7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
АРАНЖИРОВКА
Лекции
Что такое аранжировка
Инструментовка
Фактура
Мелодия
О гармонии
Стиль
Клавишные
Хроматические ударные, органы
Гитары
Басы
Струнные
Струнные (продолжение)
Групповые
Медные духовые
Деревянные духовые
Электронные
Общий обзор
"Раздувание"
"Винегрет"
Полезные "мелочи"
Звукоподражание
Практика
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Приложения
Список инструментов midi
Список ударных midi


Ресторан для юбилея в Москве забронировать.
пин ап вход



Клавишные

Дмитрий Низяев

Все возможности и приемы переработки нотного материала, по мере сил рассмотренные на предыдущих занятиях, остаются все же теорией, интересной скорее с академической точки зрения. А для применения теории нужны, сами понимаете, инструменты, или люди, которые будут воплощать Ваше остроумие в звук. В нашей с Вами работе роль этих исполнителей играют запасенные в памяти звуковой карты образцы тембров, плюс более или менее полный набор всяких ручек и кнопок. Иными словами, наши инструменты - это, во-первых, воображаемые музыканты оркестра (со всеми их капризами и ограничениями), и во-вторых, косметические средства компьютера и софта для создания иллюзии (не более) пространственного звучания при синтезе. И знание Ваших возможностей при воспроизведении MIDI плюс знание характеров и свойств имитируемых тембров позволит Вам создавать более естественное и непринужденное звучание, чем знание только теории (мелодии, ритма, гармонии, формы и пр.). Сегодня я предлагаю покопаться в списке General MIDI на предмет особенностей инструментов.

Список этот, с легкой руки фирмы Roland, и после нескольких лет эволюции, стал стандартом совместимости для ВСЕХ музыкальных устройств, имеющих к MIDI-формату хоть какое-то отношение. Конечно, большинство компьютерных карт стоимостью больше $25 имеют возможность воспроизводить какие угодно тембры, в том числе и Вашего собственного изготовления, но тогда музыка будет правильно воспроизводиться только с помощью Вашего же банка тембров, которого может и не оказаться у слушателя, то есть нужно заботиться о передаче ему не только MIDI-файла, но и специфического набора тембров к нему. Набор же General MIDI гарантированно присутствует во ВСЕХ MIDI-устройствах, и написанная для этого набора музыка будет звучать более или менее верно везде и всегда (тембры могут различаться, но только качеством. Уж флейту с клавесином никто не спутает, даже если это плохие флейта и клавесин, верно?). General MIDI - это стандарт со всеми вытекающими.

Список инструментов можно найти во множестве мест, хотя бы в приложениях к ностоящему разделу. Я не переводил имена тех инструментов, которых не знаю и не понял самостоятельно. Номера 1-128 в большинстве программ отсчитываются от нуля (0-127). Ударные инструменты, лишенные определенной высоты звука, воспроизводятся в большинстве карт на 10-м MIDI-канале (изредка - на 16-м)

Ну, и теперь рассмотрим их свойства. Тут нужно бы, как я упоминал на первом занятии, владеть инструментом если не своими руками, то хоть теоретически. Чтобы не заучивать наизусть все подряд сведения о них, подключайте воображение - как бы "это" (то, что Вы пишете) можно исполнить.

Фортепиано

1 - фортепиано Номера 1-8 - разновидности одного инструмента, на котором играют двумя руками. Не смейтесь, между прочим, я часто видел сочинения, где на рояле звучит три, а то и больше, регистра одновременно. Мелодия, бас, аккорды в середине, и еще какие-нибудь украшения. Все раскидано в разные октавы. А рук у пианиста только две, и каждая способна охватить обычно не более октавы. И не более четырех нот в аккорде. Ну, применяя педаль, продлевающую звук после отпускания клавиши, можно в два-три приема "набрать" более массивные созвучия. Но уж никак нельзя, скажем, нажать одновременно 12 нот, сами понимаете.

