7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
АРАНЖИРОВКА
Лекции
Что такое аранжировка
Инструментовка
Фактура
Мелодия
О гармонии
Стиль
Клавишные
Хроматические ударные, органы
Гитары
Басы
Струнные
Струнные (продолжение)
Групповые
Медные духовые
Деревянные духовые
Электронные
Общий обзор
"Раздувание"
"Винегрет"
Полезные "мелочи"
Звукоподражание
Практика
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Приложения
Список инструментов midi
Список ударных midi


входные металлические двери в Москве


Струнные (продолжение)

Дмитрий Низяев

Продолжим рассмотрение списка. Номер сорок пять пытается изображать исполнительский штрих смычковых инструментов - тремоло. Исполняется это быстрым движением смычка туда-сюда по струнам, без отрыва от них. Тремоло создает обычно эффект ветренной погоды, шелеста листьев, или - в контексте музыки - таинственноть и настороженность, или - в более громкой динамике - угрозу и страх. Все эти образы могут легко переливаться друг в друга, потому что скрипка без труда может увеличить интенсивность и громкость, не прерывая тремоло, или уйти с яростной дрожи в замирание. То есть, управлять силой звука прямо на ходу в широчайших пределах. Кроме того, можно "встраивать" внутрь длинного тремоло резкие акценты, всплески, или, наоборот, внезапные провалы. Вообще-то прием это сильный - в эмоциональном плане - но мне лично думается, что он не особенно достоин специального места в мировом стандарте тембров. Во-первых, он достаточно специфичен и не очень часто применяется, а во-вторых, его без труда можно точно изобразить с помощью быстрых колебаний громкости в обычной партии струнных. Все равно качество этого тембра в MIDI мало правдоподобно. Посудите сами: в оркестре человек двадцать скрипачей, не говоря уж об альтистах, виолончелистах и контрабасистах. Каждый из них при тремолировании работает смычком произвольно, с той скоростью, какая получается от строения его кисти, от манеры держать смычок, от роста, от настроения, от личного отношения к музыке, от недосыпания и снижения оклада... от всего. Двадцать разных тремоло. Естественно, что в общей звуковой картине не будет никакого колебания громкости. Вы будете слышать кучу разных тремоло, сливающихся в один неразборчивый шелест или гул или рев. Такой звук, как и простой прямой звук скрипки, невозможно зациклить, а следовательно, нельзя верно воспроизвести по волновой таблице. Принципиально. Разве только задействовать для этого двадцать MIDI- голосов, иначе Ваш струнный ансамбль будет тремолировать синхронно, что нереально. Поэтому, если Вы не пользуетесь алгоритмами физического моделирования и не имеете семплера с полифонией 256 и выше - лучше избегайте применять тремоло в Ваших композициях. Все равно это прозвучит искусственно. В крайнем случае, если уж очень хочется, старайтесь выделить для этого хотя бы четыре-пять голосов, причем реализуйте этот прием именно быстрыми колебаниями громкости (шесть-десять в секунду), да еще вразнобой в разных голосах. Еще лучше, если это тремоло пройдет на фоне других звуков, замаскируется немного, чтобы не привлекать к себе главного внимания. Тогда еще более-менее приемлемо звучит...

Номер сорок шесть дает Вам в руки другой специфический штрих смычковых - пиццикато. Проще говоря, "игра щипком": скрипач временно берет смычок в кулак и кончиком освободившегося указательного пальца элементарно дергает струну, как это делают дети. Напомню, что одним концом скрипичная струна ограничена мягкой подушечкой пальца, которая глушит колебания. Поэтому, в отличие от гитары или, скажем, арфы, инерция такого звука исчерпывается меньше, чем через секунду. С этим тембром картина диаметрально обратная. Во-первых, этот звук невозможно подменить ни одним другим из списка, он просто не похож ни на что другое. Во-вторых, практически в любом наборе тембров, даже на слабых и недорогих картах, этот тембр звучит просто неотразимо. Один из лучших звуков списка, по-моему. Это и не удивительно: звук короткий, места занимает - плюнуть не на что, в зацикливании не нуждается. Очень и очень освежает оркестр, великолепно демонстрирует сложные ритмы, поднимает настроение. Позволю себе напомнить в качестве иллюстрации несколько пьес: обработка известной песни Дж.Гершвина "I got rithm" (пример) - здесь пиццикато скрипок служит для запутывания ритмики во второй вариации, побуждает слушателя подергиваться и по-негритянски кивать подбородком; и еще одна смешная пьеска, автора которой, к сожалению, не знаю (пример) - здесь пиццикато берет на себя кусочки мелодии, которую вообще-то ведет другой инструмент, как бы перебивая его. Остроумная инструментовка, не правда ли?

