Музыкальные конструкторы
Павел Живайкин
Взрослые люди часто испытывают сожаление из-за нехватки
музыкальных знаний и неумения играть на каком-нибудь инструменте.
Как часто появляется желание не только слушать музыку, но
и самому ее сочинять!
Понимая, что стать виртуозом Москвы или Жмеринки, конечно,
не удастся, нам все же хочется реализовать свою мечту -
написать музыку. В этой статье речь пойдет о компьютерных
программах, которые позволят создавать новые несложные музыкальные
произведения, не требуя от вас специальных знаний и навыков.
Докомпьютерные музыкальные программы
Театр, изобразительное искусство, литература обращаются
к человеку с помощью образов, навеянных реальным окружающим
миром. Инструментальная музыка -искусство уникальное, так
как оно полностью основано на абстрактных понятиях и математических
алгоритмах. Это отмечали как древнегреческие философы и
средневековые алхимики, так и авторы современных музыкальных
школ и направлений.
Разумеется, такое свойство инструментальной музыки дразнило
умы не одного поколения и порождало различные попытки «механизировать»,
«автоматизировать», а в последнее время «запрограммировать»
процесс создания музыкального произведения. В прошлом столетии
пользовалось популярностью своеобразное пособие по сочинению
менуэта, приписываемое то Вольфгангу Амадею Моцарту, то
его отцу Леопольду Моцарту.
Это пособие представляло собой матрицу или таблицу, в которой
столбцы соответствовали номеру такта предполагаемого менуэта,
а строки содержали различные варианты этого такта.
Музыкальные фразы в столбцах были подобраны так, чтобы любая
из них хорошо стыковалась с любой фразой из предыдущего
и из последующего столбца. На основе этой матрицы сочинить
свой собственный менуэт мог любой абсолютно непросвещенный
и бесталанный человек:
записывалась произвольная понравившаяся фраза из первого
столбца, вторым тактом дописывалась любая фраза из второго
-и т.д. (1D-2A-3C-...). Получившееся
произведение отвечало всем академическим требованиям этого
жанра -голосоведение, гармония, музыкальная форма, фактура.
Не знаю, сколько было сочинено менуэтов на основе этой методики,
но я тут же набросал такое же пособие по созданию песен
«Битлз». Результат меня настолько поразил, что теперь я
считаю «сочиненной» мелодией только ту, которая появляется
«ниоткуда, сразу и целиком». Ведь, в отличие от многочисленных
домашних синтезаторов с автоаранжировкой в различных стилях,
с помощью таких пособий создается не только аккомпанемент,
но и мелодия.
Естественно, что компьютерная индустрия, основанная на подобных
же формальных логических принципах, не могла оставить в
стороне замечательную идею средневекового гения. Я рад появлению
подобных программ и не считаю, что они как-то ущемляют интересы
обычных музыкантов.
Музыкальное произведение в таких программах создается с
помощью шаблонов, алгоритмов, образцов - точно так же, как
ребенок собирает дом или машину из деталей конструктора.
Их можно сцеплять, складывать линию или вертикальную башню,
склеивать и добавлять новые посторонние элементы. Программы
подобного типа можно по аналогии назвать музыкальными конструкторами.
Главное их отличие от автоаранжировщиков в том, что они
не требуют совсем никаких музыкальных знаний. Вы руководствуетесь
только собственным художественным вкусом, здравым смыслом
и чувством меры.
MIDI-конструкторы
Все множество таких программ можно разделить на две принципиально
различные группы. Одна из них работает на основе MIDI-технологии,
т. е. оперирует MIDI-сообщениями. Вторая группа работает
со звуковыми файлами или со звуком в реальном времени.
Музыкальные конструкторы, связанные с MIDI-технологией,
немного схожи с программами-автоаранжировщиками, которые
все же требуют хотя бы знания ак
кордовых обозначений. MIDI-конструкторам вовсе не обязательно
задавать определенную гармоническую схему.
Аудиоконструкторы
Аудиоконструкторы в качестве исходных кирпичиков используют
аудиофайлы различных форматов, и чем выше качество звука,
тем больше этих «кирпичиков» на жестком диске. Поэтому аудиоконст-рукторы
по сравнению с аналогичными MIDI-программами предъявляют
к компьютеру более высокие требования (и к памяти, и к процессору,
и к жесткому диску).
Зато «репертуар» исходных элементов не ограничивается
инструментальными пассажами, можно добавить шумы, выкрики
и даже развернутые вокальные фразы. Почти все аудиоконструкторы
(вполне оправдывая свое название) позволяют добавить к «собранной»
пьесе дополнительный трек, на который вы можете записать
свой вокал или инструментальное соло.
|