По высоте рояль - самый широкий инструмент в оркестре, он вообще-то вполне способен заменить собой оркестр, и с успехом. "Рояль" в переводе означает "королевский", между прочим. Так что диапазоном можете не стесняться. Однако учитывайте разницу мощности. Если Вы прикасались к роялю в жизни, то могли заметить, что легкое нажатие далеко справа создает еле слышный звон, а слева - довольно сильный звук, который никак не желает затихать - басовые струны намного массивнее, длиннее, инертнее. Поэтому пишите для левой руки пианиста осторожнее, не перегружайте низкий регистр.

По техническим возможностям (так музыканты называют скоростные, моторные возможности) рояль весьма силен - можно без особого труда сыграть гамму с 20 нотами в секунду, и вполне ровно и гладко. Правда и тут пара ограничений. Инертность басов (в том числе и акустики инструмента) не позволит им быстро затухать, поэтому басовые пассажи смажутся в одну лепешку. Это можно использовать в качестве краски, но красивым этот прием не назовешь. Пусть будет все естественно: басы малоподвижны и солидны, верха - поливают, как хотят. Кроме того, не всякое движение удобно и вообще исполнимо. Гаммы - сколько угодно; арпеджио - уже труднее; всякие дикие скачки вверх-вниз - только небольшими порциями и не быстрее 10 нот в секунду.

По динамике (громкостному диапазону) рояль очень послушен. Ему легко доступны и прозрачные прикосновения и оглушительный грохот. В связи с этим инструмент этот требует наибольшего труда от Вас, компьютерных пианистов. Мелодию (да и любые звуки) на рояле мало набрать в должном темпе и тональности. Ее после этого нужно долго и кропотливо "рисовать", подбирая для КАЖДОЙ нотки силу удара. Интереснейшая работа, истинное творчество. Профессиональный пианист именно этим занимается по пять часов в день. Правда, он работает руками, привыкшими к этой задаче за много лет, и на инструменте, прошедшем трехсотлетний процесс "технической доводки". Даже если Ваши руки Вас слушаются, никакая MIDI-клавиатура "рядом не валялась" с живым роялем по чуткости. Следовательно, Вам нужно залезть в MIDI-редактор и долго рисовать Velocity. Вот несколько наблюдений и подсказок, которые помогут Вам не подбирать параметры ощупью.

Я уже упоминал в теме о фразировке о том, что любая мелодия имеет спады и взлеты по интенсивности звука, примерно соответствующие человеческой речи, помните? То же самое касается и более мелких деталей - есть ноты более весомые и есть второстепенные. Сравните, например, два фрагмента в смысле выразительности, "живости" исполнения: [ 2 ] В первом примере я только набрал мышкой ноты, а во втором подрисовал Velocity каждой ноты с помощью программы CakeWalk, приблизительно так:

Пронаблюдайте, не поленитесь: чаще всего сила удара по клавише пропорциональна ее высоте. Кроме того, конечно, общий контур фразы должен иметь развитие, кульминацию, спад, как любая законченная мысль. Это удобно делать, накладывая на разрисованные нюансы команды плавного пропорционального роста или уменьшения Velocity (в CakeWalk это называется Scale Velocity в меню Edit)

Частенько партия одной руки вмещает в себя две линии, например, главную тему с ее сопровождением. Помните, у нас заходила речь о скрытой полифонии? Вот, например, широкоизвестный рэгтайм ("Рэг кленового листа") [пример]. Слышите? Мелодия и ритмическое заполнение между ее нотами играются одной рукой, и тем не менее мелодия ясно слышна как отдельная линия. Для этого нужно выделить ее ноты по уровню над остальными, не забыв кроме того и плавное диминуэндо для каждой из четырех фраз:


В сжатом виде хорошо просматриваются два громкостных слоя. Это можно писать на двух разных треках, а потом копировать все в один. Ну, и так далее. Группы из двух-трех очень коротких нот фразируются быстрым крещендо (первая нота где-то вдвое тише последней). Трели (очень быстрое чередование двух соседних клавиш) - легким перевесом нижней из нот плюс общее плавное крещендо или диминуэндо для обеих клавиш. Триоли - первая из трех нот сильнее, остальные одинаковы. Опевания одной центральной клавиши (см. оборот в середине первого примера) - нужно рисовать для Velocity такую же извилистую линию, по которой выстроены сами ноты.

