7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
АРАНЖИРОВКА
Лекции
Что такое аранжировка
Инструментовка
Фактура
Мелодия
О гармонии
Стиль
Клавишные
Хроматические ударные, органы
Гитары
Басы
Струнные
Струнные (продолжение)
Групповые
Медные духовые
Деревянные духовые
Электронные
Общий обзор
"Раздувание"
"Винегрет"
Полезные "мелочи"
Звукоподражание
Практика
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Приложения
Список инструментов midi
Список ударных midi


Кредитные карты по паспорту онлайн.


Общий обзор

Дмитрий Низяев

Пробежим галопом несколько оставшихся групп списка. В них содержатся тембры вспомогательного свойства и, как мне кажется, не претендующие на "увековечивание" в мировом стандарте. Однако, среди них есть несколько очень полезных, необходимых даже, звуков, которые, без сомнения, переживут будущие изменения этого стандарта. Группа национальных инструментов (номера 105- 112), очевидно, нуждается в расширении. Там представлены тембры, характерные для азиатских стран, Америки, Японии и Китая. Туда бы еще не помешало добавить зурну, например. И балалайку - во всем списке нет ничего даже отдаленно похожего. И украинские цимбалы, и чукотский тамтам, ирландская волынка, русская береста - много чего следовало бы иметь в списке. Я бы урезал десяток синтетических тембров ради этого - все равно все их многообразие неподвластно MIDI-протоколу. Но и те тембры, какие у нас есть - все равно прекрасно послужат для создания национального колорита. Тут, я думаю, Вам ни примеры, ни словесное разжевывание не нужны. Банджо Вы слышали не раз, и манеру игры на нем представляете.

Ударная группа (113-120) тоже не нуждается в пояснениях, все ясно по названиям. Могу только посоветовать: к примеру, электронные барабаны здесь звучат как-то тускло, не берут за душу. Поэтому лично я их всегда смешиваю с чем-нибудь более капитальным, вроде литавр, выдавая эту смесь за один инструмент. Тогда басовитая основательность литавр преотлично оттеняется подвыванием электроники.

Деревянные коробочки я обычно применяю в дальнем заднем плане, как фон для русской протяжной темы или какой-либо медитации вне темпа. Это срабатывает наподобие равнодушного тиканья метронома или капающей воды, придает времени ощущение бесконечности или тоски.

Реверсированная тарелка сама по себе тоже мало что означает - во всяком случае, я ни разу еще не встречался с музыкой, где она бы прозвучала к месту. Но этим тембром очень хорошо бывает предварить сильный удар по обычной большой тарелке. Если кульминационный момент подготавливался достаточно долго и трудно, то простого удара мало, не удовлетворяет как-то. А удар с "предзвуком", с эдаким звучащим "замахом" - гораздо утвердительнее звучит.

Следующая группа - немножко эффектов. Первый из них - свист гитарной струны - первоклассный эффект, без него, можно сказать, как без рук. Все знают, что гитара не настолько комфортна для музыканта, как, скажем, рояль. Левая рука должна быть очень гибкой, моментально и сильно меняет свою форму, да при этом и силу изрядную прикладывает. А позиции необходимых созвучий на грифе часто далеки друг от друга. Когда музыка требует от гитариста быстрого перемещения руки в новую позицию - и возникает этот специфический призвук. От трения пальцев по проволочной оплетке струн. Естественно, звук этот тем резче и выше, чем быстрее передвигается рука. Для миди-композиторов это означает разную высоту клавиш, которыми этот звук извлекается. Когда Вы пишете пьесу для гитары, или когда гитара достаточно хорошо слышна на фоне других инструментов, не поленитесь, выделите специальный трек и впишите в нем эти самые свисты. Моменты для них выбирайте перед самым ударом очередного аккорда или ноты. Не допускайте, чтобы старое созвучие продолжало тянуться вместе с этим призвуком. Либо остановите звучание аккорда, либо снабдите его быстрым подъемом или опусканием с помощью Weel. И, как с любой специей, не злоупотребляйте этим приемом. После того, как он прозвучит десяток раз, слушатель перестанет его слышать. Например, на гитаре как правило близко и удобно переходится между аккордами квартового соотношения (типа ля-ре или ля-ми) - значит, между этими аккордами свист струн ни к чему. А вот при сильном изменении регистра, скачках в другую октаву, особенно в одноголосной мелодии - такие призвуки всегда очень кстати. Сам я на гитаре не играю, и может быть, кто-либо из Вас может сказать по этому поводу что-то более ценное. Если не лень, поделитесь, мы все будем благодарны! А я могу предложить только один из уже знакомых Вам кусочков (пример) - просто отследите искомые призвуки - их в этом примере всего три - и оцените, насколько они добавляют естественности в "голой" партии гитары.