Должен предупредить и об ограничениях для этого тембра. Вернее, ограничение одно - темп. По своему опыту знаю, что техничность исполнения пиццикато довольно ограниченна, трудно после очередного "щипка" снова вывести палец в исходную точку, в обход струны, понимаете? Поэтому, хотя сам тембр так и подмывает веселиться и резвиться, быстрые темпы лучше делайте в ансамбле. Пусть саму скорость чередования долей такта демонстрирует какой-нибудь более подвижный тембр - ну, там, ксилофон, ударные, высокие духовые или еще кто-нибудь. А пиццикато отдайте для относительно небыстрых слоев фактуры, для отдельных акцентов и вставок в ритм оркестра.

Еще одна особенность, тоже из своего опыта. Очень трудно, почти невозможно заставить струнную группу играть пиццикато синхронно. Это доступно только оркестрам мирового класса. В обычной же практике всегда присутствует небольшой (а то и невыносимый) разнобой. Очень уж конкретен звук, очень уж четкое у него начало. А играть приходится слишком разным людям, которые друг друга почти не видят и сидят далеко друг от друга. Но действительно небольшой разлад ритмов на самом деле полезен - это позволяет Вам слышать буквально каждого оркестранта отдельно, отчего оркестр как бы кажется больше, объемнее. Так что советую слегка разносить во времени нотки этого тембра, даже если партия у него одноголосная. Но будьте осторожны - этот разлад должен быть очень маленьким, незаметным сознательно, иначе все мигом превратится в дурдом...

Номер 47 - арфа. В симфоническом оркестре, как Вы заметили, все инструменты группируются по типам. Даже рояль, хотя он в оркестре один, принадлежит к типу вместе с челестой, органом или клавесином. А вот арфа стоит особняком и в своем типе никого больше не имеет. Для тех, кто только сегодня прибыл на нашу планету: арфа напоминает раму со струнами, вынутую из рояля. Массивная позолоченная колонна, треугольная рама, множество струн, которые сообща создают в раме напряжение в несколько тонн! Поскольку играют на арфе пальцами, то для облегчения ориентирования струны у нее разноцветные. Кроме того, настроены они не по хроматической гамме, а диатонически, то есть, дают не все возможные ноты. Но в основании колонны имеется семь небольших педалей с фозможностью фиксации положения, которые связаны с подвижными пеньками у верхних концов струн. Устанавливая педали в разные комбинации, арфист изменяет немного длину струн, благодаря чему арфа мгновенно и беззвучно перестраивается в разные диатоники.

Инструмент это очень многообразный. Почти без переделок на арфе можно исполнить фортепианные сочинения, или даже органные. Так что Вы можете не особенно стесняться в фактуре музыки. Технически арфа тоже "легка на ногу" - возможны очень быстрые темпы. Возможности вибрато не предусмотрены. И - тоже важно - не предусмотрен механизм для глушения струн. То есть, струна звучит почти так же долго, как и у рояля с нажатой правой педалью. Арфист в Вашем оркестре, конечно, может положить ладонь на звучащие струны и остановить их. Но он не в состоянии окружить такой заботой КАЖДЫЙ звук своей партии. То есть, если Вы поручаете арфе партию, полную непрерывного движения, то подайте из MIDI-редактора команду нажать педаль (sustain) и помните, что ноты эти будут несколько перемешиваться в воздухе. А заглушить струны можно только при остановках и паузах - если по замыслу Вам нужна тишина.

Качество звука арфы в стандартном банке довольно хорошее. Это потому, что струны ее колеблются всегда свободно, без помех, а значит, звук близок к идеальной синусоиде. А идеальную синусоиду можно запечатлеть в банке в виде всего одного колебания и зациклить можно идеально. И тембр при этом не пострадает. Конечно, нужно иметь в волновом образце и звук "щипка", самое начало ноты. Но все равно, образец этот получается крошечным и качественным и прозвучит хорошо на любой звуковой карте.

