7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ГИТАРА
Теория
Историческая справка
Общие сведения
Запись нот
Практика
Настройка
Извлечение звука
Звукоряд
Динамические оттенки
Аккорды, гаммы
Медиатор
Баррэ
Повышение техники исполнения
Повышение техники исполнения (продолжение)
Нотное приложение
Джаз-аккомпанемент
Введение
Обращения септаккордов
Гармонические модели
Аппликатура
Блюзовая гармония
Упражнения
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Обозначения аккордов
Мажорные и минорные трезвучия
Увеличенные и уменьшенные трезвучия
Мажорные и минорные секстаккорды
Малый мажорный септаккорд
Большой мажорный септаккорд
Малый мажорный с увеличенной и уменьшенной квинтой
Большой и малый минорные септаккорды
Увеличенный и полууменьшенный (малый вводный) септаккорды
Уменьшенный септаккорд
Большой нонаккорд
Малый нонаккорд


https://rostov-na-donu.haveg.ru/



Повышение техники исполнения

Леонид Гурулев

Позиции

Мы уже (кто забыл - просмотрите материалы уроков игры на гитаре) изучали понятие "позиция". Чтобы запомнить расположение звуков в позициях, надо освоить достаточное количество упражнений, этюдов, а также гамм, расположенных в позициях. Обычно при слове "гамма" обучающиеся музыке морщатся, но, когда кто-либо "лихо" исполняет гаммы на гитаре (эдак, с небрежной физиономией лица), - то даже появляется уважение, восхищение играющим. Так что, гитаристы, не пренебрегайте гаммами.

Изучая позиции, надо добиваться плавности перехода из одной позиции в другую, не допускать вынужденных пауз при переходах и рационально использовать аппликатуру левой руки.

Плавности перехода из одной позиции в другую можно добиться следующими способами:

1. Используя открытые струны. То есть (объясняем), во время звучания открытой струны можно левую руку переставить в любую другую позицию.

http://www.7not.ru/guitar/images/guit-les-3-1.jpg

2. Посредством скольжения одного пальца, двух, трех и четырех. Этот способ заключается в том, что при переходе из позиции в позицию всех пальцев поднимать не следует, а какой-нибудь из пальцев должен скользить по струне до следующего (нужного) лада, не прерывая мелодии. Чем больше пальцы скользят по струнам, тем легче и удобнее переход:

http://www.7not.ru/guitar/images/guit-les-3-2.jpg

В этом примере скользит четвертый палец с одного лада на другой. Перед скольжением его надо немного ослабить и тогда уже передвигать.

Таким же образом надо выполнять и передвижение двух, трех и четырех пальцев.

СКОЛЬЗЯЩИЙ УДАР

В технике игры правой руки часто встречаются такие моменты, когда один и тот же палец скользит с одной струны на другую, извлекая звуки, не отрываясь от струн. Такой удар называется СКОЛЬЗЯЩИМ.

Точнее можно сказать, что это не удар, а щипок, так как палец по струне не ударяет, а касается, отводя ее в сторону параллельно грифу, после чего скользит на другую струну, тем самым давая звучать предыдушей струне:

http://www.7not.ru/guitar/images/guit-les-technical-3-3.jpg

Скольжение двух пальцев - 2 и 1:

http://www.7not.ru/guitar/images/guit-les-technical-3-4.jpg

Скольжение трех пальцев - 1, 3 и 2:

http://www.7not.ru/guitar/images/guit-les-technical-3-5.jpg

Скольжение четырех пальцев - 4, 2, 3 и 1:

http://www.7not.ru/guitar/images/guit-les-technical-3-6.jpg

Переход за счет длинных нот:

http://www.7not.ru/guitar/images/guit-les-technical-3-7.jpg

Просьба обратить внимание, что первый аккорд надо недодерживать по длительности и за это время переставить пальцы левой руки в 3-ю позицию.

Переход из одной позиции в другую удобен во время пауз и в моменты, когда пальцы левой руки не растянуты, а собраны все вместе.

Если нужно исполнить мелодию на одной струне в пределах нескольких позиций, то позиции над нотами не выставляются, а просто обозначается та струна, на которой исполняется мелодия, и вписываеся пунктирная линия, охватывающая часть музыкальной фразы:

http://www.7not.ru/guitar/images/guit-les-technical-3-8.jpg

При переходе с одной струны на другую большой палец правой руки не надо поднимать. Скользяший удар применяется при восходящем порядке звуков и при нисходящем. При восходящем порядке звуков скользящим ударом надо извлекать звуки при помощи только большого пальца в тех случах, когда нажно исполнить связно (legato) пассаж или арпеджио:

http://www.7not.ru/guitar/images/guit-les-technical-3-9.jpg

В нисходящих последовательностях звуки извлекаются скользящим ударом пальцами ".", "..", "...". Больше всего этот прием применяется к пальцам "." и "..", и менее к пальцу "...". Применять этот удар можно при исполнении арпеджио, а также кантилены, добиваясь связного звучания:

http://www.7not.ru/guitar/images/guit-les-technical-3-10.jpg
Просьба обратить особое внимание на аппликатуру правой руки, ведь на первый взгляд кажется, что оба примера идентичны, т.е. одинаковы, но во втором примере подряд два раза "используется" палец ".." (что обозначают точки, думаю, напоминать излишне)

Триоли

Что такое триоли (да и другие "непарные деления длительности") и как с ними "бороться", в принципе, Вы должны уже знать из "курса теории". Желающие пусть освежат память, а мы продолжим.

Когда композитор строит свою мелодию (или фрагмент) из триолей - это понятно. Но применять их, только не надо переусердствовать, можно и при обработке, аранжировке, использовать как украшения. Вот пример:

http://www.7not.ru/guitar/images/guitar-technical-4-1-pic.gif
Послушать

Узнали, конечно? Да, никаких триолей здесь не наблюдается. Что можно сделать? Я не буду "усердствовать". Только в одном месте добавлю небольшой штрих:

http://www.7not.ru/guitar/images/guitar-technical-4-2-pic.gif
Послушать

Это лишь небольшой пример применения триолей в качестве дополнительных украшений.

А вот Вам и упражнение, которое поможет Вам развить пальцы правой руки для приобретения навыка. При исполнении (разучивании) палец левой руки не снимается на протяжении пяти тактов. Следите за тем, чтобы все звуки триолей были равны между собой и акцентируйте лишь начальный звук. Исполнять надо не напрягая правую руку, свободно. Звуки извлекайте чуть выше розетки.

http://www.7not.ru/guitar/images/guitar-technical-4-3-pic.gif

Предлагаю в качестве дополнительных упражнений по закреплению навыков игры триолями разучить две пьесы: "Романс" (В.Дубовицкий), "Прелюдия" (Б.Чайковский). Они есть в нашем нотном архиве для гитары.