7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
АРАНЖИРОВКА
Лекции
Что такое аранжировка
Инструментовка
Фактура
Мелодия
О гармонии
Стиль
Клавишные
Хроматические ударные, органы
Гитары
Басы
Струнные
Струнные (продолжение)
Групповые
Медные духовые
Деревянные духовые
Электронные
Общий обзор
"Раздувание"
"Винегрет"
Полезные "мелочи"
Звукоподражание
Практика
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Приложения
Список инструментов midi
Список ударных midi


Каталог распродаж Yoxx.com на сайте skidkabob.ru.


Деревянные духовые

Дмитрий Низяев

Номера 65-72 списка General MIDI - деревянные духовые инструменты. Первые четыре предоставлены саксофонам разных строев и тембров, остальные - "традиционным", так сказать, инструментам. Традиционным в том смысле, что все они имеют сравнительно долгую историю. Все эти инструменты имеют общее в основных чертах устройство: трубка с отверстиями и в качестве мундштука - деревянная трость. Отчасти из-за нее их и называют "деревянными", хотя, трубка саксофона, например, металлическая. Трость саксофона и кларнета на самом деле имеет вид остро отточенной пластины, которая с помощью хомутика прижата к пластмассовому мундштуку и покрывает собой большое отверстие в нем. Мундштук берется в рот так, чтобы трость оказалась на нижней губе и свободно колебаться может тот ее участок, который не прижат губой. Таким образом, регулируя нажим губ и положение мундштука, музыкант может изменять длину колеблющегося участка трости. Когда вдувают воздух в узкую щель под тростью, разница давлений пытается прижать ее к мундштуку и щель сужается. Скорость воздуха падает, уменьшается разница давлений - и трость упруго отодвигается от мундштука. Просвет снова расширяется... и процесс быстро повторяется. Поскольку трость при колебании опирается не на какой-либо жесткий порожек, а на мягкую губу исполнителя, частота свободных колебаний ее выражена слабо, трость может вибрировать быстрее или медленнее - ей почти безразлично (вспомните, как нестабильна высота звука на мундштуке, вынутом из медного инструмента). А в присутствии трубки инструмента эта частота становится стабильной, помните? Так же и здесь: если за тростью деревянного инструмента есть трубка с определенным количеством воздуха внутри, то этот воздух своим резонансом вынуждает трость вибрировать стабильно, с одной частотой. Дальше идут отверстия в стенке трубки, которые закрыты кожаными подушечками, снабженными пружинами и клавишами. Нажимаешь кнопку - крышечка приподнимается и весь участок трубки ЗА этим клапаном, после него, перестает участвовать в резонансе, трубка как бы укорачивается. Звук становится выше. Клапанов у таких инструментов гораздо больше, чем у медных, и они позволяют получить весь хроматический звукоряд. Кроме того, с помощью так называемого "передувания" (усиления напряжения губ и напора воздуха) можно заставить трость колебаться с удвоенной частотой и получить еще одну октаву сверху. Это общий принцип. В действительности имеется множество тонкостей, усложняющих дело. Например, открывание клапана не совсем-таки исключает из работы кусок трубки, и степень эффективности клапана здорово зависит от его диаметра. Простое "передувание" поднимает звук не всегда ровно на октаву, имеются искажения, требующие в разных октавах работать разными клапанами. И так далее.

Гобой и фагот несколько отличаются от кларнета: их трость представляет собой две упругие тонкие пластинки, хитро изогнутые и привязанные друг к другу. Получается подобие маленькой трубочки, расплющенной на одном конце. И колеблются теперь два одинаковых лепестка, навстречу друг другу, как ножки камертона. А поскольку щель, куда входит воздух, теперь создается без участия твердой пластмассы, тембр этих инструментов получается намного теплее, мягче и чувствительнее. Нежнее, я бы сказал.