Как применять этот инструмент в Ваших аранжировках? Во-первых, вернусь с Вашего позволения к теме о педали. Такой способ потребует изрядных ресурсов от Вашего оборудования - вспомните, что я говорил о фортепианной педали. Это можно применять, только если в Вашем распоряжении полифония не меньше сотни голосов, и Вы не планируете, что Ваше сочинение будет воспроизводиться на других машинах. Чтобы расходовать ресурсы аккуратнее, сделайте следующее. Найдите опытным путем такую длительность ноты в партии арфы, чтобы на ее протяжении звук успевал затихнуть раза в два-три и совершенно потерялся на фоне других звуков композиции. А потом всю партию арфы, где не планируется сознательного заглушения струн, ну вот, например, такой кусочек


послушать

проведите именно такими длительностями


послушать

Тогда все ноты, хоть и с запозданием, но получат команды выключения. Некоторые звуковые карты и сами стараются немного продлить звук арфы, но не все.

Что можно поручить арфе? Конечно, в основном это нежные, женственные образы. Динамический (громкостной) диапазон арфы достаточно широк, чтобы вести яркую мелодию, сопровождая ее аккомпанементом на заднем плане (пример), то есть солировать не хуже рояля. В оркестре же чаще всего арфу используют в роли ее прототипа - гуслей или лютни, или цимбал - у разных народов и прототипы арфы разные. Но смысл похож - это инструмент для сопровождения певца. Он и достаточно мягок, чтобы не заглушать даже самый скромный голос, и имеет достаточно четкую атаку (начало) звука, чтобы держать хорошо слышимый ритм. Например, арфе можно поручить вполне ритмичный аккомпанемент в романсе Свиридова (пример). Вы слышите, что у нее есть достаточно сильный бас и достаточно певучий средний регистр. Кроме того эти два примера показывают и разные фактуры: фигурацию шестнадцатыми в фортепианном стиле и арпеджированные аккорды в стиле гуслей или гитары.

Но самый, как мне кажется, эффективный способ применения арфы - это широчайшие арпеджио. Не загружая слишком сильно Вашего секвенсора, она может как бы увеличить объем оркестра втрое. Хотите получить громадный оркестр - ничто, кроме арфы, да еще, может быть, колоколов, не даст эффекта сильнее (пример). Слышите - она "гуляет" по всему высотному диапазону, позволяя всем остальным участникам музыки почти ничего не делать, и все равно, оркестр просто захлестывается страстью! Попробуйте отключить партию арфы и убедитесь: остальной оркестр почти бездельничает, от страсти остается "пшик". Пишется это просто - откройте пример в MIDI-редакторе. Перебираете звуки текущего аккорда без всякого ритма. Это важно, чтобы вне ритма - такая партия создает объемное заполнение пространства, в то же время она использует свободное время секвенсора, в промежутках между ровными долями тактов, то есть, когда меньше всего команд передается по остальным MIDI-каналам. Это гарантирует Вам, что все это множество нот прозвучит даже на самой слабой звуковой плате, ни одна не будет пропущена. Пока я этого не придумал, я то и дело сталкивался с недостатком полифонии своей карты, когда хотел воспроизвести действительно большой оркестр...

48 номер - литавры. Большущий полусферический чан с натянутой кожей, установленный на "раскоряку" из трех палок. Такой экзотический вид вызывает ассоциации с "Баунти", набедренными повязками и боевой раскраской. Кто слышал звучание литавры вблизи, подтвердят, что впечатление это оставляет незабываемое. Инструмент невероятной мощи и глубины, его звук пробирает Вас до самых костей, от него Ваши зубы вибрируют и жужжат, кажется, что сейчас провалится пол. Мощь литавр такова, что даже легчайшее прикосновение к коже слышно на фоне любого фортиссимо оркестра. Когда исполнитель играет дробь, то отдельных ударов невозможно разобрать, получается сплошной ровный угрожающий гул. А когда эту дробь расширяют в крещендо, то мощь растет неописуемо, кажется, что усилению не будет конца, что Вас в конце концов просто раздавит в лепешку!

Вот такой инструмент. Конечно, копеечному цифровому преобразователю компьютерной карты не под силу создать такую устрашающую картину, но тем не менее, если не думать именно о мощи и дрожании стен, то само тембровое сходство, как ни странно, в MIDI довольно близкое. А в сравнении с некоторой "игрушечностью", несолидностью, присущей всем остальным тембрам General MIDI, даже такие литавры становятся достаточно основательными.

