7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
СТАТЬИ
О разделе
Вопросы и ответы для музыкантов
Общие сведения об импровизации
Как я пишу музыку
Музыка на компьютере
Обработка звука
Быстро и недорого
Урок аранжировки
Probe
Impulse Tracker
Fast Tracker
Сделай сам...
Хомус
Синтезатор это просто
Любите классику
Доработка зв. карты
Миди плееры
MP3 - реальный поток
Mp3 файлы и качалки
О MIDI, GM, XG...
Midi и Wav, Midi в Wav
Что проще колеса?
Виртуальное пианино
Типы синтеза...
От репетиции до записи
Виды эффектов
Микрофоны
Убираем щелчки
Автоаранжировщики
  • Band-In-A-Box
  • EasyKeys
  • Visual Arranger
  • Муз-конструкторы
  • Аудио конструкторы
  • DoREMix
  • Koan X Platinum
  • Mixman
  • О SB Live!
  • Доработка SB Live!
  • Проблемы SB Live!
  • Эффекты карты
  • APS Live! драйвера
  • Сонар
  • DXi инструменты
  • DXi DR-008 DXi2
  • DXi LiveSinth Pro
  • Настраиваем Cakewalk. Часть 1, 2, 3, 4, 5
    Работаем в Cakewalk
  • Менеджер треков
  • Piano Roll
  • Меню Edit
  • Эффекты реального времени
  • Меню Insert
  • Меню Go и Track
  • Меню Tools
  • Апгрейд Cakewalk 9.0
  • Wheel
  • Home Recording
    Творческие костыли
    Jammer Pro:I
    Jammer Pro:II
    Jammer Pro:III


    Только на favbet.com принимаются ставки на биатлон сегодня по самым выгодным коэффициентам.


    Что проще колеса? Pith Bend.


    Многие мидишные музыканты-любители, особенно начинающие, не уделяют должного внимания (а может быть просто забывают?) регулировкам типа PithBend, Modulation, Expression и т.д. При этом после нескольких дней эйфории от новорожденной гениальной композиции, они сами начинают замечать, что партии инструментов звучат безжизненно и сухо. Особенноэто заметно при использовании инструментов, имеющих акустические аналоги (гитара, флейта, скрипка и т.д.). Рано или поздно становится ясно, что эти и другие регулировки как раз и добавляют в трек инструмента ту "неидеальность", к которой мы все так привыкли, слушая живую музыку.

    Компьютер и электроника - вещи хорошие, но железный разум вряд ли поймет, почему несовершенные дребезжащие аккорды плохо настроенной гитары у костра оказывает куда более сильное эмоциональное воздействие на нас, чем откварцованные и гармонически (консонансно) более правильные с точки зрения физики колебания, рождающиеся в кремниевых кишочках наших звуковых карт или синтезаторов.

    Поэтому я попытаюсь совсем коротко и незамысловато пояснить, как же эти самые регулировки влияют на нашу миди музыку и наши миди судьбы.

    В качестве подопытного кролика для надругательства выберем такую незамысловатую и доступную в любом формате или синтезаторе регулировку как Pith Bend. (В рояле, к великому сожалению, аналога ее конечно мы не найдем, а вот на гитаре каждый из нас так или иначе пытался "тянуть струну", стараясь добиться наибольшего воздействия на ошеломленную такой фантастической техникой и мастерством аудиторию).

    Самое интересное, что регулировка Pith Bend является настолько классической и аксиомной, что нигде не приводится конкретных рекомендаций или схем, как прорисовывать Pith Bend для разных инструментов, чтобы получить наиболее эмоциональное, правдоподобное и интересное звучание. Подразумевается очевидно, что даже новорожденный миди-фанат уже знаком с основами этого таинства и за несколько проходов малярной кисти может навести лоск и вдохнуть жизнь в мертвый мидяк...

    Конечно, имея клавиатуру с колесом или джойстиком, и при соответствующем умении или эмоциональном состоянии, можно наиграть парию соло гитары, например, одновременно управляя и высотой тона в нужные моменты, это наиболее творческий и, несомненно, правильный путь, но не всем доступный.

    Посмотрим, что же на эту тему говорят классики.

    ...Pitch Bend ("Музыка для компьютера" Давид М. Рабин)

    "Изменением высоты тона (Pith Bend) обычно управляют при помощи колесика или рычажка. Эта функция особенно полезна при исполнении в блюзовом, роковом и джзовом стилях. С изменением высоты тона связан термин Continuous Controller, и оносится он как самому контролю высоты, так и данных, которые он посылает. Чтобы избежать заметного прерывистого изменения частоты тона, данные об изменении высоты тона включают 16383 положений. Однако эти величины представляют собой только относительное отклонение высоты. Каждый синтезатор по-разному реагирует на Pith Bend в зависимости от настройки. можете установить максимальный диапазон изменения тона в одну октаву, эффект станет намного более драмматичным. С другой стороны, можете установить диапазон всего лишь в полтона, что обеспечит более точный контроль."

    Манипуляторы изменения тона ("Аранжировка музыки на PC" Р. Петелин, Ю. Петелин)

    "Изменение высоты тона осуществляется сообщениями типа Control Change и определяется положением манипулятора N0 (pith bend) . По умолчанию высотой тона можно управлять в пределах +-2полутона.

