7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ГИТАРА
Теория
Историческая справка
Общие сведения
Запись нот
Практика
Настройка
Извлечение звука
Звукоряд
Динамические оттенки
Аккорды, гаммы
Медиатор
Баррэ
Повышение техники исполнения
Повышение техники исполнения (продолжение)
Нотное приложение
Джаз-аккомпанемент
Введение
Обращения септаккордов
Гармонические модели
Аппликатура
Блюзовая гармония
Упражнения
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Обозначения аккордов
Мажорные и минорные трезвучия
Увеличенные и уменьшенные трезвучия
Мажорные и минорные секстаккорды
Малый мажорный септаккорд
Большой мажорный септаккорд
Малый мажорный с увеличенной и уменьшенной квинтой
Большой и малый минорные септаккорды
Увеличенный и полууменьшенный (малый вводный) септаккорды
Уменьшенный септаккорд
Большой нонаккорд
Малый нонаккорд




Усложненные гармонические модели

Данный материал отсканировал и прислал А.Волков (Вильнюс)

Для лучшего усвоения различных моделей, ниже приведены аппликатурные варианты некоторых усложненных гармонических моделей с движением баса по полутонам и квинтам:

http://www.7not.ru/guitar/images/45.jpg

http://www.7not.ru/guitar/images/46.jpg

http://www.7not.ru/guitar/images/47.jpg

http://www.7not.ru/guitar/images/48.jpg

Наиболее широко обращения применялись в период традиционного джаза. Это связано с перенесением техники игры на банджо в практику гитарного аккомпанемента и с упрощенногй гармонией пьес по стравнению с более поздними периодами. В то время обращения были одним из важнейших способов придания акомпанементу движения и разнообразия.
Анализ джазовой гармонии показывает, что после традиционного периода почти вся музыка  в стиле свинг написана с использованием акордов в позиции основного тона. Однако умелое применение обращений в гитарном сопровождении значительно расширяет возможности плавного голосоведения, улучшает линию баса и уменьшает аппликатурные трудности.
В приведенном ниже примере показан вариант гармонической последовательности, типичной для традиционного джаза:

http://www.7not.ru/guitar/images/52.jpg

 

Применение обращений аккордов C7, F, Fm создает здесь хроматическое движение баса, удобное для игры.
То же относится и к варианту движения по квинтовому кругу:

http://www.7not.ru/guitar/images/53.jpg

В практике аккомппанемента часто приходится находить удобную аппликатуру, чтобы плавно соединить аккорды разных ступеней. Такая задача также успешно решается с помощью обращений:

http://www.7not.ru/guitar/images/54.jpg

Ну и также очень часто встречается хроматическое заполнение промежутка между I и VI ступенями, причем надо обратить внимание, что верхний голос имеет общий для всех аккордов тон. Это очень распространенный прием у джазовых гитаристов.

http://www.7not.ru/guitar/images/55.jpg