|
|
|
Динамические оттенкиЛеонид Гурулев
Как я говорил на предыдущих занятиях, оттарабанить по струнам или по клавишам, это не значит, что сыграть музыкальное произведение. Для придания выразительности, красоты звучания существуют много способов звукоизвлечения. Некоторые из них мы сейчас с Вами разберем.
Разучим упражнение для закрепления пройденного. Перед началом разучивания прошу обратить внимание на динамические оттенки (вот эти как раз "громче-тише"). И не ленитесь, пожалуйста, выполняя знаки аппликатуры (расстановки пальцев). Потом, когда Вы перейдете к более сложным музыкальным произведениям, навыки правильной расстановки пальцев пригодится Вам, чтобы пальцы не завязывались в узел. ТЕМПСтепень скорости исполнения называется темпом. Для обозначения темпа употребляются, главным образом, итальянские термины. Приводим здесь наиболее употребительные, начиная с самого медленного и до самого быстрого: Largo — широко, протяжно; Grave — тяжело, очень медленно; Adagio — медленно, нежно; Lento — медленно; Larghetto — довольно широко; Andante — не спеша, шагом; Andantino — несколько скорее, чем Andante; Moderate — умеренно; Allegretto — оживлённо; Allegro — быстро; Animato; — одушевленно; Vivace — скоро; Presto — очень быстро; ritenuto — сдерживая; rallentando — замедляя; accelerando — ускоряя; stringendo — ускоряя. ФЕРМАТАФермата — знак, обозначающий не ограниченное временем увеличение длительности. Фермата ставится над нотой или под нотой ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИГриф гитары разделен на лады. Каждый лад соответствует полутону. Если возьмем любой звук, например, до, то для того чтобы его повысить на полтона, надо взять следующий вверх лад, а перед нотой до поставить знак, который называется диез — . Получившийся звук будет называться до-диез. Таким образом, диез — это знак, который повышает ноту на полтона. Бемоль — — это знак, который понижает звучание на полтона. Получившийся звук будет называться си-бемоль. Дубль-диез — — повышает звук на два полутона, получившийся звук будет называться до-дубль-диез. Дубль-бемоль — — понижает звук на два полутона, получившийся звук будет называться си-дубль-бемоль.
Бекар — — знак, который восстанавливает первоначальное значение ноты: Знаки дубль-диез и дубль-бемоль перед ключом не выставляются, а встречаются в музыкальных произведениях как случайные. Знаки альтерации выставляются также перед ключом, в начале музыкального произведения; тогда ноты, соответствующие этим знакам, должны браться измененными на протяжении всего произведения, даже если они будут встречаться в разных октавах. Каждый из этих пяти знаков альтерации, встречающихся в музыке, действителен на протяжении всего такта. Если двойное повышение или понижение нужно превратить в простое, то ставится перед такой нотой простой знак диез или бемоль. ИНТЕРВАЛЫРасстояние между двумя звуками, взятыми вместе или последовательно, называется интервалом. Интервалы бывают: Интервалы измеряются количеством тонов и полутонов, заключающихся в них. Они бывают: чистые, большие, малые, увеличенные и уменьшенные: Прима чистая — не имеет расстояния. Интервалы, выходящие за пределы октавы, носят названия: нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима и квинтдецима. Примечание. Эти интервалы знать на память не требуется, но иметь представление о них надо.
СОКРАЩЕНИЕ НОТНОГО ПИСЬМАЭту тему мы уже проходили на "Уроках теории". Но для Вашего удобства рассмотрим коротко и здесь. Когда в такте одна и та же нота или созвучие повторяются несколько раз подряд, то для сокращения записи пользуются перечеркиванием штилей в зависимости от длительности нот, или эти черточки ставятся рядом. Если один и тот же такт повторяется два раза, то для этой цели используются нижеследующие знаки: Реприза - это знак повторения - . Реприза ставится в том случае, когда надо еще раз повторить несколько тактов, часть пьесы, а иногда и всю пьесу. Вольты. Очень часто в музыкальных произведениях при повторениях бывают разные окончания. Эти окончания указываются различными вольтами. Подробнее разберем на нижеследующем Этюде. Играем с самого начала, доходим до знака "реприза", возвращаемся к началу пьесы, играем. Доходим до 1-ой вольты (цифра один), пропускаем ее, сразу начинаем играть 2-ую вольту (цифра два), которая идет сразу за репризой. Ну и, естественно, доигрываем пьесу до конца. Разучите "Медленный Вальс" А.Гедике. Я понимаю, что хочется играть "крутые" вещи (сам такой был), но не выучив таблицу умножения, не сможешь решать "крутые" задачи. Так и здесь. Так что Вы уж потерпите немного. Кстати, в этом "Вальсе" есть над чем поработать. Работа над динамическими оттенками (громче-тише), помните о ключевом знаке (си-бемоль) и играйте правильно случайные знаки. Если не помните, то посмотрите материал предыдущих уроков.
|