7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
СТАТЬИ
О разделе
Вопросы и ответы для музыкантов
Общие сведения об импровизации
Как я пишу музыку
Музыка на компьютере
Обработка звука
Быстро и недорого
Урок аранжировки
Probe
Impulse Tracker
Fast Tracker
Сделай сам...
Хомус
Синтезатор это просто
Любите классику
Доработка зв. карты
Миди плееры
MP3 - реальный поток
Mp3 файлы и качалки
О MIDI, GM, XG...
Midi и Wav, Midi в Wav
Что проще колеса?
Виртуальное пианино
Типы синтеза...
От репетиции до записи
Виды эффектов
Микрофоны
Убираем щелчки
Автоаранжировщики
  • Band-In-A-Box
  • EasyKeys
  • Visual Arranger
  • Муз-конструкторы
  • Аудио конструкторы
  • DoREMix
  • Koan X Platinum
  • Mixman
  • О SB Live!
  • Доработка SB Live!
  • Проблемы SB Live!
  • Эффекты карты
  • APS Live! драйвера
  • Сонар
  • DXi инструменты
  • DXi DR-008 DXi2
  • DXi LiveSinth Pro
  • Настраиваем Cakewalk. Часть 1, 2, 3, 4, 5
    Работаем в Cakewalk
  • Менеджер треков
  • Piano Roll
  • Меню Edit
  • Эффекты реального времени
  • Меню Insert
  • Меню Go и Track
  • Меню Tools
  • Апгрейд Cakewalk 9.0
  • Wheel
  • Home Recording
    Творческие костыли
    Jammer Pro:I
    Jammer Pro:II
    Jammer Pro:III


    школа английского языка Image Education


    Jammer Pro: I

    Евгений Кориневский

    Это не руководство по программе Jammer Pro, а лишь обобщение моего опыта работы с ней. Естественно, что-то я упустил, что-то не так понял - можете присылать мне свои замечания, приму их с благодарностью. Здесь пока только первая часть, сколько их будет - сам еще не знаю, но постараюсь сильно не растягивать.
    Индивидуальный коллективизм

    По себе знаю, что многим музыкантам, ранее игравших в различных музыкальных коллективах (рок-группе, ансамбле, оркестре и т.п.), а теперь решивших заняться хоумрекодингом, сначала очень непросто привыкнуть к некоторым особенностям творчества при помощи персонального компьютера. Как обычно выглядит разучивание нового произведения в традиционном музыкальном коллективе? Либо руководитель коллектива раздает каждому его партию, записанную нотами, либо каждый инструменталист сам придумывает, что он будет играть, основываясь главным образом на гармонической структуре и стилевой и жанровой принадлежности предложенного произведения. Затем, в процессе совместного музицирования эти партии корректируются и уточняются для достижения наиболее выразительного звучания, по ходу же определяются и опробуются различные эффекты и обработки тех или иных инструментов и отстраивается общий саунд. Я сразу хочу оговориться, что здесь речь пойдет в первую очередь об авторских произведениях, до того ранее никем и нигде не исполнявшихся, и предлагаемых к исполнению самими авторами, ведь именно такие произведения чаще всего становятся объектами домашнего звукотворчества.

    Так вот, очутившись впервые перед экраном монитора один на один с компьютером, который, как говорят знатоки "может все", но пока что только тихо жужжит винчестером, музыкант чувствует себя довольно-таки одиноко - нет ни друзей-музыкантов, ни руководителя, ни даже тех самых компьютерных знатоков, уговоривших бедолагу-музыканта выложить около двух тысяч баксов за непонятный агрегат, призванный заменить ему и родной коллектив и студию звукозаписи одновременно. После двух-трех месяцев изучения какого-нибудь Кубейса или Кейкволка, наш музыкант начинает с тоской понимать, что да - компьютер, конечно, может если не все, то довольно много, но на все это требуется уйма времени, а уж о том, чтобы как раньше - в команде, за пару репетиций разучить какой-нибудь новый хит или просто поджемовать от души, мечтать уже и не приходится. Здесь вы один, и все приходится делать самому. И придумывать и записывать с MIDI-клавиатуры все партии - от барабанов до духовых (ладно, если вы клавишник, а если - барабанщик, а по клавишам - так, одним пальцем?). И заниматься балансировкой, панорамированием каждого трека, подбором инструментов, возней с контроллерами и т.д. и т.п. А ведь еще петь надо, за себя и еще за весь бэк-вокал, да синхронизировать midi и аудио-треки, да обработка, да сведение, да борьба с шумом, дизеринг, нойс-шейпинг, транкейт - от всего этого голова идет кругом… В такой суете теряются и бесследно забываются многие блестящие музыкальные идеи, которые были в голове у автора до того, как он сел за компьютер, дабы воплотить их в жизнь.

