|
|
Аранжировка
Дмитрий Низяев
Существует сразу несколько трактовок слова "аранжировка". В советской
методике под ним подразумевалось переложение готовой музыки на другой
исполнительский состав, например, с фортепиано на четырехголосный
хор, с вокального дуэта - на дуэт тромбона с балалайкой. Когда в
музыкальном училище начинается предмет инструментовки, студенты
начинают путаться - чем же аранжировка от инструментовки отличается.
Другая трактовка - варьирование, т.е. примерно те же изменения,
как при сочинении вариаций: изменения темпов, ритмов, размеров,
стилевых окрасок. При этом частенько вносятся существенные изменения
в авторскую мелодию.
Аранжировка может зайти так далеко, что и совсем
заменяет исходную музыку другой, даже не созвучной оригиналу - но
все-таки остается аранжировкой, потому что сохранен образ, мысль,
эмоция - словом, нечто уникальное для данного сочинения
Например, Элегия.
"Элегия" - моя самая первая работа в MIDI - обработка одноименного
хора В.Калинникова. "Редеет облаков летучая гряда... и т.д." Это
- пример максимального вмешательства в авторский текст. От хора
не осталось ни ритма, ни жанра, ни стиля, ни даже самой мелодии.
Только в кульминации труба проводит кусок исходной темы - специально
для напоминания. Короче, от Калинникова осталась только форма, тональность
и самый общий гармонический план - и то в немало "оджазованной"
гармонизации. Тем не менее, кто знает сам хор, всегда его узнает
- это испытано...
Так вот, давайте сразу договоримся о том, что и
как мы будем именовать. Перекладывание музыки на другой исполнительский
состав, с минимальным вмешательством в сам нотный материал - это
инструментовка. Инструментовка в сочетании с акустическим сведением
звука заново, то есть не только написание нот, но и режиссура -
это ремикс, "пересмешивание". Использование чужой музыки в качестве
вставки в свою - это цитата. Такое же использование, но под своим
именем - это плагиат. Сразу оговорюсь, это не обязательно воровство,
потому что чужие мелодии или приемы часто проникают в вашу музыку
неосознанно, Вам кажется, что вы это сами сочинили, понимаете? Это
- плагиат. Варьирование - это переосмысление чужой мелодии, намек
на нее, может быть, пародия, перенос ее в сферу другого стиля или
эпохи, изменение темпа или ритма. Гармонизация - это перекрашивание
мелодии за счет других аккордов. Простое же, художественно неоправданное
добавление погремушек к Баху названия не имеет. Пусть не судят меня
строго уважаемые авторы, пользующиеся этим приемом, на нашем сайте,
в частности. Я обещаю,что докажу свои слова.
Аранжировкой же давайте договоримся считать весь
комплекс этих изменений плюс и такие, которые совсем забыты и о
которых я еще упомяну. Аранжировка - это любое переосмысление или
переоформление музыкального материала - но в пределах узнаваемости
оригинала.
К примеру послушайте "Артист
эстрады" - пример настолько минимального вмешательства
в ноты автора, что может считаться даже не аранжировкой, а скорее,
трактовкой. Изменен темп, шарм. Если помните, у Джоплина этот рэг-тайм
звучит как бы неуклюже, прихрамывая. У меня - феерия радости, другое
настроение. Аранжировка образа, а не нот. Писалось исключительно
мышью, в качестве доказательства того, что и комп способен выразительно
исполнять эмоциональные тонкости, и с целью проверить свои представления
о физиологии звукоизвлечения на ф-но. (Извиняюсь за излишнюю научность)
Практически без вмешательства в оригинал, но сильно изменен "шарм"
- чем не пример аранжировки, основанной на уважении, "любви" к автору!
Как видите, понятие получается весьма расплывчатое,
но все же так оно и есть. Это почти композиторство. Ведь настоящий
композитор сочиняет только одну мысль, одну мелодию или даже мотивчик,
все остальное лежит на его умении аранжировать, оформить эту мысль.
И вы убедитесь, что аранжировка способна сделать из чего угодно
- что угодно, на ней держится все.
Так что можно смело считать, что вы намерены быть
композитором. Что нужно иметь в своем багаже для такой работы? Да
практически все.
1. Понимание задачи. Вы должны точно знать, ДЛЯ ЧЕГО вы решились
сделать аранжировку. Нет, я не имею в виду, кому вы собираетесь
ее продать, или на какой аппаратуре она должна будет исполняться.
Я имею в виду, что вы хотите внести нового в музыку. Помогаете ли
вы этим автору, станет ли музыка лучше, хотите ли вы внести в нее
другой смысл, или пытаетесь приспособить к другим условиям - ЗАЧЕМ
вам понадобилось это делать. И вам будет яснее, какие средства нужно
применять, чего нужно избежать. И если ваша работа окажется беднее
(образно, психологически, духовно), чем оригинал - не начинайте
ее совсем. И вообще, неплохо бы знать, как отнесется к вашей попытке
автор. Вы все же подчинены ему, не правда ли? Тем осторожнее нужно
быть, если его мнения вы не можете спросить. Например, если автор
пребывает в лучшем из миров.