Совсем иначе действует следующая группа инструментов, начинающаяся с номера 73. Это разные типы флейт. Физика их сложнее, а устройство, напротив, проще. Цилиндрическая (а у некоторых - в виде обратного, сужающегося конуса) трубка с отверстиями, воздух в которой приводится в колебание хитрым аэродинамическим процессом. Например, продольная флейта (это разновидность флейты, которую при игре держат прямо, как кларнет), например, имеет мундштук с тонкой острой перегородкой, как у свистка, на которую натыкается воздушная струя, предварительно точно направленная узким входным каналом. Ну, обычный свисток. Когда быстро текущий воздух "разрезается" острой кромкой, возникают завихрения по одну ее сторону. Завихрения в свою очередь создают в потоке быстрые беспорядочные колебания давления. Но этот турбулентный (проще говоря, "беспокойный") поток оказывается внутри свистка и снова вступает в резонанс. Чем больше объем возуха, заключенного в твердой трубке свистка, тем ниже частота резонанса. Дальше все знакомо: закрытые отверстия в трубке. И звук тем выше, чем ближе к мундштуку первое открытое отверстие. Продольная флейта очень проста в работе - выучи только правильное перекрывание отверстий пальцами - и наслаждайся. В свистке все заранее рассчитано - только дуй в мундштук. Но зато и управлять звуком почти нельзя. Чуть сильнее дунешь - начинается "передувание" и ты оказываешься октавой выше. А ожидал, что будет просто громче. От положения мундштука во рту ничего не зависит. Можно немного вибрировать напором воздуха, можно перекрывать отверстия не полностью и получать искажения высоты - правда тембр при этом становится никакой. Инструмент простой, незамысловатый. Однако, его окраска освежает музыку, напоминая о какой-то фольклорной экзотике. Последнее время тембр этот "изнасиловали" в рекламных роликах и безжалостно эксплуатируют в песнях "на продажу"... И все же его свежесть пока не "убита" и в любое время послужит украшением Ваших аранжировок.

Сразу же отметим особенности этого инструмента при написании MIDI-партитуры. Во-первых, вибрато на продольной флейте получается обычно мелким, быстрым, поэтому стандартный MIDI контроллер придает ей маловато естественности. Вместо этого лучше вписывайте в последовательность MIDI-событий быстрые колебания Pitch Bend в пределах четверти тона и с частотой около восьми в секунду. И, как Вы уже знаете, вибрато не следует появляться в начале ноты - лучше секунду спустя. Во-вторых, в силу очень уж простого устройства этот инструмент не слишком точен - некоторые ноты у него заметно фальшивят, чаще кверху. Кроме того, высота звука зависит и от напора воздуха, а воздух имеет обыкновение расходоваться в длинных нотах. Следовательно, делайте иногда плавное понижение к концу длинных нот - тоже где-то на четверть тона. Очень освежает, придает музыке долю наивной простосердечности, доверчивости. В-третьих - тоже следствие простоты конструкции - на продольной флейте частенько не удается чисто и четко перейти с ноты на ноту. Дело в том, что некоторые ноты берутся на ней противоречиво. Скажем, при одной ноте палец А прижат, а Б - поднят. А при другой - Б прижимается, а А - отпускается. Приходится доновременно двигать пальцами в противоположные стороны. А поскольку эта флейта мгновенно реагирует на закрывание отверстий, то малейшая неодновременность работы пальцев вызывает посторонние призвуки. То есть, коротенькие посторонние ноты. Этих нот в мелодии продольной флейты полным-полно, они - ее визитная карточка. И очень ей к лицу, кстати говоря. Рассмотрите в MIDI-редакторе следующий пример под большим увеличением (я имею в виду партию солиста, дорожку номер 1). Проследите за значениями Weel на предмет описанных тонкостей (пример).

Очень близкие исполнительские особенности имеет другой "примитивный" инструмент - английский рожок, номер 70. Это потомок пастушьих рожков средневековья, которые делались из козьего рога и бересты. Русский аналог - жалейка. Звук Вам хорошо знаком. Резкий, даже наглый - но "наглый" по-доброму, по-детски. Самодельные рожки всегда безбожно фальшивы, потому что, в самом деле, нужна изрядная точность, чтобы правильно вырезать колеблющийся язычок, да прорезать отверстия на нужных местах. Пальцами на этом инструменте работают примерно так же, как и на продольной флейте, отсюда - множество маленьких очаровательных погрешностей и неточностей.

Поперечная флейта - нечто совсем иное. Это именно то, что мы привыкли называть флейтой, без уточняющих определений. Легкая металлическая трубка длиной в руку, держат ее "поперек" - параллельно правому плечу. Звук на флейте извлекается совсем иначе. Продолговатое отверстие в боковой стенке трубки, окантованное твердой пластмассой с точными, незакругленными краями. Этот мундштук кладется на подбородок, и воздушная струя, сформированная - заметьте - не заранее спроектированным каналом, а Вашими теплыми и трепетными губами, направляется прямо на край отверстия. Струя разбивается об этот край, и образует завихрения. Дальше Вы знаете. Поперечная флейта гораздо совершеннее продольной. Ее отверстия снабжены точным и довольно развитым механизмом клапанов и удобно расположнными под пальцами клавишами. Она намного точнее изготовлена и может дать фору даже скрипкам по чистоте интонирования. Но главное, способ звукоизвлечения поперечной флейты позволяет необычайно свободно управлять окраской звука. Вы можете направить струю в разные точки входного отверстия, Вы можете покачивать флейту, подставляя ее под воздушную струю под разными углами, Вы можете формировать острую, тонкую и сильную струю, либо широкую и мягкую - в точности так же будет меняться и тембр звука. Вы можете заставить звук возникнуть из тишины и шороха, плавно и вкрадчиво, или можете "уколоть", "ударить" начало звука. Бытрая техника у флейты просто невообразима. Гамму она может сыграть с такой скоростью, что Вам не удастся услышать ни одной отдельной ноты - единый вихрь.

