|
|
|
Характерная гармония блюзовДанный материал отсканировал и прислал А.Волков
(Вильнюс)
Блюз - один из неиссякаемых источников вдохновения для музыкантов всех стилей. Основополагающая схема так называемого архаического блюза проста, это двенадцатитактовый период, включающий в себя три четырехтактовых предложения: Характерной особенностью блюзовой гармонии
является наличие доминантового качества на IV ступени лада во втором,
пятом и шестом тактах.Приведенный пример - предельно упрощенный
вариант, почти не встречающийся в чистом виде, за много лет появилось
множество модификаций гармонии. В исполнительной практике принято
различать архаичный (Old Blues) и современный (Modern Blues)
блюз. Также одним из характерных приемов в импровизации - использование "рефрена-брейка", в котором гармония меняется в момент исполнения брейка. (Здесь понимается, что рефрен - два с половиной такта от начала каждого предложения, брейк - полтора такта до конца предложения): Обилие аккордов здесь кажущееся, поскольку для архаичного блюза типичны медленный и средний темпы.То же самое можно встретить во втором и третьем предложениях: Обратите внимание на ритмическое оформление
последних двух тактов схемы. Это пример типичного блюзового каданса.
А теперь приведем вариант гармонизации блюзовой схемы с интенсивным использованием хроматических септаккордов в тональности фа-мажор. Проанализируйте ее и выучите наизусть.
Приводим также блюзовые схемы, выразительность которых так велика, что позволяет использовать всего по два звука из каждого аккорда, где чередуются терцовые и септимовые тоны. Функциональная определенность создается благодаря линии баса: Тенденция к усложнению блюзовой гармонии
существовала во все времена его бытования. Для расширения возможностей
при импровизации в архаический блюз вводились новые аккорды и целые
аккордовые прогрессии. Но тем не менее и современные блюзы состоят
из трех четырехтактных предложений. Любые изменения, происходящие
в гармонии, в конечном итоге способствуют усилению своеобразного
блюзового эффекта. Надстраивая и альтерируя ступени аккордов, можно получить и более современное звучание. Естественно, что в творчестве музыкантов разных джазовых направлений гармония блюза постоянно модифицируется. В результате длительной исполнительсной практики сложиллись более или менее устойчивые последовательности современного блюза: Последняя схема в) имеет с блюзом далекое родство, поскольку в ней преобладают модели квинтового круга. Вот ее более подробное изложениев до-мажоре , смена аккордов происходит на каждую четверть такта: Кроме того встречается схема в минорном ладу, получившая названия "минорный блюз", он имеет несколько вариантов, приводим один из них в тональности ми-минор: Приведенные блюзовые схемы далеко не исчерпывают все возможные варианты, так как исполнительская практика создает все новые и новые образцы гармонизации.
|