    ...Не менее интересен еще один эффект изменения тона -Portamento- скользящий автоматический переход по высоте от одного звука в другой( глиссандо). Для управления этим эффектом в XG существует три манипулятора.
    Включение/выключение портамето-манипулятор (Controller) N65 (Portamento). Если значение составляет 0-63, то эффект выключен, если 64-127- то включен.
    Время перехода от одной ноты к другой задается манипулятором N5 (Portamento Time). 0-минимальное время перехода, 127-максимальное.
    С помощью манипулятора N84 (Portamento control)можно задать номер МИДИ клавиши, от которой начинается портаменто. Причем нажимать эту клавишу не надо. Например, если выбрать ноту N40 (ми третьей октавы) то при нажатии клавиши ми четвертой октавы портаменто будет исполнено от ми третьей до ми четвертой октавы. Надо учесть, что после передачи сообщения Portamento control параметр Portamento Time сбрасывается в ноль. Поэтому сообщение Portamento Time надо посылать после сообщения Portamento control."

    Pitch Wheel ("Музыка на PC. Cakewalk" Р. Петелин, Ю. Петелин)

    "Pitch Wheel - контроллер управления регулятором тона. Параметр сообщения- пололжение регулятора тона, задаваемое числом от -8192 до 8191. В спицификации MIDI зтому сообщению соответствует сообщение Pitch Bend Change формата Ek ll mm, где k- номер MIDI канала, ll- младший байт, mm-старший байт значения контроллера. Контроллер задает смещение высоты тона для всех сообщений типа Note, передаваемых по данному MIDI каналу. Значение контроллера изменяется от 0 до 16383, среднее значение (8192) принимается за относительный ноль.
    Чувтвительность колеса можно запрограммировать с помощью RPN 0 (Pith Bend Sensivity). Как на практике исполльзовать RPN? Можно конечно в секции графического управления параметрами окна Piano Roll нарисовать линию, высота которой может принять, например, одно из значений таблицы:

    Диапазон чувствительности колеса изменения тона (+-полутонов) Значение параметра RPN0
    2 255
    4 639
    8 1151
    12(+- 1 октава) 1663
    14 1919
    18 2431
    24(+-2 октавы) 3199

    Однако, даже если руки не дрожат после вчерашнего, точно это сделать практически невозможно - разрешения по вертикали явно недостаточно. Поэтому лучше воспользоваться формированием сообщения с помощью опций окна списка сообщений Event List."

    Классикам нельзя отказать в профессионализме, даже элементарные вещи они объясняют пространно и с обстоятельно, хорошо хоть формул нет.
    Но что делать, если времени хватает только на то, чтобы записать родившуюся мелодию в секвенсор, а мечты о полировке мидяка приходится откладывать к пенсии? Для этого, естественно, существует большое количество разных программ, неплохо справляющихся с рутинной работой.

    А теперь приведем несколько наглядных примеров того, как можно и должно пользоваться регулировкой Pitch Wheel для придания вашим замечательным MIDI композициям еще большего шарма и совершенства. Для этого я выбрал одну из работ, любезно предоставленных талантливым композитором из Литвы Анатолием Давыдовым, которая называется THE GOD SEES-XG. Анатолий не пользуется никакими программами для "раскрашивания" наигранных вживую с миди клавиатуры треков. Все, что вы слышите - настоящая ручная работа, достаточно кропотливая, требующая, конечно, хорошего знания особенностей каждого из инструментов и правильного использования всех возможностей как формата (в данном случае XG) так и секвенсора. Но смею вас уверить, что получаемый результат по силе воздействия и приближенности к реальности превосходит то, чего можно добиться от соответствующих программ-помощников, поскольку весь процесс от начала до конца по-настоящему творческий и в полной мере реализует всю индивидуальность композитора.
    Рассматриваякомпозицию, нетрудно заметить, что все солирующие треки, например Feedback Guitar и Flute а также партия баса Boston Bright насыщены командами контроллеров.

    Если сообщения Pitch Whell убрать из этих треков, то звучание инструментов становится намного беднее и невыразительней. Посмотрите, как Анатолий точно и корректно поставил значение Pitch Whel почти для каждой ноты в партии гитары:

    К сожалению, конкретных рекомендаций как это правильнее всего делать, никто дать не может. Повторюсь, но надо хорошо знать инструмент и творчески подходить не только при записи его (а запись гитары с миди клавиатуры требует еще большей тщательности и умения), но и при рутинной работе по "раскрашиванию".
    Интересен также способ, как Анатолий добивается коротких смещений на полтона или тон в партии баса, придающих ей более драмматичное и живое звучание:

    Все вышесказанное, в принципе, справедливо в той или иной мере и для любых других контроллеров современных синтезаторов, и имя им легион. А поскольку объять необятное - задача непосильная даже для коллективного разума, то решайте задачи полокальней. Выбирайте себе по вкусу несколько самых любимых контроллеров (Pith bend и Modulation кто постарше, Harmonic Сontent и Brightness кото помоложе, досконально изучите их влияние на инструменты из того набора, что вы используете и корректно со вкусом применяйте. Результат не заставит себя ждать!