Хочется отдельно остановиться на вибрато поперечной флейты. В MIDI теоретически предусмотрен этот прием, но мне не приходилось слышать это в действии, потому что это реализовано только в дорогих семплерах, вроде SB Live! полной версии, да и никто из слышанных мной интерпретаторов не пытался к этой возможности обратиться. Я имею в виду амплитудное вибрато. Флейтист придает эту трепетность звуку инструмента колебаниями своих легких и своих губ. Колеблется напор воздуха и степень "фокусировки" воздушной струи. Доступными всем средствами Вы можете сымитировать это путем колебаний громкости в том MIDI-канале, где у Вас играет флейта. Сравните две одиночные ноты (пример 1 и 2) - во втором случае я вписал колебания Volume между значениями 100 и 60 и с частотой около четырех в секунду.

Как и все духовые инструменты, флейта может широко изменять динамику (громкость) в течение одного звука, что по выразительности ставит ее в один ряд с остальными "корифеями" чувства - виолончелью, скрипкой, валторной и т.д. Как и все они, флейта не нуждается в украшениях и помощи, и может в одиночку живописать тончайшие смены настроения. Вот Вам немножко музыки - всего лишь два благородных инструмента рисуют теплейшее, искреннейшее чувство лучше самого громадного оркестра (пример). А может быть, это достигается именно из-за камерности, "крошечности", интимности этого ансамбля. Очень доверительно звучит, не правда ли? Флейта - инструмент очень легкий на подъем. Я имею в виду, что она начинает полноценно звучать мгновенно, как только получает воздух. Ей не нужно времени на раскачку и образование всяких там резонансов. Звук появляется как выстрел. Это широко используется в ритмичных мелодиях - флейта может вести себя почти как ударный инструмент (пример). Эта ритмическая активность у нее сочетается с совершенно фантастической подвижностью - обратите, например, внимание на такты 11 и 31 в примере. Эта скорость исполнения гаммы вполне реальна - данный пример я "снял" по слуху с грамзаписи в точном темпе.

Отлично, пойдем дальше. Флейта-пикколо - малюсенькая родственница поперечной флейты - не более 30 см длиной. Помню, как я завидовал флейтисту в военном оркестре, где я "устроился" во время срочной службы. Я волоку свою тубу на спине, она задевает меня по затылку и временами поддает раструбом под коленки. А длинный флейтист сунул свою "пикколку" в рукав, руки в карманы - и не мерзнет. Нет справедливости на свете! Пикколо во всем похожа на обычную флейту, только играет октавой выше и может "пронзить" своим свистом какое угодно фортиссимо. Можете для практики скопировать мой пример о "прощании славянки" из прошлого урока; и все высокие трели, украшающие припев, продублировать октавой выше тембром пикколо. Вот именно так эту флейту используют при оркестровке. Она точно так же "раздвигает" оркестр в высоту, как это делают литавры на нижнем конце шкалы. Самый высокий инструмент оркестра (ну, разве что, кроме треугольников да колокольчиков, на которых и мелодию толком не сыграешь).

Еще один вид - флейта пана, или пан-флейта. Народный инструмент, представляющий собой связку, "батарею" закрытых с нижнего конца деревянных трубочек, настроенных каждая на свою ноту. По способу игры очень напоминает губную гармонику - умеет "подъехать" к ноте снизу или мелко вибрировать. Совсем не может исполнить двух- или трехголосные мелодии, к тому же имеет довольно ограниченный набор нот, только для одной тональности. Тембр очень нежный и светлый, интонация - слегка фальшивая.

"Бутылки", номер 77 - Ну, тут все понятно. Наполняете водой бутылку и дуете легонько горизонтально на ее край. Подливая-отливая воду, настраиваете звук на нужную высоту. Получается аналог пан-флейты с глуховатым таинственным тембром и совсем никакой подвижностью. Но удовольствия при игре - вагон!

В конце этого раздела списка имеются несколько тембров национального происхождения, японских, в частности. Тут Ваш покорный слуга ничего ценного не скажет - никогда в жизни не слышал этих инструментов вживую и свойства их представляю очень туманно. Этими тембрами я иногда пользуюсь в качестве тембровой подкраски, подмешивая их к партиям обычной флейты и всевозможных стальных ударных. Так сказать, сыплю сахар по вкусу...