7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
АРАНЖИРОВКА
Лекции
Что такое аранжировка
Инструментовка
Фактура
Мелодия
О гармонии
Стиль
Клавишные
Хроматические ударные, органы
Гитары
Басы
Струнные
Струнные (продолжение)
Групповые
Медные духовые
Деревянные духовые
Электронные
Общий обзор
"Раздувание"
"Винегрет"
Полезные "мелочи"
Звукоподражание
Практика
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Приложения
Список инструментов midi
Список ударных midi


Гибридный и комбинированный кабель www.mkmos.ru.


Электронные

Дмитрий Низяев

Номера 81-104 списка посвящены всевозможным тембрам электронного происхождения. Как Вы сами понимаете, профессиональный аналоговый синтезатор способен теоретически создать какой угодно тембр, даже такой, который Ваш собственный слух считает определенно невозможным. У такого агрегата имеется множество настроек, то есть, ручек, влияющих на каждый отдельно взятый параметр звука. Следовательно, Вы можете получить воистину все, Вы всемогущи. Но...

Очевидно, что с точки зрения музыки (а не научно-исследовательских задач) тембр оценивается ушами совсем не с тех позиций, с каких Вы беретесь за кручение ручек синтезатора. Вы крутите частоты, количество гармоник, модуляции, уровни шума, формы огибающей, и прочие параметры физического плана. А Ваши уши в это время оценивают такие параметры как жесткость-мягкость, устойчивость-зыбкость, светло-темно, тепло-холодно. Вы слышите не цифры, а ощущения. Вы не оцениваете количество гармоник или ширину спектра, или отчетливость интерференции, или фазовращение - а ловите ассоциации с каким-либо из слышанных раньше в жизни звуков, ищете сходство с чем-либо, пытаетесь осязать звук наощупь. И звук кажется Вам тем интереснее, чем более сильные (или утонченные) ощущения он вызывает, будучи более или менее похож на что-либо естественное. Искусственный звук скрипки ведь не идет ни в какое сравнение по выразительности со скрипкой живой. Он интересен лишь постольку, поскольку напоминает о скрипке, привнося свои необычные искажения. И так происходит у Вас в глубине мозга с любым, даже самым невероятным тембром. Он может быть абсолютно не похож ни на что на свете, и Вам становится интересна именно эта непохожесть, а не сам тембр. Психология!

Вам следует быть особенно внимательными и осмотрительными при работе с искусственными звуками. Они обладают свойством азартной игры: подчинять себе Ваш разум. Вы рискуете незаметно для себя потерять связь с реальностью. Вам может показаться, что Вы действительно всемогущи и вольны творить неограниченно. Видал я одного романтика, которому показалось, что он умеет летать... Такая, знаете ли, вмятина на асфальте... Там еще лужа по осени образуется, вместо памятника...

Так вот, когда Вы берете на вооружение какой-либо любой искусственный звук (да и любое искусственное средство воздействия, хоть таблетки!), Вы должны во-первых, не превышать дозу, а во-вторых - не попасть самому под это воздействие. Иначе Вы моментально "взовьетесь" в страну блаженства, забудете обо всем. И оставите слушателей в одиночестве. А блаженствовать самолично - не есть наша цель, согласны? Наоборот, нам нужно заставить "взвиться" посторонних людей, людей с другим настроением, с другими вкусами, людей, которые думают о постороннем. Даже людей, критически предвзятых к Вашей музыке. Ну, может, и не удастся покорить всех, но цель тем не менее именно в этом, договорились?

