Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре - введение
Данный материал прислал А.Волков
(Вильнюс)
Цель уроков - научить будущего аккомпаниатора
осмысленной игре на гитаре, основное внимание сконцентрировано на
технике левой руки. Осмысленная игра требует умения анализировать
гармоническую схему пьесы, расчленять текст на гармонические комплексы,
понимая их взаимодействие, зная типичные формы такого взаимодействия
- уметь играть последовательности на гитаре в наиболее рациональных
аккордовых формах. Главный акцент сделан на аппликатурных особенностях
джазовой гармонии.
Закономерности джазовой
гармонии и их иллюстрации
в прогрессивных аккордовых формах
В гармонии под классом понимают
группу аккордов, имеющих определенные общие признаки. Классификация
септаккордов облегчает анализ гармонии и позволяет установить закономерности
взаимодействия аккордов.
Таблица септаккордов
Прогрессивная аппликатура аккордов
Изложение аккордов минимальным количеством
звуков в широком расположении называется прогрессивными аккордовыми
формами. Аккорды звучат более объемно и выпукло благодаря
большему числу обертонов. В них отсутствуют удвоения, а зачастую
и основные ступени, звучание приобретает большую выразительность.
Аккорды в открытой позиции
Основные аппликатуры септаккордов пяти
классов, верхние с тоникой на шестой струне, нижние - с тоникой
на пятой струне
Очень важно освоить аппликатуры аккордов,
добиться чистого их звучания при игре, как пальцами,
так и медиатором. Изучение материала бесполезно,
если нет автоматизма в постановке нужного аккорда, если он звучит
грязно-с призвуками от заглушенных струн. Только поначалу аппликатуры
кажутся неудобными, в зависимости от анатомии руки надо тщательно
подобрать положения пальцев.
Септаккорды на ступенях мажорного ряда
В джазе часто употребляются аккорды,
построенные на основных ступенях лада. Семь септаккордов, построенных
на ступенях мажорного ряда, называются диатонической шкалой
Нетрудно заметить, что в мажорной гамме
встречаются септаккорды четырех различных классов.
Способы игры мажорной гаммы септаккордами
Игра гамм септаккордами - одна
из самых важных форм развития гитариста.
Способ игры гаммы фа мажор,
движение тоники идет по шестой струне. Черточка - V лад грифа
Способ игры гаммы си бемоль
мажор, движение тоники идет по пятой струне.
Учить надо в медленном темпе отдельными
отрезками в восходящем и нисходящем движении. Для удобства вначале
можно изучить аппликатуры на определенном участке грифа, как показано
ниже
Гармонические модели в прогрессивных аккордовых формах
В джазовом аккомпанементе часто
встречаются типичные последовательности - гармонические модели.
Они обозначаются в виде цифрового баса и являются формулой,
применимой в любой тональности. Различают три типа моделей
- 1. диатонические, 2. хроматические. 3. альтерированные.
Диатонические модели строятся на основных ступенях
лада
Предлагаемые модели встречаются наиболее
часто. Каждую надо выучить наизусть и играть в разных тональностях.
Очень важно с первых же упражнений усвоить отрезок модели целиком,
запоминая аппликатурную связь аккордов - это придает игре осмысленность.
Гармонические модели в прогрессивных аккордовых
формах
В хроматических моделях встречается
движение септаккордов по полутонам. Аппликатура одного из
вариантов в тональностях фа и си-бемоль мажор в пределах октавы
приведена ниже. Мелодическое движение гаммы в первом случае начинается
на шестой и продолжается на пятой струне, а во втором - наоборот,
вначале происходит на пятой, а потом - на шестой.
Полутоновые интервалы диатонической
гаммы при движении септаккордов, как правило, заполняется уменьшенными
септаккордами, хотя встречаются и другие варианты. Аппликатурные
варианты нескольких моделей показаны ниже. Разучивать их надо последовательно,
в постоянном темпе и различных тональностях.
Существуют также модели, основанные
на квинтовом круге. В теории музыки квинтовый круг используют для
наглядного показа соотношения тональностей. Строго говоря, это не
круг, а спираль, на которой по часовой стрелке последовательно обозначены
тональности одного лада. По этому принципу, то есть по квинтам,
можно расположить септаккорды, встречающиеся на ступенях данного
лада. В моделях квинтового круга могут встретиться аккорды, заимствованные
из одноименной минорной тональности: в до мажоре на II
ступени вместо Dm7 появится Dm7b5, что является одной из важных
закономерностей диатонической гармонии. Таким образом любой диатонический
аккорд, построенный на основных ступенях минорной тональности, может
быть использован в одноименной мажорной тональности. Ниже приведены
аппликатурные варианты наиболее типичных гармонических моделей,
основанных на квинтовом круге.
|