|
|
|
Что проще колеса? Pith Bend.Многие мидишные музыканты-любители, особенно начинающие, не уделяют должного внимания (а может быть просто забывают?) регулировкам типа PithBend, Modulation, Expression и т.д. При этом после нескольких дней эйфории от новорожденной гениальной композиции, они сами начинают замечать, что партии инструментов звучат безжизненно и сухо. Особенноэто заметно при использовании инструментов, имеющих акустические аналоги (гитара, флейта, скрипка и т.д.). Рано или поздно становится ясно, что эти и другие регулировки как раз и добавляют в трек инструмента ту "неидеальность", к которой мы все так привыкли, слушая живую музыку. Компьютер и электроника - вещи хорошие, но железный разум вряд ли поймет, почему несовершенные дребезжащие аккорды плохо настроенной гитары у костра оказывает куда более сильное эмоциональное воздействие на нас, чем откварцованные и гармонически (консонансно) более правильные с точки зрения физики колебания, рождающиеся в кремниевых кишочках наших звуковых карт или синтезаторов. Поэтому я попытаюсь совсем коротко и незамысловато пояснить, как же эти самые регулировки влияют на нашу миди музыку и наши миди судьбы. В качестве подопытного кролика для надругательства выберем такую незамысловатую и доступную в любом формате или синтезаторе регулировку как Pith Bend. (В рояле, к великому сожалению, аналога ее конечно мы не найдем, а вот на гитаре каждый из нас так или иначе пытался "тянуть струну", стараясь добиться наибольшего воздействия на ошеломленную такой фантастической техникой и мастерством аудиторию).Самое интересное, что регулировка Pith Bend является настолько классической и аксиомной, что нигде не приводится конкретных рекомендаций или схем, как прорисовывать Pith Bend для разных инструментов, чтобы получить наиболее эмоциональное, правдоподобное и интересное звучание. Подразумевается очевидно, что даже новорожденный миди-фанат уже знаком с основами этого таинства и за несколько проходов малярной кисти может навести лоск и вдохнуть жизнь в мертвый мидяк... Конечно, имея клавиатуру с колесом или джойстиком, и при соответствующем умении или эмоциональном состоянии, можно наиграть парию соло гитары, например, одновременно управляя и высотой тона в нужные моменты, это наиболее творческий и, несомненно, правильный путь, но не всем доступный. Посмотрим, что же на эту тему говорят классики. ...Pitch Bend ("Музыка для компьютера" Давид М. Рабин)"Изменением высоты тона (Pith Bend) обычно управляют при помощи колесика или рычажка. Эта функция особенно полезна при исполнении в блюзовом, роковом и джзовом стилях. С изменением высоты тона связан термин Continuous Controller, и оносится он как самому контролю высоты, так и данных, которые он посылает. Чтобы избежать заметного прерывистого изменения частоты тона, данные об изменении высоты тона включают 16383 положений. Однако эти величины представляют собой только относительное отклонение высоты. Каждый синтезатор по-разному реагирует на Pith Bend в зависимости от настройки. можете установить максимальный диапазон изменения тона в одну октаву, эффект станет намного более драмматичным. С другой стороны, можете установить диапазон всего лишь в полтона, что обеспечит более точный контроль." Манипуляторы изменения тона ("Аранжировка музыки на PC" Р. Петелин, Ю. Петелин)"Изменение высоты тона осуществляется сообщениями типа Control Change и определяется положением манипулятора N0 (pith bend) . По умолчанию высотой тона можно управлять в пределах +-2полутона. ...Не менее интересен еще один эффект изменения
тона -Portamento- скользящий автоматический переход по высоте от
одного звука в другой( глиссандо). Для управления этим эффектом
в XG существует три манипулятора. Pitch Wheel ("Музыка на PC. Cakewalk" Р. Петелин, Ю. Петелин) "Pitch Wheel - контроллер управления
регулятором тона. Параметр сообщения- пололжение регулятора тона,
задаваемое числом от -8192 до 8191. В спицификации MIDI зтому сообщению
соответствует сообщение Pitch Bend Change формата Ek ll mm, где
k- номер MIDI канала, ll- младший байт, mm-старший байт значения
контроллера. Контроллер задает смещение высоты тона для всех сообщений
типа Note, передаваемых по данному MIDI каналу. Значение контроллера
изменяется от 0 до 16383, среднее значение (8192) принимается
за относительный ноль.
Однако, даже если руки не дрожат после вчерашнего, точно это сделать практически невозможно - разрешения по вертикали явно недостаточно. Поэтому лучше воспользоваться формированием сообщения с помощью опций окна списка сообщений Event List." Классикам нельзя отказать в профессионализме,
даже элементарные вещи они объясняют пространно и с обстоятельно,
хорошо хоть формул нет. А теперь приведем несколько наглядных примеров
того, как можно и должно пользоваться регулировкой Pitch Wheel для
придания вашим замечательным MIDI композициям еще большего шарма
и совершенства. Для этого я выбрал одну из работ, любезно предоставленных
талантливым композитором из Литвы Анатолием Давыдовым, которая
называется THE GOD SEES-XG.
Анатолий не пользуется никакими программами для "раскрашивания"
наигранных вживую с миди клавиатуры треков. Все, что вы слышите
- настоящая ручная работа, достаточно кропотливая, требующая, конечно,
хорошего знания особенностей каждого из инструментов и правильного
использования всех возможностей как формата (в данном случае XG)
так и секвенсора. Но смею вас уверить, что получаемый результат
по силе воздействия и приближенности к реальности превосходит то,
чего можно добиться от соответствующих программ-помощников, поскольку
весь процесс от начала до конца по-настоящему творческий и
в полной мере реализует всю индивидуальность композитора. Если сообщения Pitch Whell убрать из этих треков, то звучание инструментов становится намного беднее и невыразительней. Посмотрите, как Анатолий точно и корректно поставил значение Pitch Whel почти для каждой ноты в партии гитары: К сожалению, конкретных рекомендаций как
это правильнее всего делать, никто дать не может. Повторюсь, но
надо хорошо знать инструмент и творчески подходить не только при
записи его (а запись гитары с миди клавиатуры требует еще большей
тщательности и умения), но и при рутинной работе по "раскрашиванию". Все вышесказанное, в принципе, справедливо в той или иной мере и для любых других контроллеров современных синтезаторов, и имя им легион. А поскольку объять необятное - задача непосильная даже для коллективного разума, то решайте задачи полокальней. Выбирайте себе по вкусу несколько самых любимых контроллеров (Pith bend и Modulation кто постарше, Harmonic Сontent и Brightness кото помоложе, досконально изучите их влияние на инструменты из того набора, что вы используете и корректно со вкусом применяйте. Результат не заставит себя ждать!
|