Что тут главное? Естественность. Это главный "параметр", поворачивающий Ваших слушателей к Вам лицом - или, наоборот, другим местом. В работе с естественными средствами, вроде тембров реальных инструментов, Вам помогут элементарные знания свойств этих инструментов. Именно ради этого я вот уже десяток "уроков" пытаюсь рассказывать, что знаю, об устройстве и исполнительских особенностях разных инструментов. Любой из них имеет естественные звуковысотные границы, естественные скоростные возможности, свой естественный набор штрихов и туше. Соблюдайте эти ограничения - и тогда степень проникновенности Вашей музыки будет зависеть только от качества и глубины эмоций, которые Вы вкладываете в мелодию. Все остальное сделает за Вас природа - вернее, слуховые ассоциации слушателей. "Скрипка - Паганини", "пассаж - водопад", "тремоло - холод", "быстрый темп - возбуждение"... Тут действуют ассоциации общечеловеческие, Вы можете быть уверены, что вызовете данную эмоцию у кого угодно, независимо от его национальности или настроения. Каждый человек на планете слышал каприс Паганини, дрожал от холода, каждый при быстром темпе ощутит ток крови, потому что в детстве много бегал и прыгал. Природа, понимаете?

Ну, а искусственные звуки таких ощущений не вызывают. Вернее, вызывают лишь настолько, насколько ассоциируются со звуками естественными - то есть, почти никак. Слушателям приходится знакомиться с новыми ощущениями, они вынуждены напряженно - хоть и подсознательно - искать в себе эти ассоциации. А поскольку человеческая природа не подготовила для этого почвы, то ощущения у всех возникают очень разные, непредсказуемые для Вас. Поэтому, позвольте первый совет: не инструментуйте Вашу музыку только такими тембрами. Дайте слуху "зацепиться" за что-то знакомое. Пусть у Вас, к примеру, идиотически-чистая прямоугольная волна ("square wave") ведет свою тему в сопровождении.. ну не знаю, органа. Или, там, нежного трио гобоев. Тогда атмосфера в Вашем зале будет строиться на гобойных (то бишь, пасторальных), или органных (церковных) ассоциациях. И уже с полученной эмоциональной позиции мы будем воспринимать неодушевленный тембр сольной партии В СВЯЗИ с атмосферой, в сравнении с ней, в некоем художественном контексте. Это - уже картина, уже сюжет, пища для медитации, понимаете? В то время, как чистый неживой тембр сам по себе контекста дать не может. Он вообще ничего не может, кроме того, чтобы изображать самого себя, а такой неживой атмосфере цена - три с половиной копейки (это такая старинная денежная единица, стоимостью примерно с нынешний рубль).

Кроме того, искусственные звуки не имеют естественных свойств. Они никак не ограничены в высотном диапазоне, темпе, длительности, интенсивности - ни в чем. Это, конечно, здорово (вот она, долгожданная свобода!), но и опасно для содержания музыки. Я уже не раз говорил, что любая противоестественность очень заметна в музыке. Заметна настолько, что мгновенно перетягивает внимание на себя и не позволяет услышать ничего. Никто из Ваших слушателей не обратит внимания на самый изысканный аккорд или самый остроумный ритм, гордость и "гвоздь" всего произведения, никто не проникнется самым искренним и сокровенным Вашим чувством, если в этот момент хоть один инструмент или один звук окажется неестественным. И Ваши старания пропадут без пользы. Вот, а электронные тембры неестественны изначально, потому нужно быть ой, как осторожным!

Первое, что бросается в глаза в электронном звуке - это его прямолинейность, безапелляционность, что ли. Объяснение простое: так же, как и с искусственной компьютерной графикой, имитировать реальность обходится слишком дорого. Просто нет пока в природе машины такой мощности. Очевидно, такая машина принципиально невозможна.

