|
|
|
Повышение техники исполненияЛеонид Гурулев
ПозицииМы уже (кто забыл - просмотрите материалы уроков игры на гитаре) изучали понятие "позиция". Чтобы запомнить расположение звуков в позициях, надо освоить достаточное количество упражнений, этюдов, а также гамм, расположенных в позициях. Обычно при слове "гамма" обучающиеся музыке морщатся, но, когда кто-либо "лихо" исполняет гаммы на гитаре (эдак, с небрежной физиономией лица), - то даже появляется уважение, восхищение играющим. Так что, гитаристы, не пренебрегайте гаммами. Изучая позиции, надо добиваться плавности перехода из одной позиции в другую, не допускать вынужденных пауз при переходах и рационально использовать аппликатуру левой руки. Плавности перехода из одной позиции в другую можно добиться следующими способами: 1. Используя открытые струны. То есть (объясняем), во время звучания открытой струны можно левую руку переставить в любую другую позицию. 2. Посредством скольжения одного пальца, двух, трех и четырех. Этот способ заключается в том, что при переходе из позиции в позицию всех пальцев поднимать не следует, а какой-нибудь из пальцев должен скользить по струне до следующего (нужного) лада, не прерывая мелодии. Чем больше пальцы скользят по струнам, тем легче и удобнее переход: В этом примере скользит четвертый палец с одного лада на другой. Перед скольжением его надо немного ослабить и тогда уже передвигать. Таким же образом надо выполнять и передвижение двух, трех и четырех пальцев. СКОЛЬЗЯЩИЙ УДАРВ технике игры правой руки часто встречаются такие моменты, когда один и тот же палец скользит с одной струны на другую, извлекая звуки, не отрываясь от струн. Такой удар называется СКОЛЬЗЯЩИМ. Точнее можно сказать, что это не удар, а щипок, так как палец по струне не ударяет, а касается, отводя ее в сторону параллельно грифу, после чего скользит на другую струну, тем самым давая звучать предыдушей струне: Скольжение двух пальцев - 2 и 1: Скольжение трех пальцев - 1, 3 и 2: Скольжение четырех пальцев - 4, 2, 3 и 1: Переход за счет длинных нот: Просьба обратить внимание, что первый аккорд надо недодерживать по длительности и за это время переставить пальцы левой руки в 3-ю позицию. Переход из одной позиции в другую удобен во время пауз и в моменты, когда пальцы левой руки не растянуты, а собраны все вместе. Если нужно исполнить мелодию на одной струне в пределах нескольких позиций, то позиции над нотами не выставляются, а просто обозначается та струна, на которой исполняется мелодия, и вписываеся пунктирная линия, охватывающая часть музыкальной фразы: При переходе с одной струны на другую большой палец правой руки не надо поднимать. Скользяший удар применяется при восходящем порядке звуков и при нисходящем. При восходящем порядке звуков скользящим ударом надо извлекать звуки при помощи только большого пальца в тех случах, когда нажно исполнить связно (legato) пассаж или арпеджио: В нисходящих последовательностях звуки извлекаются скользящим ударом пальцами ".", "..", "...". Больше всего этот прием применяется к пальцам "." и "..", и менее к пальцу "...". Применять этот удар можно при исполнении арпеджио, а также кантилены, добиваясь связного звучания:
ТриолиЧто такое триоли (да и другие "непарные деления длительности") и как с ними "бороться", в принципе, Вы должны уже знать из "курса теории". Желающие пусть освежат память, а мы продолжим. Когда композитор строит свою мелодию (или фрагмент) из триолей - это понятно. Но применять их, только не надо переусердствовать, можно и при обработке, аранжировке, использовать как украшения. Вот пример: Узнали, конечно? Да, никаких триолей здесь не наблюдается. Что можно сделать? Я не буду "усердствовать". Только в одном месте добавлю небольшой штрих: Это лишь небольшой пример применения триолей в качестве дополнительных украшений. А вот Вам и упражнение, которое поможет Вам развить пальцы правой руки для приобретения навыка. При исполнении (разучивании) палец левой руки не снимается на протяжении пяти тактов. Следите за тем, чтобы все звуки триолей были равны между собой и акцентируйте лишь начальный звук. Исполнять надо не напрягая правую руку, свободно. Звуки извлекайте чуть выше розетки. Предлагаю в качестве дополнительных упражнений по закреплению навыков игры триолями разучить две пьесы: "Романс" (В.Дубовицкий), "Прелюдия" (Б.Чайковский). Они есть в нашем нотном архиве для гитары.
|