2. Знание стиля. Вам нужно точно знать, каков стиль той музыки,
которую вы собираетесь обрабатывать и той музыки, которую вы хотите
получить. Под стилем я подразумеваю свойства музыки старых эпох
(возрождение, классицизм, романтизм, импрессионизм и т.д.) или современных
направлений (рэп, техно, буги, румба, блюз, би-боп, рэг-тайм, хард-рок
и т.п.). Для начала нужно просто осознать, с чем вы имеете дело.
3. Знание формы. Существует целая наука о том, как устроена музыка
структурно, и несоблюдение этих законов грозит вам лишним утомлением.
От бесформенной музыки просто мгновенно устаешь и тогда никто не
оценит ваших стараний, просто выключат проигрыватель и все ваши
ритмические или стилевые изыски пропадут зря.
4. Знание гармонии. То же самое, существует наука о красоте созвучий.
Ее преподают в училище, и многим она представляется скучищей, чем-то
вроде алгебры, но это глубоко не так. Позже я приведу несколько
примеров того, что можно сделать с мелодией только средствами гармонизации
- Вы будете удивлены. Наука эта создавалась трудами сотен сильных
сочинителей и исполнителей, ее законы столь же нерушимы, как законы
природы, и никуда Вы не денетесь от этого: неграмотная гармонизация
неизбежно приведет к "самодельному" звучанию, даже если слушатель
не поймет, что именно ему не нравится. Изучайте гармонию, и чем
дальше вы продвинетесь, тем сильнее будет действовать Ваша музыка
на психику.
5. Владение - если не руками, то хотя бы в теории - всеми инструментами.
Каждый инструмент имеет специфические особенности звукоизвлечения
и естественные ограничения по высотному диапазону и по техническим
возможностям, и если этих ограничений не учитывать, вам не добиться
естественности звука. Может быть, кто-то захочет именно диких звучаний,
но, уверяю Вас, это сразу забьет все остальное, никто не услышит
ни красоты, ни мысли, ни Ваших композиторских находок, если уловит
что-то противоестественное в игре хоть одного инструмента - внимание
просто распылится. Вообще все необычное, "неправильное" в Вашей
музыке должно применяться очень осмотрительно, только оправданно
и только минимально. Как горчица в пельменях. Это закон, я его испытал
на себе, поверьте мне на слово. Позже я расскажу в общих чертах
о свойствах разных инструментов по списку General MIDI, Вы будете
вооружены.
6. Знание основ акустики, расстановки инструментов на сцене и правила
сведения фонограммы, некоторые приемы и эффекты акустического плана.
Поскольку здесь собрались люди, сидящие за компьютером, значит,
ваша работа не закончится написанием нот. Вам придется двигать ручки
звукорежиссерского пульта - это тоже может либо свести к нулю Ваш
музыкальный труд, либо подарить такие краски, которые недоступны
никак иначе. Правильное сведение - большая сила.
7. Представление, хотя бы в общих чертах, принципа работы вашей
звуковой платы, ради эффективного ее использования. Тут я, не скрою,
не съел собаки, и сам имею именно общее представление. Но и его,
возможно, кому-то недостает. В конце концов, моя цель - музыкальная,
творческая, просто я хочу, чтобы в интернете было место, где желающие
могли бы повариться в профессионализме, копнуть музыку поглубже
- таких мест довольно мало, к сожалению...
8. Наконец, Вам необходимо быть внимательными. Искать новые средства,
изобретать новые фокусы. Наши, к примеру, эстрадные звезды - все
до единой - имеют на вооружении два-три приема и в манере аккомпанемента,
и в своей вокальной манере. Я как-нибудь укажу на них. Прислушайтесь
потом к их песням, и вам будет смешно, до чего же однообразно и
нагло эти два приема эксплуатируются. А таких приемов нормальный
музыкант должен иметь сотни. Если Вы знаете только два способа,
скажем, оформить аккопманемент, то Вы сможете создать только две
аранжировки в Вашей жизни, все остальное будет жвачкой, повторением
без конца. Надо ежедневно изобретать новое, подслушивать и учиться
у других, пополнять свой рабочий (да и "черный" тоже) список выразительных
средств. Иначе Вы умрете через неделю!
Вот, пожалуй, так мы обозначим наши планы. Дальше
будем рассматривать все это по пунктам, и некоторые из этих пунктов,
наверно, займут не одну лекцию. Впрочем, я готов что-либо добавить
в эти планы, если Вас заинтересует какой-то иной вопрос. Большинство
лекций еще не написаны и Вы можете повлиять на их содержание, милости
просим!
|