    Может быть поэтому многие мои знакомые музыканты, испугавшись премудростей MIDI, англоязычных хелпов и капризов синхронизации и совместимости различных программ, стали использовать компьютеры, как мультитрекеры, предпочитая крутить настоящие, "железные" ручки и кнопки, а не виртуальные. И их можно понять! Действительно, динамику и непосредственность совместного музицирования заменить чем-то сложно, если возможно вообще. Но с другой стороны - собираться оркестром на чьей-либо квартире и устраивать там репетиции - это, знаете ли, чревато…

    Визуал программы Jammer Pro 4.0Именно об этом подумал, наверное, David F. Castles из компании SoundTrek - профессиональный музыкант-мультиинструменталист и сонграйтер, создавая свою гениальную программу Jammer. "Я долго думал - пишет Дэвид в своей аннотации - как создать такую MIDI-программу, которая бы генерировала музыкальные идеи в зависимости от моих собственных, а затем проигрывала бы их без того, чтобы я тратил кучу времени на установку микрофонов, поиски правильного баланса, запись, корректировку и перезапись отдельных партий и т.п. Однажды, когда я целый день промучался с одной гитарной партией, я понял, что больше не в силах этого делать. Тогда я пошел в ближайший музыкальный магазин, купил простенькую MIDI карточку к своему компьютеру и начал программировать, как безумный. Я решил написать программу, которая создавала бы музыку в пределах определенной тональности, но в то же самое время со всей спонтанностью и творческой силой генерировала бы те музыкальные партии, которые я еще не успел придумать. Эта программа не только помогала бы мне быстро перейти от заготовки к формированию полностью завершенной песни, но и обеспечивала бы меня бесконечным потоком новых музыкальных идей и ходов, опробовать которые мне одному не хватило бы никакого времени…". И нужно признать - это у него и его коллег из SoundTrek получилось! С помощью Jammer Pro 4.0 вы сможете ощутить себя во главе своего персонального оркестра, который 24 часа в сутки будет помогать вам записывать ваши бессмертные творения! Во всяком случае, так обещают авторы этой программы!

    Трое из ларца…

    Программа отличается крайней неприхотливостью к системным и аппаратным ресурсам. Авторы утверждают, что она сможет работать под WIN 3.1 на 386 процессоре и 16 mb RAM, просто при этом нужно отключить Trek LED's - потрековые индикаторы уровня. Не проверял - так ли это, но на младших пентиумах программа работает вполне устойчиво. На жестком диске она занимает не больше 13 mb, это по нынешним временам очень скромно. В дополнение к программе устанавливаются еще несколько библиотек инструментальных и барабанных стилей. Легальные пользователи могут скачивать новые библиотеки с сайта SoundTrek. Jammer Pro способен работать со всеми звуковыми картами, имеющими MIDI-интерфейс, а также с виртуальными MIDI-устройствами. Я начинал осваивать эту программу со звуковой картой Edison Gold, установив в качестве выходного MIDI-устройства роландовский VSC55 (эмулятор wave-table синтезатора) и все прекрасно работало. Процедура конфигурирования midi-устройств - стандартная и в отдельных комментариях не нуждается.

    Уникальность Jammer Pro заключатся в том, что он объединяет в себе функции двух разных классов музыкальных программ - midi-секвенсоров и автоаранжировщиков.

    С одной стороны Jammer - полноценный 256-трековый midi-секвенсор, каким был тот же Cakewalk до обретения им аудио-функций. В версии 4.0 уже присутствуют все основные виды вспомогательных окон для работы с треками: Piano Roll, Event List Editing, Tempo Event List, есть функции квантизации и гуманизации мелодии. Каждый из 256 треков можно записывать самому с midi-клавиатуры, назначать ему соответствующий midi-канал, выбирать инструмент из GM, GS или XG банков (в зависимости от того какой формат поддерживает ваша звуковая карта). Более того, в Jammer Pro можно загрузить стандартный midi-файл и работать с ним - изменять, дописывать свои треки и т.п. - все как в обычном секвенсоре. Программа может сохранять результаты работы, как в своем формате (.cmp), так и в виде стандартных midi-файлов, а также midi-фалов формата 0.

    С другой стороны, каждый трек может быть записан не вами, а виртуальным музыкантом, которого вы назначите на этот трек. Он сам сгенерирует партию своего инструмента и запишет ее на трек, руководствуясь той гармонической структурой пьесы, которую вы зададите и в соответствии с выбранным вами жанровым стилем. При необходимости, виртуальный музыкант может переиграть свою партию, изменив рисунок, диапазон и длительность нот - палитра установок для музыкантов довольно широка и эффективна. Этих музыкантов можно набрать сколько угодно - хоть на все 256 треков, хватило бы каналов и полифонии синтезатора. Сгенерированные ими партии получаются яркими, динамичными, исполненные с учетом особенностей игры на том инструменте, для которого они создаются. Это действительно поражает, особенно в первый раз! Мне эти музыканты напоминают сказочную троицу из ларца, которая по велению хозяина мгновенно делала любую работу. Только виртуальных музыкантов может быть не три, а гораздо больше, и свою работу они делают грамотно и профессионально.