Несмотря на внешнюю простоту (а может, и благодаря ей), литавры - очень гибкий и универсальный инструмент. На одной литавре Вы можете исполнить неожиданно содержательные соло, полные тонких эмоциональных оттенков, потому что она удивительно чутко реагирует на силу удара. Можно буквально гладить ее одним пальчиком, а можно "вдарить" так, что рухнет люстра. Очень Вам рекомендую для тренировки Вашего слуха и для контроля собственных эмоций, пробуйте писать для литавры соло. Для ОДНОЙ литавры. Пробуйте "рассказывать" и убеждать, имитировать речь окружающих и природные явления.

Литавра - один из немногих ударных инструментов с конкретной высотой звука, поэтому в банке General MIDI ей отдан весь диапазон клавиатуры. Но это не означает, что Вы можете писать целые мелодии, как для скрипки! В настоящем оркестре по понятным причинам, не бывает так много литавр. Ну, штук восемь - это уже небывальщина. Обычно - одна, две, три. И этого достаточно, так как литавры применяют только для ударной (и одновременно басовой) поддержки кульминационных аккордов. А такие аккорды в реальной жизни как правило бывают либо тоническим трезвучием, либо доминантовым, реже - близко родственные им. Поэтому перед началом концерта литавры настраиваются на тонику и доминанту для данного произведения - или изредка на другие ноты, по ситуации. И уж во время исполнения перестроить их невозможно, сами понимаете. Но это не мешает украшать литаврой "до" не только до-мажорное трезвучие, но и фа-мажорное, и ля-минорное, и т.п. - лишь бы удар литавры попадал хоть в какой-нибудь тон аккорда. Это не портит картины, потому что столь низкий звук на фоне оркестра различить сложно. Слышны обертоны, которые сливаются с обертонами оркестра, и все равно звучит тот аккорд, который нужен.

Рекомендации, если позволите, такие. Силу инструмента экономьте. Если он будет у Вас играть всю дорогу, слушатель будет подавлен и измучен, это сильная нагрузка на психику. Отмечайте одиночными ударами только самые узловые, главные моменты пьесы. Перед особенно мощными кульминациями делайте дробь длиной с полсекунды или секунду - мелкие, мельчайшие длительности на одной высоте, плавно возникающие от нуля до где-то двух третей мощности главного удара. Если же Вам требуется "продлить" и сам удар, то - то же самое - продолжите его в виде мелкой дроби от двух третей силы удара до нуля, вроде как длинное эхо. Если все же Вам надо сопровождать тему постоянным литавровым "пульсом", ну для создания угрозы, например, то лучше всего делать этот пульс очень тихим, на грани восприятия - так он будет "угрожать" намного сильнее, поверьте. Любой человек будет напуган сильнее, если будет не слышать, а только чувствовать присутствие огромной мощи, сдерживаемой в узде, понимаете? А грохот очень быстро перестает действовать и не трогает никого, если длится дольше нескольких тактов. Только утомит. Дальше, не слишком усердствуйте с реверберацией на том канале, где играют литавры. Если она превышает 50 % для данной звуковой карты, то литавры безбожно "забивают" аналоговые цепи. Получается хрип и треск, весь остальной оркестр проваливается и вообще - низкий вкус. Не надо сластить сладкое - литавра сама себе эхо. А вот хорус - сколько угодно, это только на пользу. При распределении стереопанорамы между инструментами, воображайте литавровую группу ближе к левой стороне сцены, у самого задника. Жестких правил нет, но чаще всего они живут именно там и уравновешивают собой низкие струнные инструменты, сидящие наоборот, справа.

И еще. Не в любом оркестре, но встречается перестраиваемая разновидность литавр. У них кожа натягивается не вращением гаек на ободе, а прочными металлическими тягами, сходящимися от обода к педали внизу. Такая литавра может не только дать разные ноты сама по себе, но и менять высоту плавно. А поскольку звук литавры может довольно долго тянуться после удара, то можете себе представить, как эффектно бывает дать ему "уплыть" с начальной высоты. На языке MIDI это "уплывание" соответствует регулятору Weel. Послушайте для примера кусочек песни из знаменитого диска "По волне моей памяти" (пример).