|
|
|
Творческие костылиЕвгений Кориневский
В этой статье речь пойдет об автоаранжировщиках или как их еще называют мьюзик-компоузерах. На сегодняшний день на рынке музыкального компьютерного софта появилось уже достаточно много программ этого типа, хотя и гораздо меньше, чем, скажем, звуковых редакторов и MIDI-секвенсоров. Наиболее известными являются программы Visual Arranger от Yamaha и Band-in-a-Box от PG Music, несколько менее известны JAMMER Pro от SoundTrek и EasyKeys от Blue Ribbon. Не смотря на то, что в создании этих программных продуктов участвовали профессиональные музыканты и композиторы, отношение к ним со стороны тех же профессионалов двоякое. С одной стороны часто можно услышать и прочесть что это - своеобразные "творческие костыли" для малообразованных в музыкальном плане любителей, которые самостоятельно не способны создать ничего более-менее достойного. С другой стороны на сайтах фирм-производителей этих программ можно найти высказывания профессиональных музыкантов, использующих такие программы в своей работе, в которых они дают им самую высокую оценку как эффективному и действительно облегчающему творчество инструменту. Так где же истина? Как мне кажется - там, где и обычно - посередине. Попробуем разобраться в этом более предметно. "…Я песню спел - она не прозвучала..."Представьте, что вы решили сочинить песню. Как это происходит? Вообще-то по разному. Вот только один пример. Сначала у вас в голове возникает некая музыкальная фраза, которая постепенно додумывается в мелодию. Потом вы садитесь за музыкальный инструмент и пытаетесь ее сыграть. В процессе игры мелодия приобретает четкость и завершенность. Затем следует этап гармонизации вашей мелодии, т.е. вы определяете, какими аккордами она будет обыгрываться. Создается гармоническая структура будущей песни. Затем следует долгий и часто безуспешный этап поиска и подбора текста для сочиненной мелодии, в результате которого постепенно приходишь к выводу, что его проще сочинить самому. Муки творчества при сочинении текста оставляем за скобками. В конце концов текст найден, определено количество и порядок чередования куплетов и припевов, вы опять садитесь за инструмент и, аккомпанируя себе, поете свою новую песню. Конечно, эта схема очень условна. Иногда вы сначала находите или сочиняете текст, порою всего несколько строк и к ним уже придумываете мелодию, иногда слова и музыка рождаются одновременно, а порою вам может просто понравится определенная последовательность аккордов и на них придумываются мелодия и слова. Иногда песню можно сочинить во сне, и тогда нужно только вовремя проснуться, чтобы успеть все записать. Именно так Пол Маккартни сочинил свою бессмертную "Yesterday" (слова, правда, были написаны позже, первоначально песня называлась "Яичница", видимо первое, что пришло Полу в голову спросоня). Короче говоря, способов сочинения песни может быть много, но конечный результат, если все получилось на этапе сочинения, всегда примерно один. Мы имеем мелодию песни, т.е. главную мелодическую тему, исполняемую голосом, гармоническую структуру песни, т.е. последовательность аккордов и ее текст. Теперь, если вы не бард и не собираетесь исполнять вашу песню просто под гитару, баян или фортепиано (хотя некоторые песни лучше всего будут звучать именно в таком исполнении), необходимо заняться аранжировкой вашего произведения. Что под этим понимается? Строго говоря, компьютерная аранжировка музыкальных произведений представляет собой сочетание гармонизации, оркестровки, переработки партий для исполнения другими инструментами, синтез новых тембров, панорамирование источников звука, балансировку уровней их громкости, обработку звука эффектами [2]. Кроме того, перед началом всех вышеперечисленных действий следует определиться с выбором жанра и музыкальной стилистики вашего произведения. Большинство из этих операций можно произвести с помощью мощных музыкальных редакторов типа Cakewalk или Cubase однако не всегда это получается достаточно легко и просто. Вообще я всегда считал, что узкоспециализированное устройство или программа всегда