Номер 123 - шум морского прибоя. В целом-то тембр довольно плохо сделан, плохо зациклен и на море по больщому счету совсем не похож. Но это - когда слушаешь его отдельно, что в жизни почти и не нужно никому. На фоне же некоей ласковой музыки, для коей он предназначался, этот звук вполне приемлем по качеству. Надо только скрыть его грубоватое начало (нажать клавишу при нулевой громкости и вывести уровень через полсекунды), потом плавно убрать громкость до того, как шум прекратится естественным путем. А чтобы скрыть неровность его зацикливания, достаточно удерживать две-три соседние клавиши, нажатые неодновременно - и все звучит ровно. Кроме того, этот тембр никак не должен быть слышен из конкретной точки стереопанорамы - ведь морской прибой - штука очень большая и длинная! Назначьте тембру пару миди-каналов в разных концах панорамы и слегка пошевеливайте регулятор "Pan", пока шум не умолкнет - это придаст звуку пространственную протяженность. А еще этот тембр очень помогает для искусственного загрязнения фонограммы. Ведь MIDI-музыке от природы присуща некоторая стерильность, неестественная чистота. А в жизни-то так не бывает! Или магнитная пленка шумит (хоть это и уходит сейчас в прошлое, однако за долгие годы стало слишком привычным для слуха), шумят усилители и провода, шумит ветер за окном и так далее. Любой естественный, жизненный звук всегда сопровождается всяческими шумами. Мы их не замечаем обычно, но вот их отсутствие сразу обращает на себя внимание и Вы отлично слышите, что звук не жизненн. Это очень незаметный эффект, но действует неизменно, прямо на подсознание. А Вы знаете, что Ваш собственный организм изрядно шумит? Ведь большинство людей об этом понятия не имеют - это и естественно, и привычно, Ваш мозг автоматически фильтрует эти шумы, но ведь они всегда есть! Прислушайтесь к полной тишине, когда окажетесь в ней. Шум - и довольно грубый шум - тока крови в сосудах, пролегающих в районе Вашего уха, да еще и промодулированный сердечными сокращениями - оказывается, очень громок. Прижмитесь ухом к подушке - просто явственный шум! Короче говоря, привнесение шумов в стерильную миди-музыку - ощутимо придает ей живости и теплоты. Попробуйте сами, украсьте таким способом Вашу пьесу. Сделайте шумовой фон едва слышимым, так, чтобы он был незаметен за самой музыкой. Если музыка становится громче - пусть и шум тоже возрастает, если музыка приходит в пианиссимо - пусть шум останется, только на запредельно низкой громкости. А вот при общей паузе - пусть и шум исчезнет. Тогда слушатель испытает несказанное блаженство от тишины такого уровня, которого его подсознание никак не предполагало при слушании этой пьесы. Обещаю Вам, что после такой доработки Ваша музыка будет звучать человечнее, доходчивее, хотя слушатель и не заметит столь тихих примесей. Это будет воздействие на подсознание, на самые древние инстинкты человека.

Оставшиеся звуковые эффекты, как Вы можете видеть из списка, вообще к музыке отношения не имеют и могут оказаться полезными только, если Вы создаете MIDI-сопровождение к мультфильму или просто шутите. Звуки вроде телефонного звонка или милицейского свистка (один из тембров списка ударных) - уместны в музыке стиля техно, например, но здесь Ваш покорный слуга не силен, к сожалению. Будет прекрасно, если найдется кто-то, кто пожелает преподать современные стили на нашем сайте. Уверен, у этого автора будет море читателей!

Вы знаете, до сих пор я сам не очень понимаю, для чего я столько времени посвятил такому нудному и неторопливому разбору стандартного списка тембров. Какое-то чувство, понимаете ли. Что-то говорит мне, что невозможно писать музыку выразительно и разнообразно, если не относишься к каждому из своих оркестрантов как к живому человеку, полному своих чаяний и болячек. Если ты не держал в руках вибрирующую скрипку с тонкой талией - ну какое чувство ты сможешь вложить в ее уста? Если ни разу не дунул со всей дури в тубу (так, что у тебя аж в другом конце позвоночника засвербит), тебе и в голову не придет поручить тубе нежный монолог... Ну, пусть Вам не пришлось потрогать живых инструментов наяву, но Вы можете хоть попытаться вообразить себе это. Может быть, ради этого я так засиделся на разборе тембров.

А с другой стороны, если Вы благополучно переплыли этот трудный участок, не потеряв интереса и, так сказать, запала, то теперь Вам будет гораздо легче. Как и в любой науке, здесь тоже нужна некоторая доля "зубрежки", просто перекачка информации в голову.

Но, как бы то ни было, это все позади. Дальше нас ждет работа более интересная, более творческая, множество экспериментов и находок. Мы с Вами освоим некоторые приемы обращения со слухом нашей аудитории, с воздухом в нашем зале и с нашей звуковой картой. И, наконец, приступим к собственно аранжировке, если не к сочинению (сам пока не знаю, как пойдет), применяя все вышеизученное: стиль, форму, гармонию, тембр, акустику и т.д. Так что, ко всеобщей радости, нам уже виден конец пути!