Вот, это - основа, а все мелкие ситуации в жизни настолько многообразны, что рассказать о них невозможно. Прислушивайтесь к пианистам - и найдете сотни приемов и приемчиков, которые и составляют, собственно, уникальную манеру каждого исполнителя. Или просто подражайте интонациям речи Ваших знакомых, пишите на них музыкальные пародии, это наилучшая тренировка внимательного и сознательного слуха.

Дальше, ритмические, временные особенности фортепиано. Всем известно, что математически точное одновременное нажатие клавиш в аккорде выдает искусственность музыки с головой. Поэтому, если Вы не набираете ноты в реальном времени с MIDI-клавиатуры, то следует умышленно разносить их взад-вперед на несколько сотых долей секунды, имитировать приблизительность человеческих пальцев. Однако, фортепиано - инструмент эргономичный, удобный, поэтому ему доступна весьма солидная точность игры. Даже до такой степени, что звуковая карта часто и не распознает разницу во времени. Так что - это касается только фортепиано и его "родни" - пишите ноты в аккордах точно. Другое дело - сам момент нажатия аккорда. Дело даже не только в неточности человеческого внутреннего "метронома", а и в том, что часто пианист умышленно отклоняется от темпа, чтобы помочь себе выразить эмоцию. Например, приближение к кульминации в последнюю секунду обычно сопровождается снижением темпа, чтобы задержать внимание на самом главном моменте. Тем же макаром выделяют и второстепенные вершины, почти все узловые, опорные ноты мелодии. Так что вся мелодия состоит из сплошных маленьких замедлений и ускорений. А если играет оркестр, то сплетается множество самостоятельных темпов! И оркестр вроде играет согласованно, но эмоционально, заинтересованно. То есть Вы должны не только управлять общим темпом секвенсера, как дирижер, но и создать микроотклонения от темпа в каждой партии отдельно - вот тогда Вашу запись нельзя будет опознать как синтетическую, зазвучит аудио-запись оркестра.

Фортепиано же, как инструмент многоголосный (почти сам себе оркестр), способно вести несколько слоев фактуры с разными темпами. Например, довольно распространенный прием среди пианистов: задерживание мелодии. То есть, если аккомпанемент достаточно "огромен", широк и богат, а мелодия - всего один голос, один палец, то ее довольно трудно выделить, поднять над сопровождением, она просто заглушается. В таких случаях пианист просто задерживает отдельные ноты мелодии на десятую-другую долю секунды от аккомпанемента - и мелодия как бы выступает из массы звуков. Послушайте кусочек Шопеновского ноктюрна - отличная иллюстрация. [пример]. А потом откройте этот пример в MIDI-редакторе, и найдите места, где партия правой руки берет свои ноты ПОЗЖЕ, чем требует метроном.

Относительно длительностей. Шире пользуйтесь богатым спектром штрихов, доступным роялю. В MIDI это выражается просто: процентом реального звучания ноты относительно ее длительности по тексту. Музыку можно переиначить до неузнаваемости только одними штрихами. Стаккато получается при длительности в одну десятую секунды или - при быстром темпе - не более одной четвертой части от формальной длительности ноты; и всегда создает эдакую шаловливо-издевательскую манеру. Нон-легато (или "деташе" по терминологии скрипачей) - где-то с половину или чуть больше от длительности в тексте. То есть четвертные ноты звучат реально около восьмой или восьмой с точкой плюс соответствующая пауза. Получается ленивая или массивная походочка. В клавирных произведениях стиля барокко таким штрихом неизменно исполняется басовая партия, получается солидно, значительно и конкретно. Легато - для горизонтально протянутых линий. Исполняется в лучшем случае просто слитно (нота без паузы переходит в ноту), а для еще более тягучего, тоскливого или певучего образа (легатиссимо)- ноты вполне могут даже "наезжать" друг на друга процентов на десять своей длины. (Это касается только рояля!)