более качественно выполняет свои функции чем универсальные комбайны. В попытке найти разумный компромисс между разнообразными и разнородными функциями, объединяемыми в одном корпусе или под одной оболочкой, авторам этих монстров всегда приходится чем-то жертвовать, особенно в мелочах. А иногда именно этих мелочей и не хватает для эффективной творческой работы. В этом смысле автоаранжировщики представляют собой показательный тому пример. Давайте присмотримся к ним более внимательно. "… А им - что Boney M, что краковяк…"Сразу хочу оговориться, что данная статья не является пособием по аранжировке или руководством по конкретным программам. Этим сложным вопросам посвящены достаточно толстые книги опытных профессионалов, ссылки на некоторые из них приведены в конце статьи. Я же хочу просто проиллюстрировать суть метода аранжировки музыкальных произведений с помощью специализированных программ и поделиться некоторыми приемами, опробованными мною на собственном опыте. За сим приступим. Итак, что у нас имеется? Мелодия песни, ее слова и последовательность аккордов. В каком стиле это все должно звучать достаточно забойно мы еще толком не знаем, хотя некоторые предположения на этот счет все-таки есть. Ну что ж, с помощью автоаранжировщика мы можем легко это проверить. Начнем с того, что введем в программу свою последовательность аккордов. Этим начинается каждый новый проект в любом из автоаранжировщиков. Поле, в котором мы вводим аккорды в каждой программе, выглядит по-разному, но суть его одна - оно отображает такты нашей композиции, которые в свою очередь разбиты на доли. Количество долей в такте в каждой программе тоже различно. В Visual Arranger и Band-in-a-Box их 4, а в JAMMER Pro - 8. Соответственно на каждую долю такта можно ввести свой аккорд. Аккорды могут вводится разными способами и в различной форме. Их можно либо набирать на клавиатуре компьютера, либо выбирать из списка аккордов, предлагаемой программой, либо просто брать на MIDI-клавиатуре, а программа сама будет определять и записывать их. Запись аккордов производится либо в буквенно-цифровой форме, либо в слоговой, либо в виде номеров ступеней гаммы выбранной тональности. Для начала можно ввести только один куплет и припев, если он есть. Затем переходим к выбору стиля. Вот оно, основное отличие автоаранжировщиков от музыкальных редакторов - наличие разнообразных стилей исполнения. Так что же такое стиль? Грубо говоря, стиль - это некая болванка, шаблон, в котором определяется, каким образом будет сыгран указанный аккорд базовым набором MIDI-инструментов. В зависимости от того, на какую музыкальную традицию ориентирован данный стиль, обусловлен и состав этого базового набора, и характер музыкальных партий каждого инструмента. В рамках одного стиля обычно существует еще несколько подстилей, которые являются либо вариациями основного стиля, либо примерами исполнения разных частей музыкальной пьесы, таких как вступление (intro), основной части (groove), окончания (ending) и сбивок (break). В одной пьесе можно использовать несколько стилей и подстилей. В принципе каждый такт может быть сыгран в своем стиле. В этом смысле автоаранжировщик напоминает опытный кабацкий бэнд, который одинаково лихо лабает все, что закажут - от "Гоп-стоп" до "Богемской рапсодии". После назначения стиля и подстилей на соответствующие части вашей песни (intro, groove, ending), нажимаете на кнопочку и слушаете, что получилось. Если что-то не нравиться - просто поменяйте стиль. Например, вы предполагали, что ваша новая песня будет классическим блюзом, но после прослушивания ее в соответствующем стиле поняли, что блюз - это не совсем то, чего бы вам хотелось, слишком тяжеловато или мрачно, надо бы полегче и повеселей. Ничего страшного. Просто меняете ваш блюз-стиль на какой-нибудь кантри или блюграсс и все! Проделать такие вещи в Cakewalk или Cubase - это значит, совершить подвиг. Надо заново переписывать все партии. А в автоаранжировщике за каких-то десять минут можно опробовать кучу вариантов аранжировок и в конце концов понять, что же вы написали - "Smoke on the water" или "Мурку". Иногда результаты таких экспериментов просто удивительны. Вдруг оказывается, что песня, которую вы задумывали как супер-мега-рок, гораздо лучше и естественней звучит как легкий вальс или регги. Идем дальше. "…Нажми на кнопку - получишь результат!