7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
СТАТЬИ
О разделе
Вопросы и ответы для музыкантов
Общие сведения об импровизации
Как я пишу музыку
Музыка на компьютере
Обработка звука
Быстро и недорого
Урок аранжировки
Probe
Impulse Tracker
Fast Tracker
Сделай сам...
Хомус
Синтезатор это просто
Любите классику
Доработка зв. карты
Миди плееры
MP3 - реальный поток
Mp3 файлы и качалки
О MIDI, GM, XG...
Midi и Wav, Midi в Wav
Что проще колеса?
Виртуальное пианино
Типы синтеза...
От репетиции до записи
Виды эффектов
Микрофоны
Убираем щелчки
Автоаранжировщики
  • Band-In-A-Box
  • EasyKeys
  • Visual Arranger
  • Муз-конструкторы
  • Аудио конструкторы
  • DoREMix
  • Koan X Platinum
  • Mixman
  • О SB Live!
  • Доработка SB Live!
  • Проблемы SB Live!
  • Эффекты карты
  • APS Live! драйвера
  • Сонар
  • DXi инструменты
  • DXi DR-008 DXi2
  • DXi LiveSinth Pro
  • Настраиваем Cakewalk. Часть 1, 2, 3, 4, 5
    Работаем в Cakewalk
  • Менеджер треков
  • Piano Roll
  • Меню Edit
  • Эффекты реального времени
  • Меню Insert
  • Меню Go и Track
  • Меню Tools
  • Апгрейд Cakewalk 9.0
  • Wheel
  • Home Recording
    Творческие костыли
    Jammer Pro:I
    Jammer Pro:II
    Jammer Pro:III




    Учимся играть на хомусе

    Материал прислал Отец Горри из группы Буготак

    Прежде всего, необходимо определиться с выбором инструмента. Хомус (варган, пымель, вывко, тумра, кубыз, ванияр и т.д.) распространен по всему миру и имеет множество модификаций. Выделяют два типа хомусов - пластинчатый и дугообразный. Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную, реже - металлическую пластину. Его язычок вырезывается в середине пластинки. Дугообразные варганы выковываются из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце. С помощью хомуса можно извлечь только одну ноту, но очень широко варьировать тембровую окраску звука. Наиболее выразительным в этом плане считается якутский варган.

    Итак, приступим. Хомус состоит из неподвижного корпуса и колеблющегося язычка. Корпус имеет форму камертона с рукояткой и дужками, между которыми проходит язычок. Все вместе образует колебательный контур с системой резонаторов. Колебания создаются путем дергания язычка. Они передаются на корпус, его дужки, а через них - на верхнюю и нижнюю челюсти музыканта. Ротовая полость и легкие играют роль высоко- и низкочастотных резонаторов.

    Возьмите крепко корпус в левую руку, но так, чтобы не задевать язычка. Выберите наиболее удобный способ, соответствующий форме вашего хомуса. Затем прижмите дужки к зубам, как показано на рисунке. Дужки должны прилегать плотно, иначе вы рискуете повредить зубы :-) Слегка раздвиньте челюсти, так, чтобы расстояние между зубами было чуть больше ширины язычка. Оттяните язычок (вперед или вправо - зависит от конструкции инструмента) и отпустите его. Ура! Вы издали первый звук!

    Только он пока тихий и невыразительный. Но это легко исправимо. Для начала, сомкните губы на дужках, но, опять-таки, не задевая язычок. Дерните за него. Стало громче? Чем больше мы ограничиваем колебания пространством между дужками и язычком, тем больше интенсивность звука. А теперь, продолжая извлекать звук, слегка вдохните ртом. Выдохните. Звук приобрел низкочастотную составляющую - к резонансному контуру подключились легкие. Подвигайте языком. Послушайте, как меняется окраска звука. Теперь попробуйте сыграть в две доли: исходно - ваш язык приподнят, но не прижат к небу; на счет раз - дергаете за язычок хомуса, на счет два - опускаете ваш язык и слегка вдыхаете. Сыграйте тремоло: исходно - язык прижат к небу; дергаете за язычок и совершаете языком несколько быстрых движений вверх-вниз. Попробуйте другие ритмы.

    Сделайте глотательное движение. Напрягите мышцы, опускающие нижнюю челюсть. Попытайтесь подвигать корнем языка. В этой анатомической области существует много мышц, с помощью которых можно в широких пределах менять геометрию ротовой полости. Вскоре вы научитесь ими управлять - а это уже выход на новый уровень владения инструментом. Параллельно обучению технике, вслушивайтесь в звуки, что вы издаете. Попробуйте "настроиться" на хомус, поддайтесь его чарующей мелодии, и он введет вас в состояние нирваны. В данной статье я поставил цель научить вас только основам игры на этом уникальном инструменте, но материал вполне позволяет осваивать варган дальше самостоятельно. В будущем мы планируем выпустить материал о варганной музыке, эзотерической составляющей игры на хомусе и прикладном использовании его в шаманских ритуалах.