Ну, в программе Paint, которая прелестно работает на 486-м компьютере, мы можем изобразить простые геометрические фигуры, в лучшем случае - нарисовать кривую рожицу. Это ведь не может претендовать на имитацию реальности, верно? Отлично, берем Pentium II, запускаем Corel Draw. Сразу доступно целое море эффектов, богатейшие полутени, филигранное качество. Но и это не имеет с реальностью никакой связи! Ага, добавляем память до 256 Mb, устанавливаем 3D-Studio. Тут можно управлять освещенностью, прекрасно строить в объеме (и то, объем-то весьма условный! О чем можно говорить, когда наш искусственный мир остается нарисованным на поверхности монитора!). А потом попробуйте запрограммировать в данной программе хотя бы десяток источников света, отследить отражения и рассеяния света от поверхности объектов, отсветы этих отражений на других объектах, да еще, отсветы отсветов с учетом взаимного светового влияния объекта на объект... Добавьте в картину хотя бы сотню независимых объектов (а ведь в реальности мы их видим одновременно сотнями тысяч! Каджая соринка на полу!), добавьте туда хоть немного более естественное движение персонажей - и программа будет обсчитывать каждый кадр Вашего фильма по трое суток! А для реалистичности Вам нужно иметь скорость - сто кадров в секунду, между прочим. И ничем Вам не поможет специализированный видеопроцессор, хоть самый крутой ускоритель. Возьмите любую 3D-игру, обеспечьте ее действительно необходимым для реалистичности количеством полигонов и качеством текстур - и Ваш ускоритель будет терять по целому часу на построение одного кадра игры... А потом изобретите такое устройство, чтобы строить изображение вокруг Вас в объеме - ну, голографический монитор эдакий - и Вам не хватит жизни, чтобы дождаться хоть одного по-настоящему похожего на реальность кадра. А если и хватит, то Вы все равно найдете в нем изъяны. Эта задача - принципиально неразрешимая. Реальность много сложнее любой попытки имитации просто потому, что создатели этой имитации физически не могут знать об этой реальности все до конца.

И со звуком, вопреки распространенному мнению, ситуация ничуть не легче. Уши наши так устроены, что вполне могут давать не меньше информации, чем глаза - мы просто этим не пользуемся, как правило. У нас глаза есть. Вы отлично знаете, что слепые люди имеют более острый слух. Но Вы бы ни за что не поверили, ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ полное представление о мире эти люди получают ушами! Если окружающая среда звучит, такой человек будет в ней ориентироваться не хуже Вас, он может взять со стола предмет, не нащупывая его, я сам это видел. Он может, как летучая мышь, подсознательно анализировать отзвуки от собственного голоса и уже по ним способен ориентироваться. Он знает, чем отделаны стены и полы в комнате, он даже в курсе происходящего у соседей, в то время, как Вы просто не замечаете этих звуков - у Вас есть глаза. К чему я это говорю: почаще закрывайте глаза, музыканты, и вслушивайтесь! Вы удивитесь, как много удовольствия это даст, как много интересного мы обычно пропускаем мимо себя только потому, что слишком полагаемся на глаза. Мир может быть ярко нарисован только одними звуками во всем своем великолепии.

Ну так вот! (что-то я сегодня болтлив не в меру...) Создать по-настоящему реалистичный звук столь же сложно и недостижимо, как и картинку. Помнится, совсем недавно я упоминал об имитации тембра скрипки, Вы, без сомнения, знаете, как мало успеха достигнуто в воссоздании человеческого голоса. Да, достигнуты чудеса с точки зрения техники, но все это так же далеко от реальности, как и в начале этого пути. В этом аспекте электронные тембры, применяемые в музыке также выглядят элементарыми. Пусть даже работает сотня синусоидальных генераторов, пусть звук фильтруется по сотням частотных диапазонов, пусть введена сотня дополнительных блоков и контролируется сотня параметров. Наши уши без труда распознают подделку и даже в горячечном бреду не спутают ее с реальным живым звуком. И уж тем более это относится к очень ограниченному набору тембров, что представлен стандартом General MIDI. В нашем списке имеется несколько примитивных по определению волн, вроде синусоиды, прямоугольника и треугольника, добавлены самые основные обработки, вроде смешивания двух-трех волн вместе или вращения фаз. Это - такие же примитивы, как незакрашенный квадрат или круг в графике. Поэтому, естественно, такие тембры очень маловыразительны, я бы даже сказал - грубы. Отсюда можно сделать вывод: если подобными красками рисовать всю картину, мы не можем получить ничего, кроме рекламного плаката или кубистической схематики - довольно ограниченный выбор образов, не так ли? Следовательно, если Вы не хотите зациклить все свое творчество на кубизме и рекламном ремесле, нужно научиться использовать этот материал и другими способами.

