7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
СТАТЬИ
О разделе
Вопросы и ответы для музыкантов
Общие сведения об импровизации
Как я пишу музыку
Музыка на компьютере
Обработка звука
Быстро и недорого
Урок аранжировки
Probe
Impulse Tracker
Fast Tracker
Сделай сам...
Хомус
Синтезатор это просто
Любите классику
Доработка зв. карты
Миди плееры
MP3 - реальный поток
Mp3 файлы и качалки
О MIDI, GM, XG...
Midi и Wav, Midi в Wav
Что проще колеса?
Виртуальное пианино
Типы синтеза...
От репетиции до записи
Виды эффектов
Микрофоны
Убираем щелчки
Автоаранжировщики
  • Band-In-A-Box
  • EasyKeys
  • Visual Arranger
  • Муз-конструкторы
  • Аудио конструкторы
  • DoREMix
  • Koan X Platinum
  • Mixman
  • О SB Live!
  • Доработка SB Live!
  • Проблемы SB Live!
  • Эффекты карты
  • APS Live! драйвера
  • Сонар
  • DXi инструменты
  • DXi DR-008 DXi2
  • DXi LiveSinth Pro
  • Настраиваем Cakewalk. Часть 1, 2, 3, 4, 5
    Работаем в Cakewalk
  • Менеджер треков
  • Piano Roll
  • Меню Edit
  • Эффекты реального времени
  • Меню Insert
  • Меню Go и Track
  • Меню Tools
  • Апгрейд Cakewalk 9.0
  • Wheel
  • Home Recording
    Творческие костыли
    Jammer Pro:I
    Jammer Pro:II
    Jammer Pro:III


    замечательный ресурс https://meha.biz/mehovie-zhileti/ посетите


    Как я пишу музыку

    Юрий Бодров

    Для начала оговорюсь, что я не профессионал в создании музыки, и не имею музыкального образования. Хотя минимальным запасом теориии обладаю, изучив по книгам:
    1. Элементарная теория музыки. И.В. Способин. Издательство "МУЗЫКА", Москва, 1964.
    2. Учебник полифонии. С.С. Скребков. МузГИз, Москва, 1956.
    3. Аранжировка музыки на РС. Р.Петелин, Ю.Петелин. - СПб,: БХВ - Санкт-Петербург, 1999.

    Немного истории...

    Желание заняться музыкой у меня было с детства, но как-то не сложилось с музыкальными школами. Освоив по самоучителю шестиструнную гитару, начал сочинять свои песни, в основном предназначенные для узкого круга слушателей. Далее чем только не пытался заняться (относительно музыки) сейчас даже вспомнить смешно.

    В 1996 году приобрел РС со следующей конфигурацией: Р133/RAM16/ESS1868+Wave Table от Yamaha за $25. Освоил MIDI-редактор Midisoft Recording Session. Ну и начал создавать первые произведения. Причем вокал приходилось накладывать с помощью микшера + добрый старый отечественный ревербератор РХ1100. Инструменты, звучащие из вышеупомянутого Wave Table меня не устраивали, а программный синтезатор Yamaha S-YXG50 работал с такой конфигурацией лишь на частоте 22 кГц (т.е. по теореме Котельникова, реальный слышимый звук 11 кГц).

    Пришлось сделать апгрейт до Р166ММХ/RAM32 - это минимальные требования Yamaha S-YXG50. К тому времени стала появляться в продаже литература по созданию музыки с помощью РС, и я приобрел сразу две книги Петелиных ("Персональный оркестр... В персональном компьютере" и "Звуковая студия в РС"). С помощью этих книг и с новой конфигурацией РС создание музыки теперь выглядело так: написание "нот" с помощью мышки (т.к. MIDI-клавиатуры у меня не было, да нет и сейчас) в Midisoft Session 4, аранжировка минуса в Cakewalk 6.0 (использование различных Controller, Pitch Bend и т.п. - для стандарта XG их много). Запись вокала через микрофонный вход с помощью Midisoft Session 4 (т.к. ESS не имеет полного дуплекса, временно Yamaha S-YXG50 приходилось отключать и производить запись с помощью вышеупомянутого Wave Table). Обработка вокала - в Wave Lab 1.6, Cool Edit, Gold Wave. А вот с окончательным сведением были сложности, т.к. присутствовала плохая синхронизация WAV и MIDI (S-YXG50). Потому MIDI преходилось записывать в WAV (достаточно банальным способом - на магнитофон, а затем обратно в РС) и затем всё сводить в Cool Edit. Такая запись, опять таки не имела ничего общего с качеством CD, я уже не говорю о качестве самой композиции. И еще одно замечание для данного пункта - программный синтезатор Roland VSC-88 мне сразу не понравился качеством звука (максимальна частота 22 кГц).

