнить такое большое количество аккордов значительно проще, если хорошо представлять движение одного из голосов по соответствующей струне. 
Ниже дан пример последовательности G7b5, G7, G7#5, G13 с тоникой на 2 струне и движением голоса по 2 струне.

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_35.jpg

Далее приведена обращенная форма септаккорда G7/B с терцией в басу (движение одного из голосов такого аккорда создает аппликатурные неудобства и применяется редко) и C7,C7b9, C9, C7#9  с квинтой в басу и движением голоса по 2 струне.

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_36.jpg

Приводим таже образцы аккордов с более сложными надстройками и одновременным движением   двух голосов или одного верхнего. Верхний ряд с тоникой в басу F7#5b9, F13b9,  F13, F7#9, а нижний   F7#5b9, F9#5, F7#5#9.Эти сложные аккорды можно с успехом использовать вместо F7.

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_37.jpg

Ниже- аппликатуры ряда сложных аккордов, производных от септаккорда доминантового типа с основным тоном в басу на 5 струне. Верхний ряд C9b5,   C9, C9#5, C13, нижний ряд С7b5b9, C13b9.

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_38.jpg

К обозначению септаккорда доминантового типа с надстроенной 11 ступенью часто добавляется приставка   sus (задержанная кварта), например Csus. Данный аккорд состоит из звуков до-фа-соль-си бемоль и как правило переходит в доминантсептаккорд путем движения кварты в терцию. Это показано ниже на последовательности Fsus-F7, и Csus-C7.

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_39.jpg

Полууменьшенный септаккорд и его обращения

Полууменьшенный септаккорд m7b5   образуется на VII ступени мажорного лада. Аппликатуры основных форм этого аккорда с тоникой на 6 и 5 струне а также его обращения приведены на примере.

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_40.jpg

Уменьшенный септаккорд и его надстройки

Уменьшенный вводный септаккорд строится на VII ступени гармонического минора и мажора. Используется в основном с приведенными ниже аппликатурами. Также приведены часто встречающиеся в практике переходы в уменьшенный септаккорд обращенных форм доминантсептаккорда (первый и второй примеры), большого мажорного (третий пример) и минорного (четвертый пример) септаккордов.

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_42.jpg

В качестве надстройки к уменьшенному септаккорду часто используют альтерированную терцдециму -b13.

http://www.7not.ru/guitar/images/jazz_lesson2_43.jpg