Первый из них мы уже обсудили чуть выше - это введение наглых и ярких красок на фон из естественных ассоциаций, помните? Нарочитая грубость искусственных звуков, конечно, не всегда является недостатком. Ведь Ваш замысел может преследовать именно эту цель. Хочется привести в пример композицию одного из ярчайших авторов нашего миди-архива - "Кривое зеркало" Ольги Праздничных. Оглушительное вступление "яркого" тембра (номер 101 списка) после завораживающей тишины, эта нервическая вибрация - создают эффект, будто Вас разрывает в клочья, просто мурашки по спине. Сразу оказываешься во враждебной, полной дробящегося света и кошмарного ужаса, сказочной атмосфере. Это заслуга тембра. (пример). Природа подсказала автору то, о чем мы говорим: главная мысль пьесы, "зеркальная" атмосфера, создается отнюдь не тем тембром, который солирует, не искусственным. Объем заполняют в основном все-же звуки, которые мы с Вами не раз слышали в жизни: стеклянно-металлический звон. Ольга, уверен, не задумывалась об этом специально. Ее природная одаренность сработала не менее надежно, чем сознательный расчет: рисовать жестокое отражающее стекло можно только тембрами, которые и в жизни присущи вещам холодным и блестящим. А уж на фоне созданной атмосферы, в ее контексте, электронный звук несет уже точную эмоцию. Стало быть, запомним: в сочетании тембров естественных с искусственными, первые создают картину, основу, а последние - приобретают смысл только внутри этой картины.

Еще один подход. Электронные тембры могут сослужить Вам хорошую службу в качестве специи, примеси. В больших дозах такой инструмент может участвовать в составе оркестра на равных правах с остальными. В зависимости от содержания Вашего замысла, он может вести сольную партию, полноценную мелодию - либо под аккомпанемент остального оркестра, либо параллельно с одним из его инструментов. Сам тембр при этом ясно слышен, не прячется (пример).

В малых же дозах искусственные тембры очень удобно примешивать к некоему ведущему инструменту ради его спектральной раскраски. Я и сам довольно часто и с удовольствием этим пользуюсь. Вот, к примеру, шматочек шкодливого настроения: начинается просто одной из бас-гитар, затем добавляется "sweep pad" (96-й номер списка). Первый тембр имеет яркую атаку с относительно мягким продолжением звука, второй же, наоборот, начинает свои ноты "с закрытым ртом", а мгновением позже спектр его частот раздвигается вверх. В сумме получается такой вот дурашливый тембр, как бы кривляющийся перед Вами (пример).

Если главная мысль Вашей работы не чужда ужасам, фантастике, мистике и т.п., то конечно, сам Бог велел целиком инструментовать пьесу именно неживыми тембрами (пример). Зато представьте, как свежо и неожиданно будет внезапно появиться беззащитному живому голосу в такой холодной и бездушной обстановке! (пример). Это пример, обратный первому: саму картину создаем из пластика, металла, холода и страха, а главный звуковой персонаж - теплый и живой - по контрасту воспринимается неизмеримо острее, вызывает неизмеримо больше сочувствия, Вы согласны?

Дальше. Нынешние сочинители - все практически, в том числе и демонстрировавшие свои работы на нашем сайте, - находятся во власти музыкальных стереотипов, и даже полная свобода, которую им открывает применение искусственных звуков, не может этот стереотип сломать. Такой автор сочиняет мелодию, гармонизует ее аккордами, вписывает в конкретный ритм. Потом он дает мелодию одному искусственному инструменту, аккорды - другому искусственному инструменту, приписывает бас - для третьего, именно басового искусственного тембра - и поручает ритм ударным инструментам. И так повторяется в другой пьесе. Меняется мелодия, меняются аккорды, меняются ритмы. Но сам алгоритм написания пьесы почему-то незыблем. Это - стереотип. Хочется посоветовать уважаемым композиторам - Вам, то есть - ставьте под сомнение каждый свой шаг.

Решили Вы написать пьесу - спросите сначала себя, обязательно ли начинать с мелодии? Нужна ли она вообще? Обязательно ли ей быть выше других партий? Медленнее ударника? В той же тональности, что и аккомпанемент? Может ли барабан провести мелодию?