    Так все-таки, Jammer Pro - это секвенсор или автоаранжировщик? С одной стороны ни один секвенсор не обладает такими мощными и интеллектуальными функциями автоаккомпанимента (как впрочем, и многие из автоаранжировщиков), с другой стороны ни один из автоаранжировщиков не выделяет под запись пользователем более двух треков, а тут можно записать самому все. Кроме того, и количество виртуальных музыкантов у подобных программ обычно ограничено, да и контрольные функции для них невелики, поэтому по этой части Jammer Pro тоже - вне всякой конкуренции. Учтем еще и прекрасный алгоритм генерации музыкальных партий, что солирующих, что аккомпанирующих, и всякие сравнения станут вообще бессмысленными. Отвечая на поставленный в начале абзаца вопрос, я бы сказал так: Jammer Pro музыкальная midi-программа нового типа, которая является синтезом лучших функций midi-секвенсоров и автоаранжировщиков, превращающих ее в инструмент истинно музыкального творчества, с элементами коллективности, а не в инструмент музыкального программирования. Обсудив основные особенности и достоинства исследуемой программы, перейдем к более детальному ее рассмотрению.

    Окна

    Главное окно программы. При первом взгляде на главное окно Jammer Pro создается впечатление, что его дизайн навеян другой известной программой - Visual Arranger от Yamaha - такие же "игрушечные" кнопки и пиктограммы. Тем не менее, интерфейс программы, так же, как и у Visual Arranger нагляден и интуитивно понятен. Большинство команд меню дублируются кнопками на инструментальных панелях.

    Главное окно программы Jammer Pro 4.0

    В верхней части окна располагается панель быстрого выбора инструментов. При нажатии кнопки с изображением музыкального инструмента, в окне треков выделяется тот трек, на котором данный инструмент используется. Кроме того, первая кнопка с изображением барабана вызывает диалоговое окно компоузера барабанного заполнения (drum fills). Под этой панелью находится транспортная панель (Deck Controls), которая исполняет основные функции воспроизведения, записи, перезаписи и генерации партий (кнопка COMP). Справа от этой панели находится статусная панель (Status Window), которая показывает статус различных элементов вашей композиции.

    С левой стороны главного окна находится главная инструментальная панель программы (Side Tool Bar), с помощью которой осуществляется быстрый доступ ко многим функциям Jammer Pro. Более подробно свойства этой панели мы рассмотрим позже.

    В центральной части главного окна размещены два основных рабочих окна Jammer Pro: окно треков (Tracks) и окно тактов (Measures).Обычно по умолчанию они располагаются одно под другим, деля пополам главное окно программы.

    Окно треков (Tracks) выполняет функции аналогичного окна в midi-секвенсорах (например, Cakewalk) и также представляет собой таблицу, в которой каждая строка относится к одному треку, а каждый столбец определяет свойство или параметр трека. Треков всего может быть 256, соответственно столько же и строк в таблице.

    Окно треков программы Jammer Pro 4.0

    В столбце Track обозначен порядковый номер трека - от 1 до 256.

    В столбце Type определяется тип трека: MIDI, Drum Piece и Style. Если выбран тип MIDI или Drum Piece, то на данный трек будут записываться соответственно мелодические или барабанные партии пользователя (с midi-клавиатуры, виртуальной клавиатуры или скопированные из midi-файла). Если выбран тип Style, то данный трек будет сгенерирован виртуальным музыкантом Jammer'а.

    В столбце Patch определяется инструмент из GM, GS или XG набора, которым будет сыгран данный трек.

    В столбце Name для первых двух типов треков определяется пользовательское имя трека. Для трека типа Style имя определяется программой.

    В пятом и шестом столбцах расположены переключатели Mute и Solo, которые либо заглушают трек (Mute), либо делают его солирующим, отключая все остальные треки. Нужно отметить, что в режиме Mute или Solo могут находиться одновременно несколько треков, а при желании даже все.

    В следующих двух столбцах находятся слайдеры уровня громкости трека и параметра velocity.

    В столбце Action для трека типа Style определяется режим действия виртуального музыканта по отношению к этому треку. В режиме Compose при нажатии на одноименную клавишу на транспортной панели программы происходит новая генерация музыкальной партии, в режиме Keep, партия остается без изменений, а в режиме Erase - партия стирается.

