|
|
|
Виды эффектов (немного теории)Сергей Ахтямов
Немного об эффектах. Одним из основных и наиболее часто используемых
эффектов является ВИБРАТО. Частотное вибрато. Неэлектронным способом оно было реализовано на электрогитарах. Изменяя натяжение струн специальным рычагом музыкант изменяет высоту звука (понимай - частоту) и добивается эффекта частотного вибрато. То же самое можно проделать на синтезаторах и миди клавиатурах с помощью специального колеса или рычажка. В музыкальных редакторах так же можно подрегулировать частоту звучания, изменить его в любых заданных или желаемых пределах. Тембровое вибрато. Сигнал пропускается через фильтр, настройки которого периодичеси изменяются. Получается интересное и красивое звучание за счет периодического изменения тембровой окраски. Эффекты реверберация, хорус, фленжер, фэйзер, дилэй - эффекты, основанные на задержке сигнала. Реверберация - эффект создается смешиванием основного сигнала с копиями, задержанными на различные промежутки времени, полученными в результате отражения от различных препятствий (стены, предменты и пр.) Число копий может быть бесконечным, отраженный однажды сигнал может снова отражаться от другого препятствия (задержка естественно увеличивается) и снова суммироваться с основным. При небольшом времени задержки результат эффекта - ощущение гулкого и объемного звучания. Если время задержки увеличивается (удаленность от препятствий), то возникает эффект эха, отраженные сигналы звучат раздельно. Хорус - это звучание одного сигнала но как бы в нескольких экземплярах. Сигнал клонируется несколько раз (сколько нужно), чатотный спектр в каждой копии сдвигается на очень малую величину. Имитируется исполнение хором (или несколькими одинаковыми инструментами), но так как два голоса (если даже один певец, споет два раза одну и ту же партию для наложения) не могут звучать абсолютно идентично, так как невозможно настроить идеально точно на одну частоту две струны гитары, то и в эффекте хорус стремясь к реалистичному звучанию организуют этот сдвиг частотного спектра. В результате сложенные сигналы складываются и как бы плывут относительно друг друга, создавая красивое по окраске звучание. Флэнжер и фэйзер. Для достижения этого эффекта используются
гребенчатые фильтры. Избирательно задерживаются и складываются
в фазе некоторые частоты сигнала, в противофазе же другие частоты
уничтожаются. С точки зрения физики эффект фэйзер возникает, если
источник сигнала или приемник (ухо человека), или препятствия,
обеспечивающие задержку отраженного сигнала перемещается в пространстве.
В этом случае частота принимаемого (услышанного) звука изменится,
она станет отличной от частоты переданного. Так сигнал проезжающей
на большой скорости машины заметно меняет тональность (эффект
Доплера). Дилэй. В переводе собственно и означает - задержка. Из наиболее часто применяемых эффектов у нас остался незатронутым
дисторшн. Distortion переводят как искажение, PROMT переводит
это слово - как "нарушение". И тот и другой перевод
точно отражает суть эффекта. Это моделирование перегрузки усилителя
с искажением в итоге исходного звука. Звук получается при этом
резкий, скрежечущий. Существуют еще эффекты овердрайв (overdrive)
и fuzz, но все это лишь разновидности дисторшна. Отличаются они
соотношением исходного и искаженного сигнала в конечном звуке,
частотными характеристиками имитируемых или реальных усилителей,
применяемых для создания эффекта и способом ограничения сигнала. Собственно это все основные эффекты. Есть еще вокодеры (voice coder - кодировщик голоса). Это плагины для синтезирования человеческой речи на базе каких либо музыкальных инструментов (или любых звуков). Человеческая речь смешивается с звуком инструмента. На самом деле она не смешивается. Программа преобразует звук, анализируя голос человека и придавая подмешиваемому звуку свойства речи. Довольно пространно пояснил, но смысл таков, если не углубляться в физику. Недавно в рассылке мы упоминали, есть плагин Opcode Fision:Vocode. Есть опция Vocode в редакторе Cool Edit Pro (работает только в мультитрековом режиме, так как для его работы необходимо как минимум два образца звуков на разных треках). Есть еще много разных вокодеров, которые можно найти в интернете. Ну и для обработки исключительно вокала, как мы уже недавно упоминали, можно использовать модный сейчас попсовый плагин - Antares Auto Tune. Если кто-то освоил его и захочет рассказать о работе с этим плагином - милости просим. Ну по поводу применения описанных эффектов - как сказано уже
было выше, если записать вокал при помощи одного моно микрофона,
то обработав один канал эффектом Dilay (величину задержки выставить
8 мс) можно получить вполне правдоподобный стерео вариант вокала.
Кроме этого дилэй и эхо применяют для обработки других инструментов.
Главное - величина задержки должна соответствовать темпу композиции.
В противном случае повторения будут звучать не в том месте и не
в то время. Ваша работа от этого только пострадает. Правда бывают
исключения, и если вы обрабатываете этим эффектом какой-то трек,
то можно экспериментально добиться такой задержки, что некоторый
сбой в ритме пойдет на пользу, но это зависит от вашей задумки. Хорус неплохо слушается, если обработать один канал и панаромировать его и исходный сигнал в разные стороны. Можно попробовать так - обработать партию двумя разными эффектами хоруса и параномировать их в разные стороны.
|