Наконец, пианист жить не может без правой педали ("сустейн" в эстрадном жаргоне). Педаль великолепно обогащает фактуру рояля, наполняет ее объемом. Ну, и естественно, чтобы звуки не накапливались в безобразную кашу, педаль необходимо сменять, то есть, отпускать и немедленно нажимать снова. Делается это с каждой сменой гармонии, если не чаще. Причем, смена педали должна происходить НЕ в сам момент начала новой гармонии, а на долю секунды ПОЗЖЕ (так и называется - запаздывающая педаль). Тогда старая гармония чуть проникает на "территорию" новой, хотя и не успевает смешаться с ней в какофонию. Тем самым избегаются звуковые "дыры" на стыках гармоний. Разумеется, педаль не везде применима, смотрите по характеру музыки. И не советую пользоваться ею вообще, когда рояль звучит вместе с большим количеством других инструментов, так как Ваша звуковая карта не сможет удержать такой наплыв разных нот, и будет какие-то из них игнорировать - Вы вдруг не услышите вступление яркого и заметного инструмента, потому что на заднем плане остаются висеть запедаленные клавиши рояля. Даже если они уже затихли и не слышны - ресурсы семплера все равно останутся заняты, пока не будет команды отпустить не только клавишу, но и педаль.

Другие инструменты клавишной группы

Клавесин - исторический предшественник рояля и имеет значительно меньшие возможности. Клавиши у него поуже, не так удобны, поэтому мелкая пальцевая техника на нем дается труднее. Также иначе у клавесина распределена мощность. Если рояль имеет самые сильные струны в басах, то клавесин лучше всего слышен в районе первой-второй октавы. Выше - слышен только приятный звон, а ниже все очень глухо. Поэтому либо он должен играть сольно, либо (в оркестре) будет довольствоваться ролью "подкраски", тембровой "специи", его практически не будет слышно. Кроме того, клавесину совсем недоступно управление Velocity, все его клавиши звучат одинаково громко (точнее, одинаково тихо). Причина этого - совсем другая механика. Если рояль возбуждает струну ударом молоточка (и сила удара напрямую зависит от силы удара по клавише), то клавесин просто "щиплет" струну специальным металлическим перышком-язычком, и сила звука зависит только от упругости этого перышка. Лупи по клавишам, как угодно - ничего не изменится. К тому же, струны у него тоненькие и слабенькие, акустика корпуса - совсем никакая. абз. Челеста - то же пианино, только вместо струн - стальные пластинки, подобие небольших колоколов. Вполне может сыграть форте или пиано, имеет педаль. абз. Электропиано - тоже имитация рояля. Чаще всего чувствует силу удара, но не так четко, очень приблизительно, поэтому ему недоступны столь выразительные мелодии, как роялю. Зато на электропиано Вы можете применять вибрато и другие модуляции высоты, благодаря чему этот инструмент охотно используют в джазе. Он сочетает некую элитность звука (от богатых предков), удобство и легкость игры и прекрасную для электронного инструмента выразительность с эстрадной ненавязчивостью, склонностью к расслабухе и импровизации. Да еще втыкается в усилитель, следовательно не ограничено в мощности с каким угодно большим ансамблем. абз. Музыкальная шкатулка - ясно по названию. Только для заднего плана, только для безэмоциональных мелодий, может передать только один образ - образ музыкальной шкатулки. Понятия не имею, чего ради этот тембр попал в мировой стандарт MIDI, все, что он умеет, можно без труда изобразить "настоящими" инструментами: челестой, маримбой, вибрафоном. Ну да уж попал, и пусть будет... может, только я один не вижу в нем прока...