    В столбце Transpose возможно транспонирование трека во время его воспроизведения. Положительное число в этом столбце указывает на транспонирование вверх, отрицательное - транспонирование вниз.

    В столбце Player определяется тип компоузера, сгенерировавшего данный трек. Типов компоузеров может быть восемь: Bass, Rhythm, Melody, Harmony, Kick, Snare, Percussion и Duplicator. Подробнее о компоузерах мы поговорим позже.

    В столбце Edit возможно открыть окно редактирования установок задействованного компоузера.

    В остальных восьми столбцах окна треков определяются количество midi-событий для трека, номера банков инструментов, номера midi-каналов, величины временных задержек трека, midi-порты вывода, слайдеры панорамирования и эффектов (реверберации и хоруса). Эти столбцы обычны и для других midi-секвенсоров, поэтому в отдельных комментариях не нуждаются.

    Ширина столбцов легко меняется, их можно перетаскивать мышью и группировать в нужной последовательности. Над таблицей треков имеется несколько переключателей фирменных пресетов вида окна треков (Patch, Mix, Studio Musicians) а также двух пользовательских пресетов, которые можно сформировать самостоятельно. В принципе, работа в окне треков мало чем отличается от работы в аналогичном окне Cakewalk, только в Jammere оно выглядит более функциональным.

    Окно тактов (Measures) является вторым основным рабочим окном Jammer Pro и чем-то напоминает окно Staff музыкальных редакторов. Однако от последних оно отличается тем, что отображает не содержание треков, а гармоническую структуру всей пьесы. Внешне оно выглядит как лист нотной бумаги, на котором нотоносцы поделены на пронумерованные такты.

    Окно тактов программы Jammer Pro 4.0

    В начале пьесы указан выбранный музыкальный размер и в зависимости от этого в каждом такте косыми черточками отмечено количество долей, равных по длительности восьмым нотам. Суть их заключается в том, что на каждую долю можно сыграть отдельный аккорд. Спектр музыкальных размеров, предлагаемых Jammer Pro достаточно широк - от 2/2 до 12/8, в последнем случае в одном такте будет заключено 12 долей и, соответственно, в одном такте программа сможет сыграть 12 аккордов - очень неплохая разрешающая аккордовая способность, позволяющая создавать весьма насыщенные аранжировки. Сами аккорды в буквенно-цифровом виде располагаются над нотоносцем и над соответствующей началу звучания аккорда долей. Аккорды можно вводить тремя способами - с клавиатуры компьютера, путем взятия аккорда на миди-клавиатуре и путем выбора из списка аккордов в специальном диалоговом окне. Если кликнуть по уже введенному аккорду, то можно прослушать его звучание в фортепианном исполнении.

    Зеленая и красная стрелочки под нотоносцем, располагающиеся по границам тактов являются маркерами начала и конца рабочей области (Punch), которую можно зацикливать, превращая в loop. В пределах рабочей области можно менять настройки компоузеров для разных партий, редактировать и перезаписывать сами партии, при этом остальные фрагменты пьесы, не вошедшие в Punch, будут оставаться без изменений. Обращаю ваше внимание на то, что номера тактов, находящихся в рабочей области имеют красный цвет.

    Черное поле трапециевидной формы, находящееся ниже нотоносца является маркером стиля, определенного для данного фрагмента пьесы. Здесь же видна его краткая характеристика. В принципе каждому такту композиции можно определить свой стиль.

    Изображение метронома в начале такта является маркером темпа. Этот маркер устанавливается в тех местах аранжировки, где требуется смена темпа. При желании каждый такт можно сыграть в различном темпе. Если дважды кликнуть по этому маркеру, то откроется окно изменения темпа (Tempo Changes). Длинные и короткие синие линии в пределах одного такта являются маркерами барабанных заполнений (drum fills) или брейков, которые должны звучать в этом такте. Брейки генерируются специальным компоузером.

    Кроме того, в окне тактов можно вводить текст песни (Enter Lyrics), помечать отдельные части пьесы соответствующими метками: Вступление (Intro), Окончание (Ending), Куплет, Припев и т.д. Аккорды и маркеры стилей можно перемещать методом перетаскивания, а также удалять, поместив их на изображение мусорного бачка на правой панели инструментов.

    Завершая разговор об окне тактов, нужно подчеркнуть, что в нем создается музыкальная структура всей аранжировки, формируются партитуры для ваших виртуальных музыкантов. От того, насколько тщательно и внимательно вы поработали в этом окне, во многом будет зависеть успех всей работы в целом. Кроме того, нужно отметить, что интерфейс программы должен быть понятен большинству музыкантов, т.к. основан на символах и обозначениях, присущих именно музыкальному материалу.

    Следующие главы будут посвящены вводу в программу музыкального материала и работе с компоузерами.