    Следующий РС. Приобрел новый - РII233/RAM64/AWE-64. Некоторое время меня устраивал звук AWE-64, просто потому, что более четкие инструменты (особенно высокие частоты ударных), возможность применения *.sf2, отличная синхронизация MIDI и WAV. Готовую песню записывал на магнитофон прямо из Midisoft Session 4. Однако снова желаемых результатов добиться не получилось - музыка опять звучала "как-то не так"

    Как я делаю это сейчас...

    Сразу несколько слов о конфигурации. Сейчас у меня РIII600/RAM256/AWE-64. Причем всё это постепенно создавалось из вышеприведенного PII233... Кстати, сразу совет для тех кого заинтересует, процессор я менял постепенно, выжидая такой момент, когда разница в цене двух соседних моделей снижалась до $9...$14. Таким образом за 2 года замена РII233 на PIII600 мне обошлась всего в $112 (не считая замены мамки).

    Ну а теперь о музыке.

    1. Создаю рыбу либо с помощью Midisoft Session 4 (простите, привычка), либо с помощью Band in A Box или в Visual Arranger.

    2. Прописываю милодию с помощью Virtual Piano (кстати достаточно не удобно, наверное, пора раззориться на MIDI-клавиатуру). Причем рекомендую обязательно прописать мелодию, легче будет потом петь.

    3. Далее идет творческий этап, на котором совершенствую мелодию, напевая по много раз и постепенно изменяя где-нибудь нотку-другую. Делаю это в Midisoft Session 6.0 - там более широкий выбор всяких музыкальных знаков.

    4. Записываю вокал (WAV) с помощью всё той же Midisoft Session 4 по несколько раз. Но, по-моему, это необходимо сделать, как говорится за один присест. Иначе, если сегодня записать один куплет, а через месяц второй - получается несостыковка (разный голос). Запись, как правило, начинаю за два такта, чтобы успеть подготовиться и для более удобной дальнейшей синхронизации.


    Краткие замечания. Микрофон располагается как можно дальше от РС, естественно, в разумных пределах. На мой взгляд, для записи желательно использовать электретный узконаправленный микрофон. Если не позволяют финансы купить за $100...250, в крайнем случае можно использовать отечественный МКЭ-271 (примерно $8...10). Качество, конечно не то, но в отличие от Караоке микрофонов за $10...25 гораздо лучше. Обязательно используйте внешний микрофонный усилитель, выход которого подключен к Line In звуковой карты. Опять-таки, если Вы еще и радиолюбитель, то можно сделать хотя бы на К548УН1.

    5. Обрабатываю вокал с помощью Sound Forge 4, Wave Lab 2.0, Gold Wave примерно по следующей схеме:

    5.1. В Sound Forge - эффект Noise Reduction Plugin для вырезания различных шумов, которые неизбежно присутствуют в обычном помещении - шум того же РС. Здесь главное подобрать оптимальное значение. Подобрав его, обязательно записываю preset, для удобства задав ему имя создаваемого произведения. Это необходимо для того, чтобы одинаково обработать все WAV файлы.
    5.2. Если после Noise Reduction Plugin голос претерпел изменение, то выравниваю его с помощью эквалайзера.
    5.3. Далее можно использовать различные Plugins для редактирования "бэ, пэ", "эс, ша", но я этого не делаю, стараясь сразу петь правильно.
    5.4. В Sound Forge - эффект Smooth/Enhance. Происходит обогащение вокала.
    5.5. Иногда использую компрессинг, иногда нет.
    5.6. Далее ревербератор (В зависимости от случая TC Native, DSP-FX, Time Works).