…"После того, как вы выбрали подходящий на ваш взгляд стиль для своего творения, можно приступать к детализации аранжировки. Здесь многие операции аналогичны тем, что выполняются в музыкальных редакторах - уточнение темпа различных частей песни, замена инструментов в базовом наборе стиля, балансировка уровней громкости, панорамирование и определение velocity для каждого инструмента и т.п. В принципе на этом этапе можно и закончить работу с автоаранжировщиком. Так сказать, промежуточный результат у вас уже есть - сгенерирована некая заготовка, определяющая гармоническую и общую структуру будущей песни, ее стилевую принадлежность и характер основных инструментальных партий. Конечно, она еще далека от совершенства - хочется добавить еще несколько инструментальных партий и отредактировать или полностью заменить некоторые из уже сгенерированных программой партий. Тут нужно отметить, что в большинстве из автоаранжировщиков, кроме одного, о котором речь пойдет позже, возможности для таких операций не очень велики. Обычно программа генерирует несколько инструментальных треков, редактировать собственно звукоряд в которых можно лишь путем замены стилей и субстилей, вариациями обыгрывания аккордов и определением нотного диапазона для данной партии. Для записи же партий, вводимых с MIDI-клавиатуры (настоящей или виртуальной) обычно отводится один или два трека. Как правило, эти треки служат для записи мелодии и солирующих партий. Кроме того, большинство автоаранжировщиков имеют функцию автоматической генерации мелодической партии, которая помещается затем на соответствующий трек. К сожалению этих возможностей не хватает для создания полноценной аранжировки. Поэтому получившуюся заготовку можно в виде midi-файла, создавать которые способны практически все автоаранжировщики, перенести в любимый вами музыкальный редактор или MIDI-секвенсор и оставшуюся работу вести уже в нем. Однако возможности мьюзик-компоузеров на этом далеко не исчерпываются. Хочется отметить, что в отличие от музыкальных и звуковых редакторов программы-автоаранжировщики сильно отличаются друг от друга по своей концепции, методам и алгоритмом решения тех или иных задач, набором функций и интерфейсом, каждая рассчитана на свой круг пользователей. Анализ и сравнение возможностей всех существующих на сегодняшний день программ не является целью данной статьи, поэтому кратко перечислю лишь наиболее интересные функции мьюзик-компоузеров, которые значительно облегчают работу над аранжировкой.
И еще куча всяких небольших, но приятных мелочей, которые сильно облегчат жизнь компьютерных аранжировщиков. Конечно, использование мьюзик-компоузеров не есть гарантия получения качественной аранжировки. Основное в этом деле зависит, как говорят водители, от "прокладки между рулем и сиденьем". Нужно учитывать, что автоаранжировщики работают только с MIDI, поэтому многое будет зависеть от наличия качественных банков инструментов, полифонии и мультитембральности звуковой карты и т.п. Перегон MIDI-треков в Audio, обработка их эффектами, наложение голосов и "живых" инструментов, микширование и сведение производится в музыкальных редакторах или мультитрекерах, но концепция всей аранжировки закладывается при создании исходного midi-файла, и автоаранжировщики на этом этапе очень хорошие помощники. В продолжение этой темы я хочу в отдельной статье рассказать о своем опыте работы с программой JAMMER Pro от SoundTrek, на мой взгляд самой продвинутой и эффективной из всех известных мне на сегодня программ этого типа, а также сравнить ее с другим монстром среди племени мьюзик-компоузеров - программой Band-in-a-Box от PG Music и показать примеры их совместного использования при работе над аранжировками. Литература, ипользованная мной при написании данной статьи и рекомендуемая другим интересующимся данной темой:
|