Захотели Вы добавить аккорды - спросите себя: Почему вообще понадобились аккорды? потому, что так принято? А не лучше ли передаст Вашу мысль одна мелодия? Или только ударник? Или восемь мелодий сразу, но без гармонизации? А если все же нужны аккорды, то обязательно ли этим аккордам сменять друг друга именно в два раза на один такт? А если гармонии будут меняться с частотой в 1/16 длительность - не передаст ли это моего настроения точнее? А если сменять аккорды один раз за сорок тактов? А если аккорды поместить в пятой октаве, а мелодию - в субконтроктаве? Да еще и завернуть ее в другом темпе вообще?

Авторы, ищите новое, постоянно пробуйте и щупайте. Старайтесь в любой момент поймать себя на том, что Вы опять подчиняетесь традиции.

Вот, и тут: автор берет искусственный тембр и поручает ему вести мелодию, которую с тем же успехом могла бы вести и скрипка. Для чего? Почему же не оставить Богу Богово, а скрипке - скрипичное? Ведь электронные инструменты не имеют никаких ограничений - зачем же им опять поручать традиционную работу? Обратите эту опасную свободу себе на пользу и дайте Вашему солисту такую мелодию, которую ни на чем живом не сыграешь физически. А если Вам все-таки нужна именно эта мелодия - то спросите себя, почему Вы не отдали ее именно этому синтезатору. Может быть, этот выбор и оправдан - но Вы должны это сознавать, потому что когда нечто написано просто так, лишь бы написать, а потом исполнено на инструменте, выбранном необоснованно, то "самодельность" музыки, кустарность ее, очень бросается в глаза сразу. Точно так же смотрится какой-нибудь "жигуль", немилосердно обвешанный фонариками и гномиками, облепленный блестящими наклейками, загроможденный всеми мыслимыми безделушками, какие только попадались на пути его хозяина. Нельзя же украшать тем, что не добавляет красоты!

Поэтому стремитесь, чтобы Ваша музыка выражала ОДНУ главную мысль, ОДНО состояние души. И на эту цель направляйте усилия как формы-гармонии-ритма и т.п., так и акустики-тембров-и т.п. Контраст - это сила. Но нельзя ставить все в контраст всему. Выбрали яркий тембр - тогда фактура должна быть спокойной. Выбрали "густые" гармонии - тогда форма мелодии должна быть простой и понятной. Не торопитесь показать сразу все, что Вы умеете - впереди у Вас сотни пьес, в которых можно будет "оторваться" как-то иначе. МЫСЛЬ должна быть одна - главная. Все остальные мысли - второстепенные.

Вы вот сейчас читаете это все, и думаете наверно, что я пишу очевидные вещи, которые и так известны даже детям. Однако, почти никто не может избежать соблазна "украшательства". В данном случае потому, что (мы уже говорили об этом) искусственные тембры подчиняют себе Ваш рассудок и Вы теряете реальность. Это и есть главная опасность для композитора в электронной музыке. Конечно, ничего не стоит нажать на синтезаторе "до" суб-суб-суб-контроктавы. Будет фантастично. Вот именно легкость этого нажатия и опасна, она слишком бездумна.

Мы с Вами отнюдь не имеем той свободы полета, о которой рапевают песнопения далекие от музыки мечтатели. Мы с Вами берем на себя труд ВЕСТИ наших слушателей откуда-то и куда-то. Это ради них все и затеяно, это им Вы посвящаете Вашу жизнь и самые глубинные Ваши откровения. В Ваших руках находится сердцебиение множества людей в воображаемом концертном зале. Они под Вашим руководством отправляются в сказочную страну и доверяют тому маршруту, которым Вы их поведете. Следовательно, во всем огромном зале именно Вы - Вы один! - не имеете права "летать", мечтать и расслабляться. Это - удел слушателей, понимаете? А Ваша задача - помнить о цели путешествия, знать дорогу к чуду, знать и использовать чувствительные места в душах слушателей. И делать это, конечно, с умом: где-то осторожно, а где-то и боль причинить. И не теряя курса, довести всю эту толпу до Вашей цели, до того состояния, которое Вы хотели внушить, когда писали эту музыку.