    Краткие замечания. Если вдруг где-то пою мимо нот, то часто не перепеваю, а заглушаю это с помощью флэйнжера, вибрато, Wah-Wah и тому подобных примочек. Если по теме необходимо использовать другие эффекты (например, вокодер), то делаю это перед реверберацией. Иногда Delay использую ручной: т.е. в мультитрековом редакторе (использую Sonic Foundry ACID) на три трека располагаю один и тот же sample, сдвигая второй, например на 1/32, а третий на 1/16 (как правило 2-й и 3-й имеют противоположные каналы). Громкость 2-го и 3-го трека подбирается экспериментально. Иногда использую ручной Chorus - например выделяю в левом канале 100 ms, копирую и делаю вставку в правый и пока выделена вставка уменьшаю усиление до нуля.

    6. Начинается кропотливый труд над аранжировкой. Я всегда заранее пишу и обрабатываю вокал, потому что мне потом удобней под него "правильней" подобрать аранжировку. Начинаю с партии ударных. Для этого использую как правило либо Steinberg B-Box, либо Fruity Loop. Готовые loops никогда не использовал, хотя, например от Alfa Dance (48 кГц) - звучат гораздо лучше. Steinberg B-Box удобна в использовании, но меньше выбор настраиваемых параметров инструмента, да и сами инструменты одни и те же, хотя преимущество в том, что удобно настраивается Volume & Pan каждого звука. Fruity Loop более продвинута - в ней можно использовать любые samples (как правило применяю там, где задумываю акустические барабаны, всякие Scrath, Vocode, Voice и т.п.). Обычно loop делаю на 8 тактов, но выставляю и экспортирую в WAV 9, чтобы звук в конце не обрывался. После этого при необходимости обратываю готовый WAV различными Plugins, особенно если loop сделан в B-Box.

    7. Вторым делом прописываю бас. Для этого раставляю ноты мышкой в Midisoft Studio 6.0 или, изображаю что-то с помощью Virtual Piano для одного аккорда, а затем для других аккордов просто меняю ноты в Events, не меняя их временного расположения. Можно использовать для этого программу Band-in-A-Box, создав свой стиль. Конечно использовать монотнный бас на протяжении всей композиции не стоит. Рекомендации по написанию басовых партий для различных современных музыкальных стилей можно почерпнуть из источника "Компьютер-композитор. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере". Роджер Браун. Издательство ЭКОМ, Москва 1998.

    8. Прописываю фон. Причем для начала использую в п.7 и 8 стандартный набор (GM) AWE-64, а затем подключаю программный синтезатор Reality 1.55 (или SurReal), т.к. окончательную запись с помощью AWE делать не желательно - очень плохой АЦП. В основном пользуюсь банком SurRealGM - в нем кроме инструментов GM еще много чего.

    9. Прописываю так называемые "фантики" - различные мелодии для музыкального обогащения композиции. Здесь уже сразу с помощью Reality.

    10. С помощью CakeWalk 8.0 создаю различные эффекты (Controllers, Volume, Velocity, Pan). Следует обратить внимание на Сontroller 80 для некоторых инструментов SurReal. Слушаю всю аранжировку из Midisoft Session 4 (можно вместе с вокалом - на моей конфигурации синхронизация хорошая).

    11. Записываю каждый трек MIDI файла в отдельный стерео WAV файл. На AWE64 + Reality это желательно сделать с помощью утилиты Virtual Audio Cable. Установить выход Reality на эмуляцию Audio Cable и записывать с помощью, например, WaveLab не запуская самой программы Virtual Audio Cable (установить вход WaveLab на Audio Cable In1). Можно, конечно, создать WAV сразу из Reality, но почему-то при насыщенной эффектами записи звук иногда дрожит. Следует отметить, что перед записью желательно дефрагментировать HDD, выставить оптимальный аудио буфер.

    12. Окончательное сведение произвожу в Sonic Foundry ACID. Здесь подбирается громкость каждого инструмента, накладываются на него различные Plugins эффекты (Chorus, Delay, иногда AutoPan и т.п.).

    13. Далее экспортирую это всё в один wav файл. И в таком виде на съемном HDD отдаю в фирму, занимающуюся записью Audio CD. Т.к. у меня пока нет своего CD-R, то и в преобразование файла wav в формат cda я не вникал.

    14. Заключение. Конечно, не один файл я сразу пишу на СD, а набираю их минут на 30-40 и только потом записываю. Поскольку занимаюсь этим делом для "души" в свободное от основной работы время, то на написание одной песни у меня уходит от месяца до трех (примерно по 2...4 часа ежедневно).